О новой стратегии США по борьбе с терроризмом в Африке

Через несколько недель Госдепартамент совместно с USAID и Министерством обороны объявит стратегию стабилизации для семнадцати проблемных стран Африки, чьи режимы сталкиваются с угрозами со стороны исламистских террористических групп, аффилированных с «Исламским государством» (ИГ) и «Аль-Каидой» (обе организации запрещены в России). Американские послы в Сомали Дональд Ямамото и в Южном Судане Томас Хушек, чьи страны включены в список наряду с Суданом, активно участвуют в разработке этой стратегии, которая должна закрепить предполагаемый прогресс в борьбе с исламистами в регионе, включая «Аш-Шабаб». Сенаторы-республиканцы Марко Рубио и Линдси Грэм вместе со своей коллегой-демократом Жанной Шахин решительно поддерживают этот процесс, цель которого состоит в том, чтобы разделить бремя борьбы с радикалами  с другими партнерами (Европейский союз, Соединенное Королевство, Дания, Германия, Франция, Нидерланды, Австралия и Канада). Именно с этой целью Роберт Фаучер, первый заместитель помощника секретаря бюро Соединенных Штатов по конфликтам и операциям по стабилизации, провел переговоры с европейскими должностными лицами в Брюсселе 1 июля. В случае с Сомали должностные лица Государственного департамента признают трудности, с которыми они сталкиваются при развертывании своих агентов за пределами одного бункера в аэропорту Могадишо. Этот ангар играет фактически роль посольства США в Сомали. Подразумевается, что «стабилизация режимов» будет включать создание структур безопасности, урегулирование локальных  конфликтов и предоставление услуг поддержки местным силовикам, которые будут выходить за рамки гуманитарной помощи. Основная цель разработки новой стратегии в общем-то прозаична. Она не откроет каких-то новых горизонтов и фронтов борьбы с исламистами в Африке, ее основная цель состоит  в том, чтобы избежать очередного растрачивания крупных сумм с переходом общего воздействия на ситуацию через реализацию инклюзивных политических систем и  поддержания  законных правительственных партнеров. Одной из задач будет согласование приоритетов различных участвующих в этом процессе американских учреждений. Контртеррористическим операциям часто уделяется приоритетное внимание в зонах конфликтов, однако официальные лица признают, что некоторые из этих мероприятий могут иметь дестабилизирующие последствия, такие, как, например,  удары беспилотников в Сомали.

В этой связи отметим, что усилия одного из главных архитекторов новой стратегии Вашингтона в рамках борьбы с исламистами Д.Ямомото, вызывают большие вопросы среди экспертного сообщества. Сейчас основная роль американского дипломата заключается в том, чтобы консолидировать позиции Могадишо и полугосударственных анклавов на территории бывшей Сомали. И прежде всего Сомалиленда, с руководством которым у президента Сомали Формаджо сложились очень напряженные отношения. В этой связи  Ямамото, который возглавляет мирные инициативы в Сомали и соседних странах, всю первую половину года совершал  поездки между двумя этими центрами силы на сомалийской территории, но в большей степени окончилось все это безрезультатно. Более того, Ямамото не смог каким-то образом воспрепятствовать резкому ухудшению отношений между Могадишо и Найроби.   И в этой связи еще два месяца назад в Вашингтоне довольно уверенно говорили о его замене. В частности, на эту роль планировался глава по африканским вопросам в аналитическом центре Атлантического совета и нынешнего специального посланника США по Великим Озерам Дж. Питера Фама. То, что Ямомото остается пока в обойме и еще к тому же участвует в разработке новой стратегии, свидетельствует о том, что линия Госдепа в Сомали и на Африканском роге останется прежней.    Более того, сторонники жесткой линии терпят пока локальное поражение во внутриаппаратной борьбе.

В любом случае надо отметить, что американская политика на Африканском роге пока остается в тупике. Попытка Госдепа перехватить у военных инициативу путем выработки и представления президенту США Д.Трампу новой стратегии действий в рамках борьбы с исламистами имеет один серьезный козырь. Это массированное сокращение трат на прямые военные усилия и замена их на более дешевые с точки зрения материальных издержек дипломатические маневры плюс более активное вовлечение в этот процесс поддержания военной устойчивости лояльных режимов своих союзников. Это ровно то, что хотел слышать Д.Трамп от Госдепартамента и Пентагона. При этом его не особенно сильно волнует перспектива успеха такой стратегии.  А она пока не дает больших результатов. Активность классических американских дипломатов в этой связи обусловлена еще и тем фактом, что чисто военная составляющая такой политики в рамках борьбы с исламистами в том же Сомали дала самый серьезный сбой в последние месяцы. Мы имеем ввиду прежде всего провал планов ЦРУ США и Пентагона по минимизации уровня боевого потенциала исламистов  путем их раскола и проведения точечных ликвидаций  с использованием беспилотников. При этом в рамках новой стратегии ничего кардинально нового  не предлагается, за исключением сокращения числа таких беспилотников.

В этой связи подчеркнем, что попытка внести новое содержание в свои контртеррористические усилия происходит на фоне значительного снижения уровня прямого военного присутствия американских войск в Африке.    Министерство обороны США еще в ноябре прошлого года в объявило о планах по сокращению  менее чем на 10% численности своих войск, размещенных в Африке. Об этом говорится в распространенном заявлении пресс-службы ведомства.  «Министерство обороны объявило  о реструктуризации Контртеррористической организации, входящей в состав Африканского командования Вооруженных сил США (АФРИКОМ). Реструктуризация предусматривает, что на протяжении следующих нескольких лет будет сокращено менее 10% из 7,2 тысячи военнослужащих Африканского командования», — отмечается в документе. В пресс-службе подчеркнули, что такая «оптимизация сохранит большинство» партнерских программ США со странами региона. При этом командование не будет вносить изменений в контртеррористические операции в Сомали, Джибути и Ливии. В других регионах, как например в Западной Африке, американские военнослужащие будут уделять основное внимание оказанию консультаций, помощи и поддержке связи. Как вытекает сейчас из инициатив Госдепартамента США, такая программа сокращения сил и средств Пентагона уже точно затронет Сомали и Джибути, чего ранее не предусматривалось. Причем из Джибути американцы уже фактически вышли (не без психологического давления на них в этой связи со стороны тех же китайцев, которые строят там свою военную базу для подводных лодок и авиации), отказавшись от реализации своих первоначальных планов по развитию там своей военной инфраструктуры, в том числе и проекта по строительству новой военно-морской базы.

52.96MB | MySQL:103 | 0,447sec