Израиль: Аелет Шакед единолично возглавит партию «Новые правые»

Бывший министр юстиции Аелет Шакед объявила на специально созванной ею в воскресенье вечером пресс-конференции, что она примет участие в назначенных на сентябрь досрочных выборах в Кнессет в составе партии «Новые правые». Наиболее существенной деталью является в данном случае то, что именно она и только она будет стоять на этот раз во главе нее. Следует напомнить, что на выборах, состоявшихся в апреле, вместе с Аелет Шакед во главе только что созданной партии «Новые правые» стоял бывший министр просвещения Нафтали Беннет. Незадолго до этого оба они, ранее возглавлявшие религиозно-сионистский парламентский блок «Еврейский дом», вышли из его состава. В апреле «Новые правые» потерпели сокрушительное поражение, не преодолев электорального барьера, составляющего сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных на выборах голосов.

Казалось, этой партии суждено уйти в политическое небытие, так и не побывав в Кнессете. Однако отказ лидера партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) депутата Кнессета Авигдора Либермана войти в возглавляемую крупнейшей правой израильской партией Ликуд и ее лидером премьер-министром Биньямином Нетаньяху правящую коалицию на предложенных ему условиях и последовавшее за этим решение о проведении новых досрочных выборов в Кнессет дали «Новым правым» дополнительный шанс.

В своей речи на пресс-конференции Аелет Шакед попыталась использовать все доводы для того, чтобы привлечь на свою сторону максимально возможное число избирателей. В частности, она сказала: «Пока что не было партии, во главе которой на ближайших выборах стояла бы женщина. Теперь такая партия есть. Я хочу открыть дверь для многих женщин, которые придут за мной. И я прошу сегодня вашего доверия».

Однако гораздо существенной являлась следующие фразы: «Мы извлекли уроки из своих ошибок. (…) Партия «Новые правые» под моим руководством идет на выборы не в тени другой партии, а в качестве партии, которая стремится взять в свои руки штурвал государственного руководства и обеспечить победу правого лагеря». В данном пассаже Аелет Шакед отодвинула на задний план своего партнера Нафтали Беннет, который, будучи в отличие от нее религиозным, рассматривается многими религиозными сионистами в качестве предателя, покинувшего «Еврейский дом» в критический момент. То, что на апрельских выборах Нафтали Беннет был лидером «Новых правых» вместе с ней, оказалось критической ошибкой. Теперь эта ошибка исправлена. Помимо этого, Аелет Шакед дала понять, что «Новые правые» не намерены оставаться партией-сателлитом Ликуда, а фактически намерены бороться с ним за лидерство в правом лагере.

Отсюда логическим образом вытекает декларированное стремление Аелет Шакед создать под своим руководством широкий правый блок, опирающийся в первую очередь на религиозных сионистов и на сочувствующих им светских. «Я обращаюсь (…) к лидерам идеологических партий, которые правее Ликуда, часть из которых являются моими друзьями, — сказала она далее, — Да, между нами есть разногласия, однако на фоне вызовов, стоящих перед нами, они незначительны. Объединение является гарантией успеха идеологических и ценностных правых. Нам необходимо сделать это. Вместе под моим руководством мы превратимся существенную силу, в силу, которая поведет народ Израиля с верой и мужеством». То, что Аелет Шакед делает акцент на «идеологических и ценностных правых», косвенным образом является упреком Ликуду, превратившемуся за последние десятилетия в партию власти со всеми вытекающими из этого недостатками.

Что же касается содержательной части программы Аелет Шакед, то представляются наиболее существенными следующие ее высказывания: «Мы (Аелет Шакед и Нафтали Беннет – В.Ч.) сделали немало за последние годы, мы сделали полный разворот. После 40 лет, в течение которых правые находились у власти, но правили левые (имеется в виду, что левые продолжали контролировать судебную систему Израиля, большую часть СМИ, светскую систему образования и др. – В.Ч.), мы доказали в течение последних четырех лет, в Министерстве юстиции и в Министерстве просвещения (…), что, если правые хотят, правые могут править. (…) За четыре последних года мы сделали много, но мы только начали».

На широкий отклик среди израильских граждан различной степени религиозности и разных политических убеждений была рассчитана фраза лидера «Новых правых»: «Мы боремся во имя либеральных принципов, согласно которым государство работает ради маленького человека, а не ради профсоюзного комитета или чиновника». Следует пояснить, что мощные профсоюзные комитеты, оставшиеся нынешнему Израилю в наследство от полусоциалистической системы, господствовавшей в нем в первые три десятилетия его независимости, воспринимаются большинством израильтян отрицательно.

Что же касается идеологических различий между «Новыми правыми» и Ликудом, то в речи Аелет Шакед они свелись в первую очередь к неприятию «сделки века», подготовленной Государственным департаментом США, который американская администрация намерена обнародовать после того, как в Израиле будет сформировано новое правительство. Известно, что премьер-министр Биньямин Нетаньяху поддерживает теснейшие отношения с Дональдом Трампом и воздерживается от публичной критики этой «сделки», детали которой, кстати, до сих пор не обнародованы. Однако лидер «Новых правых» уверенно заявила, что «план (мирного урегулирования арабо-израильского конфликта – В.Ч.) Трампа ведет к созданию палестинского государства».

 

Создание широкого фронта правых партий под руководством Аелет Шакед будет очень непростой задачей. В первую очередь из-за личных амбиций лидеров других правых партий, некоторые из которых сами претендуют на лидерство в таком объединении. Однако даже если эта задача будет достигнута, ясно, что не она является конечной целью Аелет Шакед. Она претендует на то, чтобы в итоге возглавить весь право-религиозный лагерь, а значит, и Государство Израиль.

В этом смысле показательно, что опрос общественного мнения, проведенный тель-авивским институтом изучения общественного мнения «Диалог» во главе с профессором Камилем Фуксом по заказу поселенческого интернет-сайт «Седьмой канал» и ставил перед собой только одну задачу: выяснить, кого избиратели израильских партий, расположенных на израильском политическом спектре правее Ликуда, предпочитают увидеть в качестве преемника Биньямина Нетаньяху на посту премьер-министра, показал, что у Аелет Шакед нет по этому показателю реальных конкурентов. При этом следует пояснить, что речь шла не об отстранении действующего премьер-министра от власти (Биньямин Нетаньяху все еще слишком популярен – В.Ч.), а именно о наследнике, который придет на его место после того, как Биньямин Нетаньяху по тем или иным причина закончит свою политическую карьеру.

Упомянутым опросом была охвачена представительная выборка из 600 человек, проголосовавших на прошедший в апреле выборах за Блок правых партий (в него входили партии «Еврейский дом» во главе с раввином Рафи Перецом, «Ихуд леуми» во главе с депутатом Кнессета Бецалелем Смотричем и «Оцма егудит» во главе с адвокатом Итамаром Бен-Гвиром), «Новые правые» и «Зеут» во главе с бывшим депутатом Кнессета Моше Фейглиным. Максимально возможная статистическая ошибка составляет 4,1%.

На первом месте по данному показателю оказалась Аелет Шакед. Ее имя назвали 29% участников опроса. Далее в порядке убывания следовали Нафтали Беннет (16%), депутат Кнессета Гидеон Саар (Ликуд, 15%), министр транспорта Бецалель Смотрич (9%), председатель Кнессета Юлий Эдельштейн (Ликуд, 4%), министр внутренней безопасности Гилад Эрдан (Ликуд, 2%), министр культуры Мири Регев (Ликуд, 2%) и министр иностранных дел и разведки Исраэль Кац (Ликуд, 1%). 15% участников опроса назвали других кандидатов, а 5% отказались ответить на данный вопрос.

Уместно упомянуть и о том, что на прошлой неделе «Седьмой канал» опубликовал результаты другого опроса, проведенного институтом «Диалог», согласно которым Аелет Шакед больше всех подходит для того, чтобы возглавить технический блок правых партий на назначенных на сентябрь выборах в Кнессет. Ее имя назвали в ходе этого опроса 45% принявших в нем участие избирателей партий «Еврейский дом», «Ихуд леуми», «Новые правые», «Зеут» и «Оцма егудит». С большим отрывом после нее следовало имя Нафтали Беннет (19%), затем – Бецалель Смотрич (12%) и Рафи Перец (5%).

В заключение стоит упомянуть о том, что в воскресенье вечером были обнародованы результаты опроса общественного мнения, проведенного тель-авивским институтом «Мидгам» по заказу 12-го канала израильского телевидения. Согласно этому опросу, если бы выборы в Кнессет проводились сейчас, единый фронт правых партий во главе с Аелет Шакед получил бы 13 мандатов (всего в Кнессете 120 депутатов) и стал бы третьей по величине фракцией в Кнессете следующего созыва после возглавляемого депутатом Кнессета Бени Ганцем левоцентристского блока «Бело-голубые» (29 мандатов) и возглавляемого Биньямином Нетаньяху Ликуда (28 мандатов). Учитывая, что Биньямин Нетаньяху поставил перед собой задачу обеспечить победу право-религиозного лагеря без возглавляемой Авигдором Либерманом НДИ, надо отметить, что, как и согласно предыдущим опросам такого рода, эта задача выглядит недостижимой. Без НДИ партии право-религиозного лагеря суммарно получают только 56 мандатов, и те 9 мандатов, которые проведенный опрос обещает НДИ, жизненно необходимы для создания право-религиозной коалиции.

62.84MB | MySQL:102 | 0,617sec