О попытках Палестинской национальной администрации добиться сокращения экономической зависимости от Израиля

Несмотря на подчеркнутое нежелание идти на поводу у американской администрации, особенно проявившееся в связи с конференцией «Мир во имя процветания», организованной в конце прошлого месяца в Бахрейне, ПНА косвенно согласилась с тем, что первым вопросом, который подлежит урегулированию, является решение экономических проблем. Правда, Рамалла все же пытается представить свой подход к ситуации как кардинально противоположный тому, что предлагает Вашингтон. Пресс-секретарь Министерства экономики в составе ПНА Азми Абд аль-Рахман сообщил СМИ, что приоритетной задачей в настоящий момент стало сокращение экономической зависимости от Израиля. По его словам, это часть стратегии развития на 2017-2020 гг., однако, примечательно, что на фоне предыдущих попыток США добиться прогресса на палестино-израильском треке, Рамалла этот вопрос не акцентировала. Более того, явным ответом на демонстрацию Израилем продолжающегося сближения с умеренными региональными лидерами стало то, что ПНА в своих попытках уйти от экономической зависимости  от Израиля также делает ставку на арабские страны, среди которых в качестве основного партнера, судя по всему, рассматривается Иордания.

В начале июля палестинский премьер-министр М.Штайе выехал с первым зарубежным визитом после вступления в должность и в качестве принимающей стороны избрал именно Иорданию. В состав палестинской делегации, прибывшей из Рамаллы,  вошли министры, курирующие энергетику и транспорт. С помощью чиновников профильных ведомств была предпринята попытка увеличить поставки иорданской электроэнергии на палестинские территории, а также разработать новые транспортные маршруты для передвижения товаров. Помимо этого он всячески старался продвигать тезис о тесных братских отношениях двух народов.

Такой подход к Иордании во многом выгоден для Израиля, поскольку позволяет увеличить ответственность Аммана при сокращении бремени, которое вынужден нести Иерусалим, обеспечивая потребности палестинцев. Вместе с тем для самой Иордании и прежде всего режима короля Абдаллы II такое сближение может стать фатальным. По оценкам израильского издания Maariv, экономическая ситуация в королевстве такова, что внутренняя нестабильность должна сдерживать короля от излишней поддержки палестинцев.  Вместе с тем в парламенте страны сильны антиизраильские настроения и призывы положить конец т.н. «холодному миру» с соседом. Дополнительным фактором нестабильности являются палестинские беженцы в Иордании, среди которых наибольшую опасность представляют те, что были вынуждены покинуть Сирию. Так, по оценкам Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР) в 2019 г. количество таковых увеличилось с 16900 до 17700 человек. При этом их правовой статус в Иордании не урегулирован. Таким образом, перед лицом необходимости решать их проблемы в сочетании с идеологизированными заявлениями о тесной связи двух народов Иордания рискует столкнуться с повышением количества палестинского населения, что усилит опасения реализации проекта конфедерации.

В качестве второго партнера на роль страны, за счет которой можно реализовать идею экономического  разрыва с Израилем, ПНА выбрала Ирак, куда также была отправлена большая палестинская делегация. При этом если в первом случае ставка делается не географическую близость, дающую возможность заменить Израиль, то с Ираком Рамалла явно играет на  амбициях по восстановлению его положения на международной арене, а также пытается получить доступ к нефти, о чем нескрываемо заявляют сами представители ПНА. По данным Jordan Times, переговоры с иракским руководством сводятся к таким пунктам, как намерение Багдада полностью обеспечить потребности палестинцев в нефти, увеличить взносы в ЛАГ и  в перспективе стать донором, аналогичным Катару в том, что касается экономической поддержки палестинских территорий, а также гарантировать палестинским беженцам в Ираке равноправие. Последнее имеет большое значение для Иордании, т.к. притеснение палестинцев в Ираке толкает их на переезд в Хашимитское королевство.

При этом интересно, что Израиль на фоне сообщений о продолжающемся сближении с государствами региона, стал всерьез задумываться о нормализации с Ираком, предпринимая такого рода попытки не без участия американской администрации. В частности, посол Ирака в США Ф.Яссин в недавнем интервью, посвященном итогам бахрейнского воркшопа, заявил, что «существуют объективные причины, которые могут потребовать установления отношений между Израилем и Ираком». В качестве факторов, потенциально способствующих сближению, он назвал сохранение в общинах выходцев из Ирака в Израиле иракской культуры, а также заинтересованность страны в технологиях и инновациях, которые могут дать израильские партнеры. Вместе с тем препятствием на  этом пути являются антиизраильские настроения, ставшие следствием влияния Ирана и подхода властей к палестино-израильскому конфликту.

Наконец, по мнению эксперта Jerusalem Center of Public Affairs, Й.Бен-Менахема, главным мотивом, заставляющим Рамаллу идти по пути реализации проекта экономической независимости от Израиля, является необходимость оказать давление на страну в свете решения о вычете из сумм собранных налогов средств, которые ПНА тратит на поддержку террористов. Рамалла угрожает Иерусалиму международным арбитражем, а также пытается сформировать международную или хотя бы региональную коалицию сторонников, выступающих против Израиля и американской «сделки века».

Таким образом, ПНА под руководством М.Аббаса продолжает борьбу с проектом мирного урегулирования США, однако, действует при этом методами, которые фактически являются производными от того, что предлагает Вашингтон. Поиск союзников среди стран региона отражает серьезную озабоченность тем, что Израиль действительно может добиться нормализации отношений с арабскими соседями. Переход к обсуждению экономических вопросов, в свою очередь, сигнализирует, что Рамалла косвенно согласилась с тем, что политические проблемы т.н. окончательного статуса переносят на более отдаленную перспективу. Вместе с тем в выборе союзников в деле экономического размежевания с Израилем есть определенные риски для Израиля. Касается это главным образом Иордании, которая может не справиться с собственной социально-экономической ситуацией в стране, а любые внутренние потрясения неизбежно скажутся на ситуации с безопасностью на Западном берегу.

52.23MB | MySQL:103 | 0,628sec