Ситуация с палестинскими беженцами в Ираке

Положение палестинцев в Ираке служит одним из примеров того, что общеарабский лозунг единства с палестинским народом нередко носит декларативный характер, а их действительное положение в странах проживания зависит от целого ряда факторов внешней и внутренней политической конъюнктуры. В настоящее время данная проблема особенно актуальна, поскольку палестинцы, подвергающиеся насилию в Ираке, не имеют возможности въехать на территорию соседних арабских государств.

Численность палестинцев в Ираке до 2003 г. составляла от 35 до 90 тыс. человек[1]. После начала боевых действий часть палестинцев покинули страну, так как смена правящего режима повлекла за собой существенное ухудшение их положения. Во многом это объяснялось тем, что неоднократные заявления предыдущего руководства страны о солидарности с палестинским народом и ответные высказывания лидера ООП Я. Арафата создали устойчивую ассоциацию между палестинцами и режимом С. Хусейна даже в самом Ираке. Одним из следствий этого стало то, что предоставление палестинцам прав на основе принципов Касабланкского протокола ЛАГ (1965) воспринималось иракцами не как имплементация этого общеарабского документа, а как ложное свидетельство их близости к правящему в Ираке режиму.

Враждебное отношение к палестинцам усиливал и конфессиональный фактор, поскольку присутствие палестинцев-суннитов всегда негативно воспринималось шиитским населением Ирака. В частности, шиитское и курдское население страны в 2000 г. выступало против переговоров правительства С. Хусейна и Израиля, в ходе которых обсуждалась возможность принятия до 300 тыс. палестинцев из Ливана в обмен на помощь в снятии международной блокады Ирака[2].

Отсутствие стабильности в послевоенном Ираке привело к проявлению того негативного восприятия палестинцев, которое скопилось у иракцев за последние десятилетия. В результате в иракском обществе широкое распространение получили малообоснованные акты насилия по отношению к палестинцам, такие как принудительные выселения, избиения и убийства[3]. Данная практика продолжается до настоящего времени, несмотря на неоднократные призывы иракских светских и духовных лидеров прекратить насилие против палестинцев[4].

После 2003 г. существенные трудности возникли у палестинцев не только во взаимоотношениях с рядовыми иракцами, но и с официальными властями, поскольку новое правительство, классифицировав их как иностранцев без вида на жительство, а не беженцев, фактически отказалось от защиты их благополучия на территории страны. В связи с этим у многих палестинцев явка в официальные органы власти, необходимая для прохождения вновь введенных процедур получения и обновления документов, удостоверяющих личность, ассоциируется с перспективой лишения документов, ареста или принудительной высылки[5].

Общая нестабильность в стране и опасения подвергнуться еще большим преследованиям вынудили палестинцев эмигрировать из Ирака. При этом эмигрирующие палестинцы приобрели возможность претендовать на статус беженца на основе Конвенции о статусе беженцев (1951)[6], поскольку их перемещение носило вынужденный характер. Но, несмотря на это, при въезде в соседние страны они столкнулись с дополнительными трудностями, которых нет у других групп беженцев из Ирака[7]. Так, палестинцы не могут въехать на территорию Саудовской Аравии или Кувейта. Данный запрет носит политический характер и связан с тем, что лидер ООП Я. Арафат в свое время поддержал иракскую интервенцию в Кувейт. По конфессиональным причинам палестинские эмигранты не могут попасть в Иран, население которого составляют преимущественно мусульмане-шииты[8], и в Ливан, поскольку их присутствие может нарушить существующий в стране этноконфессиональный баланс. Въезд палестинцев в Турцию осложнен из-за стремления этой страны унифицировать свою политику с общеевропейским политическим курсом.

Несмотря на согласие властей ПНА, палестинцы не могут въехать и на ее территории, поскольку против такого решения проблемы выступает Израиль, опасающийся, что это создаст угрозу его безопасности[9]. Поэтому решение проблемы путем возвращения палестинцев на историческую родину представляется маловероятным.

В связи с этим основными направлениями палестинской эмиграции являются Иордания и Сирия. Однако въезд в эти страны для палестинцев ограничен в связи с тем, что в них уже находится большое количество палестинских беженцев. В случаях, когда палестинцам все же разрешается въезд, он обусловлен подписанием специального документа, согласно которому они обязуются с окончанием кризиса в Ираке вернуться в эту страну[10]. Подобные ограничения можно расценивать как противоречащие нормам международного права[11], поскольку покидающие Ирак палестинцы являются беженцами.

В условиях преследования в Ираке и невозможности въехать в соседние страны палестинцы оседают в стихийно созданных лагерях в приграничных с Иорданией или Сирией районах. Нередко тяжелые условия жизни в таких лагерях и отсутствие перспективы покинуть территорию Ирака заставляют их вернуться на прежние места жительства, где они вновь начинают подвергаться преследованиям.

Урегулирование возникшей проблемы сталкивается с рядом существенных трудностей. Чтобы палестинцы могли жить в Ираке и дальше, необходимо обеспечить их защиту от насилия. В условиях фактической гражданской войны эта задача невыполнима для иракского правительства, которое по этой причине может обратиться к международному сообществу за содействием в выходе из кризисной ситуации, в том числе и путем расселения палестинцев в других странах, прежде всего в соседних арабских государствах. Однако в большинстве из них уже находятся большие группы палестинцев, а увеличение их численности за счет палестинцев из Ирака может создать существенные трудности. Еще одним важным моментом в этом случае является и то обстоятельство, что прибывшие из Ирака и не имеющие гражданства палестинцы в ожидании принципиального решения проблемы беженцев в рамках ближневосточного мирного процесса могут осесть в государствах-убежищах на неопределенный срок.

Как лица, находящиеся под юрисдикцией УВКБ ООН, палестинцы из Ирака могут претендовать на получение убежища в качестве беженцев, но предоставление этого статуса будет зависеть от приоритетов УВКБ ООН и, соответственно, от гуманитарной ситуации во всем мире.

Таким образом, тяжелые для всех слоев населения последствия боевых действий в Ираке сопровождались дополнительным ущемлением прав по отношению к палестинцам, что побудило их к эмиграции из страны. Однако ограничение их права на свободный въезд со стороны соседних государств привело к тому, что палестинцам, желающим спастись от насилия в Ираке, фактически некуда бежать.

Очевидно, что решение этой проблемы, как на временной, так и на постоянной основе, должно носить комплексный характер и возможно только при активном участии международного сообщества. Скорейшее урегулирование проблемы палестинцев в Ираке не только позволит сохранить жизни палестинцев, но и окажет позитивное воздействие на восстановление стабильности в Ираке.

 


[1] Iraq/Jordan. Human Rights Watch, Vol.15, № 4(E). New-York, 2003, p.17.

[2] Hemeid S. Settling secretly with Saddam? Al-Ahram Weekly, №484, 2000 // www.weekly.ahram.org.eg/2000/484/region.htm

[3] Iraq/Jordan. Human Rights Watch, Vol.15, № 4(E). New-York, 2003, pp.3-7.

[4] Iraq: UNHCR Welcomes Grand Ayatollah’s Fatwa on Palestinians. UNHCR Briefing Notes, May 2, 2006.

[5] Nowhere to Flee. The Perilous Situation of Palestinians in Iraq. Human Rights Watch, Vol.18, №4(E).  New-York, 2006, рр.30-32.

[6] Ст.1,п.А(2) Конвенции о статусе беженцев (1951).

[7] Margesson R., Sharp J. Iraqi Refugees and Internally Displaced Persons: A Deepening Humanitarian Crisis? Congressional Research Service, March 23, 2007 // www.fas.org/sgp/crs/mideast/RL33936.pdf

[8] Nowhere to Flee. The Perilous Situation of Palestinians in Iraq. Human Rights Watch, Vol.18, №4(E).  New-York, 2006, р.17.

[9] Nowhere to Flee. The Perilous Situation of Palestinians in Iraq. Human Rights Watch, Vol.18, №4(E).  New-York, 2006, р.36.

[10] Iraq/Jordan. Human Rights Watch, Vol.15, № 4(E). New-York, 2003, p.12.

[11] Ст.14, п.1 Всеобщей декларации прав человека (1948),  ст. 33 Конвенции о статусе беженцев (1951), ст.3 Декларации о территориальном убежище (1967).

52.24MB | MySQL:103 | 0,468sec