Израильские эксперты о значении ударов ВВС Израиля по объектам в Сирии в ночь на 1 июля 2019 года

В ночь с 30 июня на 1 июля этого года израильские ВВС совершили масштабную атаку против иранских и проиранских сил в Сирии. В то же время, американские самолеты наносили удары, согласно сообщениям, по объектам террористических группировок в районе Алеппо. Возможно, это был целенаправленный удар по собравшимся на встречу офицеров одного из подразделений «Аль-Каиды» (запрещена в России). Два этих события произошли в районе, где размещены российские комплексы С-400, которые не были активированы. Сирийские власти объявили, что их системы ПВО выпустили большое количество (менее совершенных) зенитных ракет, по сообщениям – С-200, одна из которых взорвалась на турецкой части Кипра. Это может означать, что израильский истребитель атаковал из воздушного пространства Ливана. По некоторым данным, корабли ВМС Израиля также приняли участие в нападении.

Это первая атака по целям на сирийской территории со времени трехсторонней встречи советников по национальной безопасности России, США и Израиля, которая состоялась в Иерусалиме 25 июня этого года. Как известно, секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев накануне встречи заявил, что атаки Израиля по территории Сирии «не желательны». Реакцию России на израильскую атаку, совершенную после трехстороннего саммита, озвучила представитель МИДа РФ М.Захарова: «Силовые действия, грубо нарушающие суверенитет Сирии, не только не способствуют нормализации ситуации в этой стране, но и несут в себе угрозу региональной дестабилизации, в условиях которой не могут быть надежно обеспечены интересы национальной безопасности ни одного из государств Ближнего Востока»[i]. В России также отметили, что эта израильская атака стала самой масштабной с мая 2018 года.

По мнению израильского политического обозревателя Бена Каспита, реакция российского МИДа (что в его понимании равнозначно отсутствию таковой) может свидетельствовать о том, что Москва играет двойную игру: публично осуждает продолжающиеся авиаудары Израиля, но в частном порядке не противостоит им и, возможно даже поощряет их за закрытыми дверями[ii].

Спустя несколько часов после атаки, глава израильского Моссада (политической разведки) Йоси Коэн выступил на ежегодной конференции в Герцлии. Большая часть его речи была посвящена иранской головоломке: попыткам Ирана обосноваться в Сирии и войне, объявленной Израилем против этого намерения Тегерана. «Израиль не заинтересован в конфронтации с Сирией, но не согласится с тем, чтобы Сирия стала материально-технической базой для передачи оружия «Хизбалле» и Ливану», – сказал Й.Коэн. Заместитель министра иностранных дел Сирии Фейсал аль-Микдад призвал Израиль «не быть самодовольным», т.к. «в будущем Сирия вполне может изменить свой ответ на этот тип израильской агрессии». Другими словами: эра сдержанности Сирии перед лицом действий израильских ВВС на сирийской территории подходит к концу, хотя в Израиле в это никто не верит. В марте этого года аль-Микдад заявил, что Сирия готова освободить Голанские высоты, оккупированные Израилем в Шестидневной войне 1967 года, военным путем, если Израиль не откажется от контроля над этой территорией[iii].

События в регионе развиваются в противоположных направлениях. С одной стороны, решимость Израиля продолжать наносить ущерб, препятствовать и сдерживать военное закрепление Ирана в Сирии, и с другой – усилия Ирана, направленные на передачу ливанской шиитской организации «Хизбалла» современного оружия. Кроме того, существует не менее сильная иранская решимость, поддерживаемая командующим силами «Аль-Кудс» КСИР ИРИ, генералом Касемом Сулеймани, не отступать, а продолжать консолидироваться в Сирии изо всех сил, будучи готовым заплатить за это любую цену.

Даже попытки передать «Хизбалле» высокоточные ракеты продолжаются и становятся все более и более творческими. В основном израильские атаки направлены на материально-техническую инфраструктуру для передачи оружия из Ирана, хранения его в Сирии, а затем переброски «Хизбалле». Этот факт в Израиле рассматривают как доказательство того, что иранцы продолжают свои усилия, несмотря на воздушные атаки, которые время от времени уничтожают результаты их деятельности. Эта модель почти стала рутиной. Всего два или три года назад подобная атака появилась бы на всех первых страницах утренних газет – не только в Израиле, но и во всем регионе. В июле 2019 года это нападение рассматривалось как почти обычное событие. Сирийцы публикуют слабое предупреждающее сообщение, затем все возвращаются к своей работе.

Как заключает Бен Каспит, ссылаясь на бывшего высокопоставленного израильского источника в органах безопасности, война в сирийском небе сосредоточена на обычных вооружениях, а не на ядерных. «То, что мы можем извлечь из того, что произошло до сих пор, – это расширение игрового поля. Хотя Иран перенес свой центр тяжести в Северную и Восточную Сирию (и в основном в район военной авиабазы ​​Т-4 – авт.), Израиль не сдерживается, но продолжает наносить удары по объектам на всем протяжении фронта. Это включает в себя цели на расстоянии более 80 километров от границы». Эта политика основана на простом принципе: Израиль принимает меры для предотвращения присутствия шиитских ополченцев, сил «Хизбаллы» и Корпуса стражей исламской революции (КСИР) вблизи израильской границы (в 80-километровой зоне). Однако, что касается дополнительных усилий проиранских сил по закреплению в этом районе (производство высокоточного оружия, склады оружия и т.п.), Израиль действует на больших расстояниях.

«Важный вопрос, – добавил источник Al-Monitor в сфере безопасности, – что иранцы будут делать дальше в отношении Израиля, теперь, когда их самоуверенность возросла вслед за сбитым американским [беспилотным летательным аппаратом] и отсутствием реакции со стороны Д.Трампа. Будет ли Иран также поощрять «Хизбаллу» или даже режим Башара Асада к силовому реагированию на будущие израильские атаки? Или Иран намерен ответить сам? Действительно ли Иран рассматривает возможность открытия одного из этих фронтов, чтобы усилить давление на Вашингтон?».

Решение, считают в Израиле, теперь находится в руках аятоллы Али Хаменеи и его окружения, особенно К.Сулеймани. Б.Нетаньяху, со своей стороны, менее сдержан и потерял часть сдержек и противовесов в связи с ухудшением своего политического статуса в связи с уголовным преследованием. Поэтому ситуация взрывоопасная.

Как считает израильский эксперт Йоси Бен-Менахем, Израиль придерживается политики двусмысленности и не берет на себя ответственность за атаки по Сирии. Тем не менее, предупреждение заместителя министра иностранных дел Сирии об изменении характера сирийского ответа в будущем на продолжающиеся израильские атаки он предлагает воспринимать серьезно[iv].

Израильский эксперт рассматривает последнее израильское нападение на Сирию как четкий сигнал Ирану о том, что Израиль никоим образом не согласится с продолжением наращивания его военной мощи в Сирии и использованием сирийской территории для передачи передового оружия ливанской «Хизбалле».

Израильская атака на Сирию, по мнению Й.Бен-Менахема является еще одним доказательством того, что трехсторонняя встреча в Иерусалиме советников по национальной безопасности России, США и Израиля не привела к прорыву и созданию механизмов для вывода иранских сил из Сирии и прекращения израильских атак. Израиль разъяснил свою политику и координирует этот вопрос с США. Россияне не удовлетворены итогами встречи, потому что хотят сохранить интересы своих союзников, Сирии и Ирана.

Даже после трехсторонней встречи в Иерусалиме никаких существенных изменений на сирийском фронте не происходит. Израиль не желает идти на компромисс по вопросу иранского военного присутствия в Сирии, а Россия не намерена отказываться от своих союзников и заявляет, что Иран борется с терроризмом «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) в Сирии и помогает восстановить стабильность в сфере безопасности, и поэтому на северном фронте Израиля сохраняется напряженность, которая может обостриться.

[i] Ответ официального представителя МИД России М.В.Захаровой на вопрос СМИ об израильских ударах по территории Сирии // МИД РФ. 02.07.2019 — http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3708759

[ii] Israel’s Mossad chief spearheads campaign against Iran in Syria // Al-Monitor. 03.07.2019 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/07/israel-iran-united-states-syria-yossi-cohen-donald-trump.html

[iii] Замглавы МИД Сирии: «Израилю рано успокаиваться»  // NEWSRU.co.il. 02.07.2019 — http://txt.newsru.co.il/arch/mideast/02jul2019/syria_il_116.html

[iv] ישראל לא מוותרת// Arabexpert. 03.07.2019 — http://www.arabexpert.co.il/2019/07/blog-post_3.html

52.25MB | MySQL:103 | 0,503sec