Ситуация в Ливии: апрель 2007 года

Информационный месяц по событиям, связанным с Ливией, начался 5 апреля, когда в Вашингтоне было объявлено, что второе лицо в американской дипломатии, замгоссекретаря США Джон Негропонте, с 11 по 19 апреля совершит турне по ряду североафриканских стран, в число которых войдут Судан, Чад, Ливия и Мавритания. Для бывшего руководителя разведывательным сообществом США, назначенного на новый пост 13 февраля, это стала первая поездка на Африканский континент.

Заранее было объявлено, что главной целью турне будут переговоры по урегулированию кризисов в Судане путем реализации Соглашения о всеобъемлющем мире, подписанного в Найроби в январе 2005 г. между Хартумом и Движением освобождения суданского народа, а также Соглашения о мире в Судане, подписанного в мае 2006 г. в Абудже между все тем же Хартумом и основной повстанческой группировкой Дарфура.

Ожидалось, что, в частности, Негропонте попытается убедить ливийцев воздействовать на Хартум с тем, чтобы он принял на своей территории смешанный контингент миротворцев ООН и Африканского союза. Вашингтон также заранее предупредил, что миссия Негропонте будет последней, и если он не добьется успеха, Судан ожидают более жесткие санкции.

Другой внешнеполитической новостью стал не объявлявшийся заранее визит в Ливию главы МИДа Италии Массимо д’Алема. В Триполи его принял лидер ливийской революции Муамар Каддафи. Как отмечалось в коммюнике МИДа Италии, встреча «была очень позитивной» и касалась вопросов «нормализации двусторонних отношений». В частности, были затронуты вопросы, связанные с «итальянскими экономическими интересами в Ливии, решением имущественных споров между выехавшими из Ливии итальянцами и Триполи, реализацией ряда проектов инфраструктуры, таких как автодорога вдоль ливийского побережья». Триполи добивается, чтобы строительство этой автотрассы профинансировал Рим в качестве компенсации за ущерб, нанесенный в период итальянской оккупации Ливии. В документе отмечается, что относительно этого проекта «детали финансового порядка должны быть уточнены». Кроме того, две страны предусматривают создание смешанной комиссии, куда войдут представители МИДов обоих государств.

7 апреля небольшой скандал регионального масштаба создал Каддафи, утверждавший, что в 2003 г., незадолго до того как Ливия отказалась от реализации ядерной программы и программ, связанных с оружием массового поражения, Триполи «был готов создать атомную бомбу». По версии Каддафи, это не было сделано только потому, что он якобы не хотел создавать проблем для Африки и ее единства. Выступая в Дакаре на встрече с африканскими интеллектуалами и политиками, он вновь призвал к формированию «Соединенных штатов Африки». По его логике, без создания подобной структуры «Ливия не может вести переговоры на равных с НАТО, Европой, США, Китаем, Японией или Индией».

Наблюдатели уже привыкли к сообщениям о «длиной ливийской руке», то и дело вмешивающейся в события в других странах путем поддержки самых пестрых, оппозиционных существующим арабским и африканским режимам сил. 27 апреля к списку этих стран добавился Йемен. Как заявил в Сане новый премьер-министр Йемена Али Мохаммад Муджавар, его страна не станет вести переговоры с шиитскими повстанцами, действующими на северо-западе страны в провинции Саада. Одновременно он обвинил Ливию и «возможно» Иран в том, что они поддерживают это движение. «Только военное решение, и ничего другого», — заявил Муджавар в своем первом интервью зарубежной прессе, которое он дал агентству АФП. Что касается помощи шиитам извне, то он признал, что «у него нет прямых доказательств этого, есть только признаки».

В апреле новое развитие получила ситуация вокруг пяти болгарских медсестер и врача-палестинца, дважды приговоренных к смерти ливийской юстицией по обвинению в заражении большой группы ливийских детей СПИДом в больнице Бенгази. 8 апреля в Триполи с секретным визитом прибыл бывший министр правительства Франции Жак Ланг (социалист), которому ливийские власти предоставили возможность встретиться в тюрьме с осужденными. Затем француза, который является советником кандидата в президенты Франции Сеголен Руаяль, принял Каддафи. В ходе встречи Ж. Ланг попытался убедить ливийского руководителя в необходимости оправдать «шестерку». По оценке экс-министра, Каддафи в ходе встречи был «внимателен и восприимчив».

Судя по всему, поездка Ланга в Триполи была всего лишь предвыборным пиар ходом социалистов, хотя он сам утверждал обратное. Если бы он добился успеха своей миссии, у Руаяль появился бы прекрасный козырь против тех ее критиков, которые утверждают, что претендент слаба в вопросах внешней политики.

Но он уехал из Триполи ни с чем. На вопрос, как себя чувствуют медсестры после восьми лет пребывания в ливийских застенках, Ланг ответил, что по-разному, но «у всех общее впечатление, что решение их проблемы никак не продвигается вперед».

Не очень хорошую новость узнали 21 апреля иностранные нефтяные компании, работающие в Ливии. Как заявил глава Национальной ливийской нефтяной компании (НЛНК) Шукри Ганем, отныне иностранные группы смогут работать на территории Джамахирии только в том случае, если они откажутся от всемирно признанных брендов и примут названия, обусловленные «географическими и историческими особенностями страны». «Ливия владеет большей частью капитала во всех совместных предприятиях, созданных при участии иностранных компаний, поэтому логично будет, чтобы они (СП) выбрали для себя названия, отражающие национальные символы», — объявил он.

Теперь французская «Тоталь» в Ливии уже не «Тоталь», а «Мабрук-петроль». «Мабрук» в переводе с арабского языка означает «поздравление». Это слово часто используется в Ливии в качестве имени для мальчиков. Испанская «Репсол» предпочла назваться «Акакосс – нефтяные операции», взяв для себя название горного массива Акакосс на юге Ливии. Итальянская группа ENI также предпочла географию и теперь именуется «Меллита газ» по названию сектора к западу от Триполи, где она работает. Ее примеру последовала германская «Веба». Теперь она называется «»Аль-Харрудж – нефтяные операции». В этом новом бренде упоминается название горной цепи на юге Ливии. Отныне в новых контрактах будут фигурировать только приятные уху ливийца названия, поскольку все формальности по перерегистрации названий уже выполнены с несвойственной ливийцам скоростью.

В настоящее время по уровню добычи Ливия занимает второе место в Африке. Ежедневно в стране добывается 1,7 млн баррелей нефти.

2 апреля Ливия назвала шесть иностранных банков, выбранных для участия в тендере на приватизацию второго по величине коммерческого банка страны. Среди фаворитов на долевое участие в банке «Сахара» значатся «Араб-банк», бахрейнский банк ABC, британские HSBC и «Standart Chartered», французские «BNP-Paribas» и «Сосьете женераль».

Ливийский банк «Сахара» обладает активами, оцениваемыми в 2,7 млрд евро, и имеет представительства в 44 странах мира. Вместе с четырьмя другими государственными банками — Национальным коммерческим банком, «Умма-банком», «Гумхурия» и «Вахда» — он контролирует 90% банковского сектора Ливии.

Социально-экономический фонд развития Ливии предполагает продать 19-процентную долю «Сахары» иностранному инвестору и передать ему управление этой финансовой структурой. Стратегический партнер будет иметь также право увеличить в среднесрочной перспективе свою долю до 51%.

«Мы удовлетворены высоким уровнем потенциальных партнеров, которые проявили интерес к банку «Сахара», — заявил управляющий Центральным банком Ливии Фархат Бендара. — Это свидетельствует о привлекательности ливийского банковского рынка и понимании международным финансовым сообществом того, что предпринятые на сегодняшний день усилия по модернизации являются основой для будущего роста сектора». Ожидается, что победитель тендера будет объявлен к концу июля этого года.

4 апреля итальянский концерн «Финмекканика» подписал с Ливией соглашение о создании совместного предприятия (СП), которое будет производить, в частности, электронное оборудование оборонного назначения. Об этом сообщили представители Финмекканики. Планируется, что СП будет выпускать системы наблюдения, телекоммуникационное оборудование, системы безопасности для жилых домов, а также автоматизированные почтовые системы. Эта техника будет предназначена для ливийского и африканского рынков.

Это уже не первый опыт сотрудничества Италии и Ливии в оборонной сфере. В январе 2006 г. «Агуста/Уэстленд» заключила с Ливией договор о создании СП LIATEC, которое специализируется на сборке и обслуживании вертолетов и в сфере безопасности.

В начале апреля ОАО «Татнефть» и НЛНК объявили о заключении контрактов на право разведки и разработки углеводородов на трех участках в Ливии. Контракты заключены в соответствии с ранее выигранными Татнефтью тендерами по трем участкам, включающим семь блоков общей площадью более 16 тыс. кв. км. Компания ведет работы в Ливии на блоке номер 82-4, контракт на разработку которого с НЛНК заключен в декабре 2005 г. После получения сейсмоматериалов будет проведено их изучение, и компания приступит к бурению первой скважины на блоке. Ранее гендиректор Татнефти Шафагат Тахаутдинов сообщил журналистам, что компания «в 2007 г. может начать в Ливии бурение первой скважины».

23 апреля в Лондоне было объявлено, что Татнефть рассматривает возможность в перспективе добывать нефть в Ливии, Судане и Сирии. Об этом заявил на пресс-конференции премьер-министр Татарстана, председатель совета директоров Татнефти Рустам Минниханов. По его словам, сейчас ведутся соответствующие переговоры.

Р. Минниханов отметил, что у совета директоров компании сохраняется интерес к формированию ресурсной базы Татнефти за пределами Татарстана, в том числе за рубежом. По данным Р. Минниханова, сейчас Татнефть владеет месторождениями в Оренбурге и Самарской области.

52.28MB | MySQL:103 | 0,462sec