Ситуация в Ливане: июнь 2019 г.

Ситуация в Ливане в июне 2019 года в целом оставалась стабильной, несмотря на социальные протесты, связанные с принятием нового бюджет страны и разногласия политических партий в связи с новыми назначениями в государственной администрации. Основными проблемами, стоявшими перед Ливанской Республикой, оставались принятие нового бюджета, связанное с введением мер жесткой экономии и переговоры о демаркации морских границ с Израилем, идущие при американском посредничестве. Одновременно политические круги этой страны уделяли внимание американо-иранской конфронтации, грозившей вылиться в открытый конфликт.

1 июня лидер движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла выступил по телеканалу «Аль-Манар» по случаю Дня Иерусалима с комментариями по текущей внешнеполитической ситуации. Генеральный секретарь «Хизбаллы» заявил о том, что если между США и Ираном начнется большой военный конфликт, взорвется весь Ближний Восток. «В таком случае будет позволительно использовать все вооруженные силы США и Великобритании в регионе для отражения агрессии», — добавил Х. Насралла. Лидер «Хизбаллы» коснулся также «сделки века», проекта урегулирования палестинского вопроса, выдвигаемого администрацией Трампа. Он охарактеризовал ее как «пустую сделку и историческое преступление».  Лидер «Хизбаллы» также коснулся американских обвинений в том, что боевики его партии занимаются на юге Ливана производством ракет. «Мы не занимаемся производством оружия, в частности ракет, но если американцы будут продолжать свои нелепые обвинения и будут вводить против нас новые санкции, то мы действительно откроем такие заводы, и наладим выпуск ракет. Мы будем их экспортировать и часть выручки отдавать правительству Ливана, чтобы оно смогло справиться с бюджетным кризисом», — заявил Насралла. Касаясь конференции министров иностранных дел ЛАГ в Мекке, он отметил агрессивную сущность политики КСА и ОАЭ. По мнению лидера «Хизбаллы», «надо не солидаризироваться с политикой этих государств, а оказывать ей сопротивление».

23 июня с резкой критикой плана палестинского урегулирования, выдвигаемого зятем и старшим советником Дональда Трампа Джаредом Кушнером, выступил спикер ливанского парламента Набих Берри. Он заявил: «Для того, чтобы некоторые не интерпретировали официальное ливанское молчание как одобрение этого ядовитого предложения, я хочу сказать, что единственной инвестицией, которая не будет приветствоваться в Ливане, будет инвестиция за счет прав палестинского народа. Заблуждаются те, кто думает, что ливанцев можно купить потоком в миллиарды долларов. У нас есть принципы, которые не обсуждаются: право палестинского народа на независимость и  наш категорический отказ от натурализации беженцев». Как известно, план Кушнера предполагает выделение 27,5 млрд долларов для Западного берега реки Иордан и сектора Газа, 9,1 млрд Египту, 7,3 млрд Иордании и 6,1 млрд Ливану для обустройства беженцев.

23 июня лидер ПСП Валид Джумблат выступил с резкой критикой администрации Трампа, проводящей эскалацию напряженности в отношениях с Ираном и «подобных Трампу ливанских политиков». «До какой пропасти намерен вести нас Трамп? До какого предела? До какой опасной черты тащит мир Трамп, а нас, ливанцев, подобные ему местные политики?» — вопрошал Джумблат. Под этими политиками, он, по-видимому, подразумевал своего оппонента, министра иностранных дел и лидера СПД Джебрана Басиля, которого Джумблат уже сравнивал с Джаредом Кушнером.

4 июня произошел террористический акт в городе Триполи. Его исполнителем стал бывший боевик «Исламского госуда рства»  (ИГ, запрещено в России) Абдель Рахман Масбут. Этот террорист воевал на стороне ИГ в Сирии. После возвращения на родину в 2016 году он был арестован ливанскими правоохранительными органами, но в начале 2019 года выпущен на свободу. У Масбута были семейные проблемы, так как его жена после его ареста вышла замуж за другого жителя Триполи. Не сумев уговорить ее вернуться, он, вооружившись автоматом, расстрелял 4-х военнослужащих на двух КПП в Триполи. 8 июня министр обороны Ливана Элиас Бу Сааб посетил Триполи для расследования инцидента. Бу Сааб провел встречи с муфтием Триполи и Северного Ливана шейхом Малеком аш-Шааром и депутатом парламента Фейсалом Караме. По итогам встречи муфтий Шаар заявил: « У терроризма нет религии. Надо различать между терроризмом и религиозностью Триполи всегда был городом мира и совместного проживания многих общин. Мы надеемся на то, что он излечится от этой раны».

В июне в Ливане продолжались социальные протесты против мер жесткой экономии, предусмотренных в новом бюджете. 18-21 июня в Бейруте состоялись митинги отставных военнослужащих, протестовавших против отмены ряда социальных льгот и повышения налогов. В ходе одного из них бывшие военные жгли автомобильные покрышки. 26 июня состоялся новый массовый митинг, участники которого на несколько часов (с 17.00 до 22.00) перекрыли дороги, ведущие в Бейрут.

15 июня на встрече президента Ливана Мишеля Ауна и премьер-министра Саада Харири были согласованы кандидатуры на ряд постов в государственной администрации. К ним относятся посты четырех заместителей председателя Banque du Liban (местный аналог Центробанка), государственного обвинителя министерства юстиции, статс-секретаря этого министерства, членов президентской администрации и Совета по реконструкции и развитию. По общинам вакантные посты будут распределены таким образом: 11 должностей достанутся маронитам, 13 – суннитам, 7 – шиитам, по 4 поста православным и греко-католикам, по два поста достанутся друзам и армянской общине.

Распределение государственных должностей вызвало нешуточное соперничество среди ливанских политиков и поток взаимных обвинений. На некоторое время возродилось соперничество между движением «Мустакбаль» Саада Харири и Свободным патриотическим движением Джебрана Басиля. Напомним, что в 2016 году в преддверии выборов президента между двумя партиями было заключено соглашение о сотрудничестве. Однако в последние месяцы премьер-министр Саад Харири стал обвинять Басиля в том, что он «берет на себя несвойственные полномочия и пытается подменять политику правительства». 18 июня состоялась встреча между С.Харири и Д.Басилем, на которой политики  приняли решение о продолжении политического партнерства и урегулировании разногласий. Басиль по итогам встречи выразил «твердую решимость к взаимопониманию с движением «Мустакбаль», необходимому для работы в сферах политики и экономики. Это взаимопонимание является гарантией безопасности Ливана».

19 июня прошла встреча между премьером Саадом Харири и лидером партии «Ливанские силы» Самиром Джаджаа. По итогам беседы Самир Джаджаа констатировал: «Долгие отношения связывают нас с Харири. Нас объединяет защита национального суверенитета Ливана. В то же время работа правительства частично парализована, так как один из партнеров действует избирательно, абсурдно и без всяких ограничений». Под этим партнером Джаджаа подразумевал Басиля и его партию. «Невозможно и дальше терпеть эту ситуацию без прямого вмешательства со стороны генерала Мишеля Ауна», — отметил Самир Джаджаа. При этом лидер «Ливанских сил» признал, что его разногласия с Басилем вызваны не «различием в принципах, вере (оба политика являются маронитами) или идеологии, но назначениями, так как опять одна партия хочет узурпировать все христианские посты, не считаясь с присутствием других политических сил».

В сфере внешней политики важнейшим направлением для ливанских дипломатов оставались переговоры с Израилем по урегулированию пограничных споров, идущие при американском посредничестве. 12 июня Бейрут посетил заместитель госсекретаря США Дэвид Саттерфилд. По сообщению ливанской газеты «Ан-Нахар», американский дипломат привез израильский ответ на предложение, сделанное правительством Ливана по демаркации границы. Дэвид Саттерфилд провел переговоры с президентом Ливана Мишелем Ауном, спикером парламента страны Набихом Берри, ответственным за приграничное досье, министром энергетики Надой Бустани. Встреча с министром иностранных дел Джебраном Басилем не состоялась, так как в период с 11 по 14 июня он находился с официальным визитом в Великобритании и в Ирландии. На встречах с ливанскими руководителями Д. Саттерфилд предостерег их от агрессивных действий на ливано-израильской границе, которые, по его мнению, могут быть вызваны «Хизбаллой» или проиранскими палестинскими группировками. Он также поставил вопрос о ракетном арсенале движения «Хизбалла». Генеральный секретарь движения «Хизбалла» Хасан Насралла заявил на это, что целью Саттерфилда является не урегулирование приграничных вопросов между Ливаном и Израилем, а разоружение «Хизбаллы».

18-19 июня Ливан посетил специальный представитель президента Российской Федерации по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев вместе с заместителем министра иностранных дел РФ Сергеем Вершининым. А. Лаврентьев провел переговоры с министром иностранных дел Ливана Джебраном Басилем и спикером парламента Набихом Берри. 19 июня он был принят президентом Ливана Мишелем Ауном. Представитель Президента России обсудил с высшими должностными лицами Ливана вопрос о возвращении сирийских беженцев, а также передал президенту Ауну приглашение для участия в следующем раунде переговоров в Астане в качестве наблюдателя.

52.21MB | MySQL:103 | 0,476sec