К вопросу о внутренней политике руководства Турции на новом историческом этапе

Турецкая Республика вступила в новый этап своего развития, пройдя практически одновременно несколько рубежей. Все эти рубежи, так или иначе, связаны с траекторией движения страны на предстоящий период.

Важным рубежом для страны стала двойная осечка действующей власти на выборах 31 марта и 23 июня с.г. на мэрских выборах в городе Стамбул. Очень многие рассудили так, что это поражение, с нарастающей ко вторым выборам разницей, является диагнозом для действующей в стране власти – началом её конца.

Очевидно, что деятельное турецкое руководство, буквально с 24 июня с.г., после того как оппозиционер Экрем Имамоглу стал мэром города Стамбул, начало подготовку к президентским и парламентским выборам 2023 года. С этим было связано множество слухов, которые продолжают циркулировать вплоть до настоящего времени о том, что в составе правительства Турции возможны изменения. Однако, к настоящему времени был сменен на своем посту лишь глава Центрального банка страны, остальные министры находятся на своем месте.

К оперативному вмешательству турецкое руководство подталкивает не только поражение на муниципальных выборах и оставление всех крупнейших городов страны, включая Стамбул, Анкару, Измир, Анталью и т.д. Отставленные от большой политики представители «старой гвардии» Партии справедливости и развития, включая Абдуллу Гюля, Али Бабаджана, Ахмета Давутоглу, начали готовиться к новой внутриполитической реальности, объявив о создании собственных политических партий. Надо сказать, что эта новость была встречена Р.Т.Эрдоганом с весьма большим и нескрываемым раздражением.

Новая политическая реальность складывается и на внешнем периметре Турции. Фактором №1 этих дней стала поставка систем С-400 в Турцию, из которой действующая турецкая власть, в пропагандистском смысле попыталась выжать буквально всё возможное. За С-400 следует вопрос исключения или оставления Турции в программе разработки и производства истребителей F-35, что поставит перед Турцией, в случае, все же, исключения вопрос об активизации переговоров с альтернативными поставщиками – в первую очередь, с Россией.

Сюда же следует добавить крайне остро и неприятно складывающуюся для Турции ситуацию в регионе Восточного Средиземноморья. Там Турция оставлена в стратегическом одиночестве и уже успела натолкнуться пусть на символические, но все же неприятные, в морально-психологическом плане, санкции Европейского союза (были введены 15 июля с.г. — В.К.). Одновременно, Турция является активной участницей астанинского процесса, где также, вокруг последней зоны деэскалации в Идлибе, для неё складывается не слишком благоприятная ситуация – источник трений с Россией.

Итак, в этой ситуации действующей в Турции власти приходится перестраиваться на ходу, поскольку понятно, что наметилась не слишком приятная тенденция.

Во-первых, турецкое руководство в эти дни предпринимает все возможные усилия к тому, чтобы извлечь для своей популярности максимальный эффект из сделки на поставки Турции российских систем С-400. Как выяснилось, эта сделка пользуется поддержкой большинства турецкого общества, включая даже и оппозиционно настроенных граждан.

Очевидно, что темп турецкое руководство сбавлять не будет – патриотизм турецких граждан будет поддерживаться на высоком уровне, через широкое информирование общественности и о других оружейных переговорах и сделках Турции. Все, что пойдет мимо США – это хорошо по определению. Все, что пойдет через США – тоже хорошо, поскольку будет показывать слабость Америки, которых удалось «прогнуть» военно-техническим сотрудничеством с Россией. Таким образом, действующая власть показывает народу свою принципиальность и готовность идти до конца в отстаивании интересов на международной арене. Как, допустим, сейчас это делается в регионе Восточного Средиземноморья, где Турция «уперлась рогом» и отступать не желает, не смотря ни на что, включая дальнейшую эскалацию напряженности с Западом.

Во внутренней политике, Р.Т.Эрдоган посылает сигнал обществу о стабильности, отказавшись от идеи замены членов Кабинета министров. Эти слухи активно распространяла оппозиция, в лице лидера Народно-республиканской партии Кемаля Кылычдароглу, однако, они были жестко пресечены Р.Т.Эрдоганом. Цитируем турецкого президента: «Если мы по желанию медиа или кого-то ещё встанем на пути замены (членов) Кабинета, в этой стране не останется того, что называется стабильностью». Итак, ключевое слово — «стабильность». То есть, Р.Т.Эрдоган отказывается от судорожных движений, которые могут быть трактованы, как слабость. Напротив, Р.Т. Эрдоган говорит о том, что в стране ситуация развивается благоприятно, в частности, в сфере экономики.

Что обращает на себя внимание, так это то, что говорится о том, что с сентября месяца Р.Т.Эрдоган отправится в турне по Анатолии. Цели этой поездки никто особо и не скрывает. На осень запланирована активизация «старой гвардии» по созданию новых альтернативных политических партий. И это – та опасность, на которую власть в Турции «сделала стойку» и хочет пресечь в зародыше, а заодно подбодрить и мобилизовать собственный электорат. Понятно, что создание новых политических партий, которые могут блокироваться с прочей оппозицией, окончательно лишит Партию справедливости и развития, даже в альянсе с Партией националистического движения, статуса партии большинства в Великом национальном собрании (Меджлисе) Турции. Вопрос заключается лишь в том, удастся ли действующей власти Турции поймать ускользающий от неё, в последнее время, пульс времени и хотя бы приостановить период распада, в который она попала. Сейчас для решения этой задачи все свои силы бросает лично президент Турции Р.Т.Эрдоган.

53MB | MySQL:103 | 0,458sec