Алжир: экономическая ситуация ухудшается

Из-за ухудшения финансово-экономической ситуации алжирское руководство готовится обратиться за помощью к Международному валютному фонду (МВФ). По данным министра финансов АНДР Мухаммеда Лукаля, заявленным в интервью информагентству APS 14 июля 2019 г., к такому решению правительство страны пришло на своем заседании, состоявшемся 26 июня текущего года.

По его словам, речь идет о сумме в 1 трлн динар, эквивалентной 8.39 млрд долларов США, с помощью которой алжирские власти рассчитывают покрыть «часть дефицита казначейства в текущем финансовом году для финансирования структурированных и прибыльных проектов», рассчитанных на реализацию до 2022 года».

Что это конкретно за проекты и в какой сфере, он не уточнил, однако пояснил, что алжирские власти интересуют «льготные целевые кредиты», которые они не намерены тратить на «выполнение своих бюджетных обязательств».

По данным министра финансов, возможность получения внешних заимствований  была предусмотрена принятой в 2017 году поправкой к закону «О валюте и кредитах», разрешающей Государственному казначейству получать средства за рубежом в долг непосредственно через Банк Алжира (местный вариант российского Центробанка).

Напомним, что ранее против иностранного заимствования резко против выступал уже бывший президент страны Абдельазиз Бутефлика, опасавшийся попадания Алжира «в иностранную кабалу», но прогрессирующий экономико-финансовый кризис вынудил его изменить отношение к данному вопросу.

Что же заставляет алжирские власти обратиться за внешними заимствованиями? Следует заметить: несмотря на заверение Лукаля, что «финансовое положение Алжира остается относительно комфортным», внутренний государственный долг страны стремительно растет: если по итогам 2017 года он составил 26.7% от ВВП, то на конец 2018 года – уже 37.2%.

И это при том, что у страны имеются серьезные валютные резервы. Так, например, в распоряжении ее руководства остаются почти 70 млрд долларов накоплений, сделанных в нулевые годы, когда цены на углеводороды были стабильно высокими.

Однако значительная часть этих средств не может быть свободно использована, поскольку они вложены в различные предприятия или находятся на различных депозитах в иностранных же банках по договоренности на продолжительный срок.

И, наконец, нельзя исключать, что выражая готовность взять в долг у МВФ, тем самым алжирское руководство демонстрирует готовность отказаться от прежней «независимой» политики ради сохранения стабильных отношений с мировыми центрами силы.

Дело в том, что у высших алжирских военных во главе с генералом Ахмедом Гаидом Салахом, подверженным влиянию конспирологических теорий заговора, существует убеждение, что за продолжающимися протестными выступлениями стоит «коллективный Запад». И за их прекращение (или хотя бы снижение уровня поддержки) они готовы заплатить.

Между тем, Лукаль поспешил успокоить алжирскую общественность, заявляя о стабильности ситуации в стране и готовности властей подкрепить ее конкретными действиями.

Он подчеркнул, что никакой экономической катастрофы в любом случае не предвидится, поскольку «У нас имеется хорошее пространство для маневра достаточно удобные валютные резервы, внешняя задолженность не более 1 процента от ВВП и альтернативные источники, которые позволяют нам продолжать обеспечивать государственные расходы, не усугубляя использование такого нетрадиционного финансирования».

По его словам, с одной стороны, правительство при формировании бюджета 2020 года не намерено увеличивать его расходную часть. Таким образом, он должен остаться на уровне 2019 года в размере 6553.2 млрд динаров или 55.206 млрд долларов.

Кроме того, Лукаль попытался заверить, что получение внешних займов является «не эксклюзивным рычагом финансирования казначейства», указав на намерение правительства провести ряд реформ, и в частности, отказаться от прежней системы государственного субсидирования низких цен на продукты первой необходимости.

Разумеется, она уже давно нуждается в реформировании, поскольку служит источником недовольства представителей малого бизнеса, вызванного недостаточным, по их мнению, покрытием его издержек государством, и вынуждающего их искусственно ухудшать качество молока и хлеба, чтобы сохранить торговлю рентабельной.

Впрочем, отмена госрегулирования на данном направлении спровоцирует лавинообразный рост цен на продукты питания и может дополнительно подстегнуть представителей малоимущих алжирских слоев к протестным выступлениям.

Также Лукаль обещал проведение «устойчивой рационализации импорта», не пояснив, однако, соответствующих деталей. Впрочем, исходя из того, что уже в апреле, после отставки президента А.Бутефлики, власти страны убрали жесткие ограничения на поставки ряда импортных товаров, можно предположить, что они и далее продолжат плавный отход от прежнего запретительства и политики ограничений в этом отношении.

Напомним, что в последние годы власти АНДР установили фактические квоты на десятки наименований зарубежной продукции, завозимой в страну, чтобы таким экзотическим способом бороться с оттоком из нее капитала.

Практической пользы от нее она, впрочем, не ощутила, а население испытало увеличение цен на многие товары из-за искусственного сужения конкуренции и создания ситуации, близкой к дефициту.

Впрочем, ни ограниченные «фасадные» реформы, ни получение внешних займов не решают для Алжира давно уже перезревшей проблемы, когда при продолжающемся демографическом росте прежняя экономическая опора в виде экспорта за рубеж углеводородов уже не в состоянии гарантированно обеспечить ее потребности.

Скатывание в финансово-экономическую пропасть может приостановить снижение гипертрофированных расходов на силовой аппарат, представители которого, реально стоящие у руля, однако, не хотят лишать привычных доходов.

52.19MB | MySQL:103 | 0,609sec