Анализ действий военно-политического руководства КНР на пакистанском направлении показывает многообразие применяемых методов, обусловленных проработанной теорией военно-политического планирования. При этом представляется возможным утверждать, что теоретическую базу современной внешнеполитической, внешнеэкономической и военно-дипломатической деятельности КНР сформировал теоретик военной стратегической, оперативной и тактической мысли Сунь-цзы в рамках своего труда «Искусство войны», который неотделим от «36 стратагем», представляющих собой иносказательные руководящие принципы, подходящие как для военно-политической работы, так и для дипломатической и социально-экономической деятельности.
Отметим, что «Искусство войны» является отдельной учебной дисциплиной во всех высших военных учебных заведениях КНР и соответственно возможность ознакомится с трудами теоретиков военно-политической стратегии есть у офицеров ВС Пакистана, проходящих подготовку в рамках долгосрочных образовательных программ.
В качестве первого примера руководящего принципа, заимствованного современным руководством КНР из «36 стратагем», приведем следующий – «Скрывая день, переходить море». Значение данного выражения состоит в том, что при проведении любого рода действий (военные, политические и экономические) руководители должны обеспечивать стратегическую маскировку, которая позволит полностью скрыть истинный смысл мероприятий и достичь таким образом самых неожиданных для вероятного противника/оппонента результатов.
Фактически Сунь-цзы написал и объяснил требования к тотальному обеспечению государственной тайны и секретности в отношении любых государственных документов, которые представляют интерес для разведки вероятного противника. Несомненно, секретность военно-политических и военно-экономических контактов не подлежит сомнению, однако в условиях распространения информационных технологий китайским специалистам стало значительно проще вводить оппонентов в заблуждение благодаря «контролируемому освещению» определенных событий. Например, создание электронных сайтов и множество публикаций в сети интернет, посвященных реализации проекта «Китайско-пакистанский экономический коридор» (КПЭК), оказывает определенное давление на высшее руководство Индии.
Отметим, что китайским специалистам в области психологических операций удается в полной мере использовать рассматриваемую стратагему, поскольку внимание широкой общественности сосредоточено в основном на анализе информации о коммерческой ценности проекта КПЭК. При этом отвлекается внимание от военного значения, оно проявиться после того, как пакистанские и китайские военные проведут совместные масштабные учения, а основным путем доставки личного состава и техники НОАК послужат именно автомобильные и железнодорожные магистрали, возводимые по стандартам КНР в рамках указанного проекта.
В качестве второго постулата стратегического характера приведем стратагему «Взять нож в займы и убить», согласно которой при недостатке собственных возможностей следует пользоваться противоречиями оппонента с другими «игроками» на международной арене или объединение с ними. Кроме того, такой принцип предполагает проведение соответствующих мероприятий или оказание психолого-информационного влияния на жителей страны-оппонента с целью обострения внутренних конфликтов. В этом аспекте отметим, что руководство КНР спустя шесть лет после начала реализации проекта КПЭК заняло вполне доброжелательную позицию к другим государствам арабского мира, в частности к Королевству Саудовская Аравия (КСА), Объединенным Арабским Эмиратам (ОАЭ), Катару и Оману.
Власти указанных ведущих государств аравийского полуострова хотя и являются давними партнерами официального Нью-Дели, но при этом определенно намерены инвестировать значительные средства в развитие объектов/районов, внесенных в зону реализации КПЭК. Следует отметить, что военно-политическое руководство КНР адекватно относится к военно-техническому сотрудничеству между Исламабадом и Москвой, которое обеспечит повышение боевой устойчивости и расширение возможностей пакистанских военных. Вполне естественно, что военно-техническое сотрудничество между РФ и Пакистаном вызывает жесткую критику из Нью-Дели, поскольку руководство Индии не может допустить усиления основного регионального визави за счет поставок оружия из РФ. Китайские военные специалисты отмечают крайнюю заинтересованность официального Исламабада в приобретении основных боевых танков (ОБТ) Т-90МС, зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-400 «Триумф», зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1», ударных вертолетов Ми-35 и стрелкового вооружения – автоматов модели АК-203.
Третьим стратегическим принципом, который руководствуется официальный Пекин на пакистанском направлении, является стратагема, сформулированная как «Шуметь на востоке и ударить на западе». В данном случае Сунь-цзы подразумевал обманные действия, объединенные с тщательной маскировкой намерений и подготовительных мероприятий перед главным сражением. Основная цель разносторонней маскировки в сочетании с провокационными действиями – это дестабилизация вероятного противника и утрата им контроля над ситуацией. В качестве реализации данного принципа приведем освещение в китайских СМИ контактов между военным руководством КНР и Пакистана и обсуждение самых «чувствительных» вопросов повестки дня. Кроме того, китайские журналисты тщательно освещают военно-технического сотрудничества двух государств – используют один информационный повод для создания множества публикаций с незначительными отличиями и дополнениями, что вынуждает органы военной разведки Индии проводить сбор и анализ большого массива информации.
В качестве принципа стратегического уровня приведем стратагему «Совместно вытаскивать овец», которую специалисты военного дела трактуют как оказание содействия союзнику при возникновении внезапного препятствия или при внезапном изменении первоначального плана, исходя из новых обстоятельств или внезапных действий противника. Характер действий при таком принципе можно определить как «безостановочное наступление с целью определения предела возможностей оппонента», которому придется остановиться или начать укрываться от постоянных атакующих действий союзников.
В данном аспекте отметим, что даже при периодических «поворотах официального Исламабада» к США официальный Пекин не оставлял военно-техническое сотрудничество с Пакистаном в таком «чувствительном» вопросе, как создание стратегических ядерных сил, наличие которых является основным фактором сохранения государственности в современном мире. Также отметим, что ВВС Пакистана и ВВС НОАК проводят наибольшее количество совместных учений, масштаб которых постоянно растет. Кроме того, пакистанские и китайские военные активно работают над созданием системы ПВО/ПРО, позволяющей защитить регионального партнера Пекина от любой ракетной угрозы.
Очевидно, что военно-политическое руководство Пакистана хорошо усвоило печальный пример Саддама Хусейна, а именно полный отказ системы ПВО Ирака, которая была создана на компонентах европейского производства. Благодаря этому американские военные дистанционно парализовали все ответные действия иракских защитников неба.