Нефтегазовый сектор Казахстана и сотрудничество со странами Ближнего Востока

Казахстан – безоговорочный энергетический лидер Центральной Азии, обладающий наиболее высокими показателями добычи нефти, угля и урана, а  также производства электроэнергии в регионе. Казахстан (после России) обладает вторыми по величине запасами нефти и второй по величине нефтедобычей среди бывших республик СССР. Доказанные запасы сырой нефти на  1 января 2017  года составляют 30 млрд барр (4,09 млрд тонн)[i]. Общий объем добычи нефти в стране в 2016 году планировался на уровне 1,698 млн барр / сут. ( 232 млн т / сут.), или около 620 млн барр / год (84,5 млн т / год). Однако, по мнению Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA) на 2017 год, будущее Казахстана как нефтедобывающей страны зависит от развития и расширения трех его крупнейших проектов: «Карачаганака», «Кашагана» и «Тенгиза»[ii]. Напомним, что «Тенгиз» и «Карачаганак» составляют 50 % («Тенгиз» 35 %, «Карачаганак» 15 %) добычи страны (данные на 2016 год – авт.). Когда «Кашаган» (добыча началась в октябре 2016 года) выйдет на полку, то их совокупный объем производства составит не менее 60 % общего объема добычи в Казахстане. Для продолжения роста добычи жидких углеводородов, кроме вышеуказанных месторождений, нужно развивать дополнительные экспортные мощности.

У республики, правда, имеется небольшое «но»: Казахстан не имеет выхода к открытому океану и находится далеко от международных нефтяных рынков. Отсутствие доступа к открытому океану заставляет страну зависеть от магистральных нефтепроводов (МНП) и магистральных газопроводов (МГП) для транспортировки своей нефти и газа на мировые рынки. Также Казахстан является транзитной страной для экспорта нефти и природного газа в Китай.

Нефтяных компаний в Казахстане, занимающихся разработкой месторождений и добычей нефти, очень много. Они представлены, как и казахстанскими, так и зарубежными предприятиями[iii]. Самой крупной нефтегазовой  компанией в Казахстане является «КазМунайГаз». Это  акционерное общество полностью принадлежит государству. В активе «КазМунайГаза» находятся такие компании как «Казахойл-Актюбе» (67%), «Мангистаумунайгаз» (50%), PetroKazakhstan (33%), «Тенгизшевройл» (20%) и так далее[iv]. Также свою деятельность осуществляют и менее крупные казахстанские нефтяные компании, такие как: Aday Petroleum, «Толкыннефтегаз», «Актау ТРАНЗИТ», АНАКО (первая частая нефтяная компания – 1994 год), АЙ-ДАН МУНАЙ и другие.

Российские нефтяные компании «Лукойл» и «Роснефть» работают на казахстанских месторождениях нефти. «Лукойл» добывает нефть на Тенгизском (2,5%), Карашыганакском (15%), Каракудукском (62,5%), Арманском и других месторождениях. «Роснефть» владеет 50% -ми на Курмангазинском месторождении.

Также на территории Казахстана ведут добычу нефти на различных месторождениях следующие европейские и американские компании: итальянская Eni (Agip –  коммерческий бренд компании) – «Карашыганак», испанская Repsol YPF – «Южный Жамбай», румынская Petrom – «Тасбулат», «Актас», «Туркменой», датская Maersk Oil – «Дунга», американские Chevron на «Тенгизе», «Кашагане», «Карашыганаке», а также ExxonMobil  — «Тенгиз», «Кашаган», ConocoPhillips – «Кашаган».

Нефтяные компании из Китая вошли на казахстанский рынок 16 лет назад. Компания CNPC (China National Petroleum Corporation) приобрела более 60 % акций АО «Актобемунайгаз»,  одной из крупнейших нефтедобывающих компаний Казахстана. В 2001 году эта же компания приобрела 50% акций Buzachi Operating Ltd («Северное Бузачи)», а в 2006 – PetroKazakhstan. В общей сложности на долю этих компаний (к ним относится  еще и «Казахойл-Актобе»,  которой тоже владеют китайские инвесторы) приходится 97% добываемой в Актюбинской области нефти.

Свой вклад в развитие казахстанской нефтяной отрасли вносят и другие азиатские нефтяные компании: японская Impex (Международная нефтяная компания с 50% участием Японской национальной нефтяной корпорации) владеет 8,3% в концерне «Аджип КСО» и принимает участие в проекте по разведке Северного Каспия, а также занимается месторождением «Кашаган»; индийская Mittal Investments –«Каракудук», «Северное Бузачи», «Жамбай Южный», «Сатпаев», индийская ONGC Videsh Ltd – «Сатпаев», туркменская «Казахтуркмунай» — «Сазтюбе», «Елемес».

Основные экспортные нефтепроводы Казахстана включают в себя: МНП Каспийского трубопроводного консорциума в черноморский порт Новороссийск, МНП Казахстан-Китай и МНП Узень-Атырау-Самара в Россию. Государственная компания «КазТрансОйл», дочка «КазмМунайГаза», которая эксплуатирует около 5,5 тыс км трубопроводов.

Контакты со странами Ближнего Востока

В  мае 2017 года министр иностранных дел Республики Казахстан Кайрат Абдрахманов и шейх Абдалла бен Заид Аль Нахайян подписали меморандум о сотрудничестве по проекту производства полиэтилена между ТОО «Объединенная химическая компания»  и инвестиционной компанией ОАЭ Mubadala. Особое внимание в ходе обсуждения совместных проектов было уделено проекту строительства нефтегазохимического комплекса мощностью 800 тысяч тонн в год полипропилена в Атырауской области с учетом привлечения стратегического иностранного инвестора и трансферта передовых европейских технологий в сфере нефтехимии из ОАЭ[v]. Тогда сообщалось, что стоимость этого проекта составляет 2,6 млрд долларов,  а мощность завода составит 500 тыс т/год полипропилена. Срок завершения строительства — 2021 год.

В конце мая 2018 года стало известно о том, что между Минэнерго Казахстана, ФНБ «Самрук-Казына» и  эмиратско-австрийской компанией Borealis (Mubadala (ОАЭ) – 64 % и OMV (Австрия) – 36 %) были подписаны меморандумы об основных условиях сотрудничества в отношении строительства интегрированного газохимического комплекса в Атырауской области[vi].   Borealis является одним из лидеров в производстве полиэтилена и полипропилена и потратила много времени, чтобы завоевать азиатские рынки  через Абу-Даби. У Borealis есть высокие технологии, и она готова участвовать в данном проекте.

Что касается Ирана, то он до  сих пор заинтересован в  поставках сырья через нефтяные своп-операции с Казахстаном, которые прекратились в 2010 году[vii]. Их  плюсом является диверсификация маршрутов экспорта углеводородов Казахстана. Однако большинство аналитиков сходятся во мнении, что рассматривать возможность проведения нефтяных свопопераций с Ираном можно будет лишь в том случае, если Казахстан будет ощущать избыток собственной нефти и – более того – сможет распоряжаться ею по собственному усмотрению. Однако на данный момент такой возможности нет.

В июне 2017 года  в Астане министр энергетики республики Канат Бозумбаев встретился с министром энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Королевства Саудовской Аравии Халедом аль-Фалехом. Встреча министров состоялась в рамках достигнутых договорённостей между главами государств Казахстана и Саудовской Аравии 24-25 октября 2016 года в Эр-Рияде. Стороны подписали двусторонний меморандум о сотрудничестве между компаниями ТОО «Объединённая химическая компания» (оператор Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию в части химической отрасли) и SABIC (Saudi Basic Industries Corporation – публичная акционерная компания, специализирующаяся на химической и металлургической промышленности, которая входит в пятёрку крупнейших нефтехимических компаний мира)[viii]. Документ позволит изучить возможности реализации проектов по производству полиэтилена, полипропилена и метанола в Казахстане. Проекты планируется реализовать на территории нефтехимической зоны в Атырауской области, где предусмотрен специальный правовой режим, предполагающий налоговые, таможенные и другие льготы.

У Казахстана хорошие отношения с Оманом, Кувейтом, Бахрейном, Иорданией и Ираком, и при грамотном их развитии есть потенциальная возможность для сотрудничества не только в культурной и торгово-экономической, но и в нефтегазовой сфере[ix]. Также у Нур-Султана налажены связи с Анкарой: республика продает в Турцию нефть и нефтепродукты, металлы, зерно и другое сырье.

Итак, как мы видим, Казахстан по нефтегазовым ресурсам относят к государствам, обладающим стратегическими запасами углеводородов и оказывающим влияние на формирование мирово­го рынка энергоресурсов. В самой республике нефтегазовый сектор рассматривается как локомотив экономики Казахстана на ближайшие 30 лет. А позитивная динамика взаимоотношений Нур-Султана со странами Ближнего Востока позволяет предположить, что сотрудничество с ними в сфере экономики и углеводородов будет успешно развиваться.

[i] https://neftegaz.ru/analisis/regions/328563-neftegazovaya-otrasl-promyshlennosti-kazakhstana-ugolnaya-i-elektroenergeticheskaya/ Нефтегазовая отрасль промышленности Казахстана, угольная и электроэнергетическая

[ii] http://casp-geo.ru/neftegazovaya-otrasl-promyshlennosti/ Нефтегазовая отрасль промышленности Казахстана

[iii] по материалам http://www.neftegaz.kz/analitik-articles/neftyanyie-kompanii-kazaxstana.html

[iv] http://www.neftegaz.kz/analitik-articles/neftyanyie-kompanii-kazaxstana.html Нефтяные компании Казахстана

[v] http://today.kz/news/kazahstan/2017-05-23/742819-kazahstan-i-oae-podpisali-memorandum-o-sotrudnichestve-v-neftegazovoj-himotrasli/

[vi] https://neftegaz.ru/news/gas/201215-investory-iz-oae-zainteresovany-v-realizatsii-proektov-v-atyrauskoy-oblasti-kazakhstana/

[vii] https://wfin.kz/novosti/ekonomika/item/6094-vygodny-li-kazakhstanu-neftyanye-svopy-s-iranom.html

[viii] https://informburo.kz/novosti/kazahstan-i-saudovskaya-araviya-naladili-sotrudnichestvo-v-neftegazovoy-sfere.html Казахстан и Саудовская Аравия налаживают сотрудничество в нефтегазовой сфере

[ix] http://www.mfa.kz/ru/content-view/sotrudnichestvo-respubliki-kazakhstan-s-respublikoj-irak

52.26MB | MySQL:103 | 0,478sec