ПНА находит выходы из тяжелого экономического положения

Несмотря на заявления премьер-министра Палестинской национальной администрации (ПНА) Мухаммеда Штайе, в частности в интервью The New York Times, о чем мы писали в предыдущей статье, не похоже, чтобы ПНА потерпела экономический крах. Предпринимаются экономические меры, призванные сохранить ПНА и ее структуру власти.

Как только М.Штайе заявил о возможно скором коллапсе ПНА и о том, что властям ничего не останется делать, как распустить сотрудников служб безопасности, от координации действий с которыми израильские военные во многом зависят в обеспечении безопасности на Западном берегу р. Иордан и предотвращении терактов в самом еврейском государстве, это было воспринято в основном как попытка запугать Израиль и западные страны.

Тем временем ПНА действительно переживает тяжелый финансовый кризис, который стал результатом прекращения американской помощи ПНА в свете глубоких политических разногласий и полного разрыва палестинцами отношений с нынешней произраильской администрацией США. Кризис вызван также отказом Махмуда Аббаса (Абу Мазена) получать от Израиля ежемесячные налоговые поступления, которые израильские власти собирают для ПНА и которые составляют 70% ее бюджета.

В феврале этого года в соответствии с принятым Кнессетом законом от 2 июля 2018 года, смоделированным по американскому «Закону Тейлора Форса», Израиль начал вычитать около 138 млн долларов так называемых «денег за убийство» из примерно 2,5 млрд долларов в год собираемых для ПНА налогов. Вычитаемая сумма равна объему финансовой поддержки, которую власти ПНА предоставили в прошлом году палестинцам, заключенным в израильских тюрьмах, их семьям, а также родным тех, кто был убит израильскими военными, или смертников, совершивших теракт.

Израиль и США только год назад усмотрели в этих выплатах, начавшихся еще в 1960-х годах, стимул для совершения террористических атак. Тогда как палестинцы видят в них жизненно важную составляющую благосостояния, когда вознаграждаются борцы за свободу и их семьи. К тому же палестинцы утверждают, что многие заключенные не участвовали в насилии и были посажены в израильские тюрьмы в результате несправедливых судебных разбирательств. По их убеждению, односторонние вычеты со стороны Израиля нарушают договоренности, достигнутые в рамках соглашений в Осло, в соответствии с которыми Израиль обязался собирать налоги для ПНА. В ответ М.Аббас отказался получать неполные суммы, перечисляемые Израилем, фактически лишив бюджет  более половины доходов, взяв тем самым курс на самоубийство, если Израиль не отменит или не приостановит действие своего закона[i].

В настоящее время предпринимаются шаги, чтобы спасти ПНА от краха в ближайшие месяцы и гарантировать продолжение правления М.Аббаса.

Во-первых, обсуждается экономическое содействие ПНА со стороны арабских государств. На следующей неделе в Каире состоится экстренное совещание министров финансов стран-членов Лиги арабских государств (ЛАГ), на котором будет обсуждаться реализация решения, принятого на саммите ЛАГ в Тунисе в конце марта с.г. Оно заключается в обеспечении экономической безопасности ПНА, чтобы Рамалла смогла противостоять экономическому давлению со стороны Соединенных Штатов и Израиля в их попытке заставить М.Аббаса принять условия «сделки века» Д.Трампа.

Заметным шагом в этом направлении стала договоренность между Марокко и ПНА об объединении усилий по увеличению объема торговли между ними и содействию экономическому партнерству в различных областях. Министр экономики ПНА Халид аль-Ассаили и посол Марокко в Рамалле Мухаммед Хамазави договорились 19 мая этого года о расширении связей. По словам официальных лиц, это первое соглашение такого рода между двумя сторонами, если не считать тех, которые подписаны под эгидой ЛАГ.

Ведется работа над проектом соглашения об экономическом, торговом и техническом сотрудничестве, а также о развитии туризма. По словам Райана Дарвиша из палестинского Министерства национальной экономики в Рамалле, соглашение потребует создания совместного экономического комитета и совместного делового совета и будет содержать четкие директивы по продвижению инвестиций.

ПНА и Марокко являются сторонами, подписавшими экономические соглашения в рамках ЛАГ, прежде всего, это соглашение о зоне свободной торговли между арабскими государствами (GAFTA) от 1997 года и Агадирское соглашение от 2004 года. Однако эти соглашения остаются невыполненными и оказывают незначительное влияние на объем торговли между ПНА и Марокко. По данным Палестинского центрального статистического бюро (PCBS), экспорт Палестины в Марокко в 2017 году составил всего 329 000 долларов, в то время как Марокко экспортировало в ПНА товаров на сумму 2,31 млн долларов.

По статистике PCBS, наиболее важные товары, которые палестинцы получают из Марокко, включают автомобили, готовые к употреблению морепродукты, сахарные продукты, хлеб, пирожные, печенье и другие хлебобулочные изделия и дрожжи. Между тем, палестинский экспорт в Марокко был ограничен фруктами, финиками, кирпичом, типами прессованного или формованного стекла и некоторыми типами плитки, используемой в мозаике[ii].

Многие товары палестинского производства, такие как кожаные изделия, отправляются в Марокко в качестве косвенного экспорта, а совместное соглашение будет гарантировать, что палестинские торговцы смогут продавать и отправлять товары напрямую на марокканские рынки, особенно кожаные, ароматические и медицинские товары, производство и качество которых за последнее время значительно возросло. Соглашение в целом сможет открыть марокканский рынок для палестинцев.

Согласно председателю Палестинского торгового центра (PalTrade) Арафату Асфуру, в торгово-экономических отношениях между ПНА и Марокко есть две проблемы. Первая – это расстояние между ними. Вторая – наличие аналогичных местных товаров, что ограничивает возможность открытия частных торговых каналов с Марокко. Он считает, что Марокко не является ключевым рынком для ПНА. PalTrade – некоммерческая организация, которая помогает палестинским компаниям экспортировать свою продукцию на арабские и международные рынки. А.Асфур считает, что для преодоления таких препятствий и необходимо заключение официальных соглашений на уровне правительств, а не создание бизнесменами экономических партнерских отношений на уровне частного сектора. «Усилия и инициативы частного сектора по открытию рынков и партнерских отношений с марокканским частным сектором всегда сталкивались с отсутствием государственной политики, направленной на содействие инвестициям», – сказал он. «Раньше палестинцы пытались поставлять в Марокко строительный камень, но это было нелегко, тем более что товары экспортируются через израильские порты».

Он сомневается, что палестинское правительство фактически осуществит соглашение и разработает процедуры для стимулирования инвестиций. «Мы нуждаемся в поддержке власти, чтобы это соглашение не оставалось простым разговором без действий, как это произошло с решением правительства Алжира об освобождении палестинского импорта от таможенных пошлин. [Оно было принято] пять лет назад и остается невыполненным», – сказал А.Асфур.

Глава Палестинского союза пищевой промышленности более оптимистично сморит на совместное с Марокко соглашение. Он считает, что Марокко может стать экономическими воротами ко всем африканским странам, на которые рассчитывают выйти палестинские бизнесмены. Марокко не только представляется многообещающим рынком для палестинской промышленности, но и обладает передовым опытом в области инвестиций, и для палестинского правительства и частного сектора крайне важно воспользоваться этой возможностью.

Совместное соглашение с Марокко попадает под 100-дневный план министра экономики ПНА Халида аль-Ассаили, реализацию которого он начал 20 мая с.г., чтобы стимулировать местную экономику и расширить границы торговли для палестинских бизнесменов. Министерство стремится улучшить экономические связи с арабскими странами, увеличив объем торговли и инвестиций в обоих направлениях, используя экономическую синергию. По словам Х.аль-Ассаили, это соглашение является первым шагом, и за ним последуют совместные визиты бизнесменов для оценки инвестиционных возможностей. Министерство экономики ПНА надеется разработать и утвердить условия соглашения, чтобы оно могло быть подписано до конца 2019 года.

Другим шагом в деле спасения экономического положения ПНА, стала инициатива, с которой вышли 70 палестинских бизнесменов, включая одного миллиардера Муниба аль-Масри. Они предложили предоставить руководству ПНА кредит в размере 150 млн долларов для выплаты зарплат служащим в течение следующих трех месяцев.

Вливание денежных средств, о чем в настоящее время ведутся переговоры, несомненно, поможет М.Аббасу не только справиться с политическим давлением, оказываемым на ПНА, но ободрит его как палестинского лидера и даже ужесточит его позиции.

Как полагают в Израиле, М.Аббас и его окружение удовлетворены развитием событий, но высокопоставленные представители правящего на Западном берегу р. Иордан движения ФАТХ по-прежнему опасаются, что арабские страны будут водить ПНА за нос и сделают так, чтобы не переводить деньги на счета ПНА из-за того же давления со стороны администрации Д.Трампа или простого «арабского пустословия»[iii].

Однако реализации инициативы палестинских бизнесменов по предоставлению ПНА финансовой помощи будет достаточно, чтобы М.Аббас выиграл ценное время и получил возможность найти дополнительные источники финансирования. Задача М.Аббаса, пишет Йони Бен-Менахем, израильский журналист и эксперт в политических процессах в арабском мире, заключается в том, чтобы выстоять и пережить выборы в Израиле (назначенные на 17 сентября 2019 года) без крушения ПНА. Он надеется, что действующий премьер-министр Биньямин Нетаньяху не переизберется, и тогда глава ПНА попытается наладить отношения с любым другим израильским политиком, который придет на его место.

Выплата зарплат десяткам тысяч служащих на Западном берегу р. Иордан – это важный шаг для главы ПНА в деле укрепления его позиций на местах и обеспечения ​​преданности членов ФАТХа, особенно в свете волны протестов и разочарования на палестинской улице масштабами коррупции в руководстве ПНА.

[i] Об интервью The New York Times премьер-министра ПНА М.Штайе // ИБВ. 07.06.2019 -http://www.iimes.ru/?p=56934#_edn1

[ii] Palestine, Morocco forging first bilateral economic pact // Al-Monitor. 18.06.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/06/joint-economic-agreement-morocco-palestine-economy.html

[iii] חבל הצלה לרש»פ // Arabexpert. 21.06.2019 — http://www.arabexpert.co.il/2019/06/blog-post_21.html

 

42.34MB | MySQL:87 | 0,701sec