О некоторых итогах восьмилетней независимости Южного Судана

Отмечаемая накануне восьмилетняя годовщина независимости Южного Судана едва ли может служить весомым поводом для гордости среди представителей неизменно стоящей у руля с первых дней создания государства правящей элиты страны. Тот факт, что в эту знаменательную дату (9 июля) действующий президент Южного Судана C.Киир публично покаялся за совершенные его правительством ошибки перед избирателями, свидетельствует о многом.

Формально, извинения президента были адресованы работникам госсектора за неспособности правительства выплачивать им заработную плату ввиду тяжелейшего экономического кризиса, в котором оказалось это молодое государство. Однако в действительности население страны вынуждено в полной мере расплачиваться за многочисленные ошибки правительства не только в экономическом секторе, но и в сфере безопасности, политического развития и свобод, а также социальной политики (образование, здравоохранение).

За период гражданской войны в Южном Судане погибло более 400 тысяч человек. Более того, непродуманная политика правительства во главе с С.Кииром привела к существенной деградации гуманитарной ситуации в стране и небывалому росту числа внутренних беженцев и внешних мигрантов. Одной из главных парадигм гуманитарного кризиса стала проблема голода и национальной продовольственной безопасности. Наряду с Йеменом и Сирией это страна быстро превратилась в один из крупнейших очагов гуманитарной катастрофы. Наконец, ситуация в сфере безопасности и личной защиты граждан дошла до критической стадии — постоянные вспышки вооруженных столкновений и насилия, особенно против социально незащищенных слоев населения, постепенно возвели Южный Судан в разряд самых опасных и неблагополучных стран африканского региона.

Разумеется, сформированный за восемь лет независимости негативный имидж молодого южносуданского государства говорит не в пользу его правящей верхушки. Речь идет не просто о каких-либо ситуативных ошибках и неудачах при проведении тех или иных реформ, а о стратегических просчетах в построении нового государства. Нежелание захвативших власть групп идти на разумные компромиссы с оппозицией во главе с бывшим вице-президентом Р.Машаром и разгром любых альтернативных идей и моделей развития привели в конечном счете к перманентному сохранению напряженности и конфликтности на территории страны.

Внутренний конфликт стал главной причиной того, что Южный Судан так и не сумел в полной мере воспользоваться нефтью как своим главным стратегическим ресурсом для столь требуемого на начальном этапе рывка в экономическом развитии. Только спустя пять лет после обретения независимости, в 2018 году правящей элите и оппозиции удалось прийти к согласию и подписать мирное соглашение. Но и такой поворот не решил окончательно проблему — по свидетельствам наблюдателей ООН насилие в ряде регионов периодически вспыхивало и мирное соглашение не соблюдалось повсеместно.

Впоследствии многие пункты мирного соглашения так и остались на бумаге. В частности, одним из важнейших пунктов предусматривалось формирование правительства национального единства. Реализация этого пункта включала в себя важнейшее условие возвращения из изгнания лидера оппозиции Р.Машара, однако процесс в последний момент был сорван в результате новых конфликтов между враждующими кланами правящей власти и оппозиции. Предполагалось что он вновь войдет в состав правительства в качестве вице-президента. Планировалось также, что ряд соратников Машара также получать портфели в новом формате правительства В итоге Машар так и не вернулся в страну и продолжает оставаться в статусе лидер оппозиции в изгнании. Даже символическая совместная миссия лидеров оппозиции и правительства в апреле текущего года в Ватикан на аудиенцию к папе Римскому (который буквально на коленях просил стороны прекратить конфликт) не положила конец внутренним противоречиям.

12 мая 2019 года истек отведенный условиями мирного соглашения срок, в течение которого должно было быть сформировано правительство национального единства Южного Судана. Международные наблюдатели и гаранты выполнения соглашения — возглавляемые Эфиопией страны Восточной Африки приняли решение на министерской встрече дать еще один шанс противоборствующим сторонам и продлить срок выполнения этого положения дополнительно на 6 месяцев. Отсрочка была предоставлена в том числе по настойчивым просьбам самого Машара, а также представителей правящей власти.

В экономическом секторе регулярные задержки заработной платы армии и гражданским служащим создают серьезный повод для социальных протестов и роста напряженности. В отсутствие каких-либо альтернативных секторов производств и услуг, нефть является главным источником национального дохода Южного Судана и достигает 98%. Здесь ситуация за восемь лет независимости действительно плачевная, но постепенно выходит на рельсы прагматизма: только в июле 2018 года властям Южного Судана удалось договориться с соседним Суданом о налаживании экспорта нефти через суданские порты на международные рынки. В июле с.г. высокопоставленная делегация во главе с министрами нефти     и торговли Южного Судана посетила Хартум в целях ускорить реализацию взаимовыгодного и сулящего доходы сотрудничества.

Таким образом, амбиции правящих кланов и подстегиваемый ими вооруженный конфликт с первых дней независимости Южного Судана создал предпосылки нынешней несостоятельности его экономической и политической системы.

Слабые надежды на реконструкцию страны и смену парадигмы ее развития образовались в середине 2018 года, когда при активном посредничестве стран региона удалось посадить за стол переговоров непримиримых оппонентов и подписать первое действительно серьёзное соглашение (все многочисленные предыдущие попытки заключения мира неизбежно проваливались), с внушительным кругом международных гарантов.

Но дело даже не в соглашении. Появились признаки того, что дело сдвинулось внутри страны. В частности, ощущается явный прагматизм в налаживании связей с соседним Суданом по нефтяному бизнесу. Откровенное обращение президента Киира с покаянием к нации накануне восьмилетней годовщины независимости еще один важный сигнал. Причём, сразу же после этого правительство представило в парламент проект бюджета на 2019-2020 финансовый год в размере 1.3 млрд долларов США, анонсировав в нем выделение средств на выплату долгов по зарплате госслужащим за шестимесячный срок. Все остальные долги госслужащим правительство планирует погасить поэтапно, в рамках регулярных выплат заработной платы, которые власти обещают стабилизировать. По мысли властей, источником дополнительных бюджетных поступлений призван стать  нефтяной сектор, который будет активно развиваться и расширяться с освоением новых месторождений и возобновлением торговли через Судан. Однако, помимо нефти правительство также делает ставку на другие сферы экономики, особенно аграрный сектор, рассчитывая таким образом расширять  рабочие места и стабилизировать социальную сферу. Доля ненефтяного сектора южносуданской экономики в последние годы росла, в том числе на фоне регрессирующей нефтедобычи. В 2019 году впервые за недолгую историю молодого государства, доля этого сектора достигла 23% от национального бюджета. Для исполнения обязательств по бюджету правительство будет рассчитывать на нефтедоходы, а также растущий ненефтяной сектор, и ограничит до минимума кредитные заимствования от банков. Остающийся дефицит бюджета оно рассчитывает компенсировать за счёт донорских поступлений, которые также выйдут в фазу роста в случае улучшения общего экономического и политического климата.

В более широком контексте, разумеется, долгосрочные перспективы экономической стабилизации и роста неизбежно подвязаны к политическому процессу и реализации мирных договорённостей.

52.19MB | MySQL:103 | 0,540sec