Ситуация в Судане: апрель 2007 года

Ключевым событием апреля в суданской политической жизни оказалось согласие правительства на «тяжелой пакет» помощи Африканскому союзу со стороны ООН. Суданцы долго сопротивлялись нараставшему давлению со стороны ООН, США, Великобритании и пр., но в итоге были вынуждены сдаться. Знаковой стала встреча 9 апреля в Аддис-Абебе в формате Судан–ООН–АС, в ходе которой обсуждались детали плана по усилению Миссии Африканского союза в Судане.

В воскресенье 15 апреля по итогам встречи с прилетевшим в Хартум заместителем госсекретаря США Дж. Негропонте министр иностранных дел Судана Лам Аколь заявил, что официальный Хартум готов принять в Дарфуре значительно большее, чем ранее предполагалось, число афромиротворцев. По словам министра, суданское правительство согласно на такое количество региональных миротворцев, которое будет необходимо для стабилизации обстановки в регионе. При этом Лам Аколь не забыл подчеркнуть, что Судан не подчинится политике жесткого международного давления по этому вопросу.

Согласно опубликованному ранее плану, Хартум соглашался разместить в Дарфуре еще два батальона миротворцев Африканского союза (обычно численностью от 500 до 1000 человек). Согласно предложенной схеме, эти батальоны должны пополнить те семь тысяч миротворцев Африканского союза, которые сейчас дислоцированы в конфликтном регионе и не справляются с задачей обеспечения безопасности в обширной западной области Судана.

Однако новой договоренности о точной численности дополнительных формирований афромиротворцев на переговорах в Хартуме так и не было достигнуто. По словам суданского министра, стороны пришли к соглашению о том, что в Дарфур для оценки обстановки и численности необходимых подразделений при сопровождении суданских официальных лиц вылетит специальная техническая комиссия. Министр отметил, что суданское правительство будет «уважать» те выводы о необходимой численности миротворцев, к которым придет указанная комиссия[1].

Наконец, 16 апреля суданское правительство через постпредство в Нью-Йорке направило Генеральному секретарю ООН письмо с согласием на развертывание в Дарфуре международных сил в рамках полного «тяжелого пакета». Положительное решение Хартума по этому вопросу вызвало ряд положительных отзывов в МИДах ведущих стран – игроков на суданской сцене. Теперь Генеральная Ассамблея и Совбез ООН должны принять соответствующее решение о развертывании сил.

Однако согласие хартумского режима на «тяжелый пакет» — это лишь второй шаг в реализации трехфазового плана ООН по стабилизации обстановки в Дарфуре. Первая фаза – «легкий пакет» помощи – фактически реализован, вторая – «тяжелый пакет», третья – «гибридные силы». Лидеры западных стран продолжают давление на Хартум с тем, чтобы суданцы согласились и на «гибридные силы».

В частности, 17 апреля премьер-министр Великобритании Тони Блэр выступил с очередным резким заявлением в адрес суданских властей. Британский лидер призвал Совбез ООН ввести новые санкции против Судана в том случае, если суданцы будут блокировать развертывание «гибридных» миротворческих сил в Дарфуре. Блэр заявил, что «очевидно, давление – это единственная сила, способная заставить суданское правительство осознать свою ответственность»[2].

30 апреля Совбез ООН принял резолюцию № 1755, согласно которой полномочия Миссии ООН в Судане продлеваются до 31 октября 2007 г.[3]

Апрель ознаменовался также очередным витком противоречий между Суданом и соседним Чадом. Сообщалось о том, что в результате столкновений на чадско-суданской границе погибли 17 суданских военнослужащих. 10 апреля в МИД Судана был вызван посол Чада. Ему вручили ноту протеста. Госминистр иностранных дел Судана Али Керти выразил сомнения в искренности руководства соседнего государства в реализации Триполийского соглашения между Хартумом и Нджаменой: «Такие происшествия подрывают веру в Чад и его верность подписанным с Суданом соглашениям». Госминистр отметил, что в рамках Триполийских договоренностей Судан оставляет за собой право на ответные действия[4].

Руководство Чада признало факт серьезных пограничных столкновений и в свою очередь обвинило Судан в широком содействии чадским повстанцам. 14 апреля в Хартум с посланием от президента Чада Идриса Деби в адрес Омара Башира прибыл глава чадского МИДа Ахмед Алями. После встречи с суданским лидером министр заявил, что «Чад хочет мира и [стремится] перевернуть страницу [в отношениях] с Суданом». Нджамена предложила Хартуму схему, по которой суданцы согласились бы предоставить своим западным соседям право преследовать повстанцев, в том числе и непосредственно на территории Судана[5].

В начале апреля стало известно о новых кровопролитных столкновениях в Южном Дарфуре. В результате перестрелок между племенами турджум и аббала погибли 23 и получили ранения 17 человек. Однако губернатор штата заявил, что столкновения произошли из-за краж скота и не носили характер межплеменной розни.

Власти столичного Омдурмана вернули в распоряжение Суданского освободительного движения (СОД) его штаб-квартиру, занимавшуюся силами МВД в течение недели после кровавой перестрелки между представителями дарфурского движения и полицейскими. Правительство согласилось выплатить компенсацию родственникам погибших в столкновении. Напомним, что причиной случившегося 24 марта инцидента стало ДТП с участием выходцев из Дарфура – членов СОД[6]. Несмотря на решение властей, жители Омдурмана подали петицию о переносе штаб-квартиры движения[7].

10 апреля в Хартум для переговоров о реализации Всеобъемлющего мирного соглашения с президентом Омаром Баширом прибыл президент ЮАР Табо Мбеки. Затем он посетил столицу Южного Судана г. Джубу, где провел консультации по тому же вопросу с первым вице-президентом и главой правительства Южного Судана Сальвой Киром[8]. Необходимо отметить, что ЮАР является одним из ключевых членов Африканского союза, наряду с Нигерией и Египтом формируя бюджет организации и, соответственно, серьезно влияя на его решения.

Апрель в суданской политической жизни характеризовался также новым обострением в отношениях правительства Судана и зарубежных неправительственных организаций (НПО). Суданское правительство в апреле ввело обязательное лицензирование деятельности НПО в Дарфуре, при этом властям трех штатов региона были даны полномочия самостоятельно регулировать работу организаций и их лицензирование на своей территории, что еще больше усложнит административные процедуры. Фактически суданцы всерьез обеспокоены тем, что НПО становятся все более влиятельной и самостоятельной силой в Дарфуре, при этом на самом деле многие из них являются проводниками политики правительств своих стран.

1 Sudan Vision, 16.04.07.

2 Ар-Рай аль-Амм, аль-Аям и пр. 18.04.07.

3 Подробнее см. Резолюция СБ ООН 1755.

http://www.un.org/News/Press/docs/2007/sc9008.doc.htm

4 Sudan Vision. 11.04.07.

5 Ар-Рай аль-Амм, 15.04.07.

6 Подробнее см. М.А. Хмелинин. Ситуация в Судане: март 2007 года. http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/11-04-07a.htm. 11.04.2007.

7 Сахафа, 1.04.07.

8 Citizen, 10.04.07.

62.83MB | MySQL:102 | 0,492sec