Оценки китайских специалистов международных многосторонних учений «Анатолийский Орел 2019»

По данным китайских источников, в период с 17 по 28 июня и с 7 по 17 июля 2019 г. в Турции, в воздушном районе авиационной базы «Конья» (в провинции Анатолия) прошли очередные международные учения подразделений оперативно-тактической (истребительной) авиации, в которых приняли участие ВВС США, Турецкой Республики, Пакистана, Иордании, Эмирата Катар, Италии.

Отметим, что с 2001 г. турецкие военные организовали и провели 41 учение под обозначением «Анатолийский орел», в которых приняли участие подразделения оперативно-тактической и военно-транспортной авиации из 14 стран. Статистические подсчеты показывают, что за прошедшие 18 лет в мероприятиях было задействовано 33000 военнослужащих, а 2000 самолетов выполнили 24000 вылетов.

Достоверно известно, что турецкие военные для учений в 2019 г. выделили 34 истребителя F-16 C/D Block 52 (8 самолетов в модификации F-16D и остальные F-16C) из состава 132-й, 143-й 152-й, 161-й, 162-й и 182-й эскадрилий. Также было направлено 8 штурмовиков F-4E 2020 Phantom II из состава 111-й эскадрильи, самолет-заправщик КС-135, самолет радиоэлектронной  разведки С-160D и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Е-7Т Peace Eagle (бортовые номера 33962 и 33965).

Вторыми по численности самолетов на данных учениях были ВВС США, которые для участия в мероприятиях цикла боевой подготовки передислоцировали на АвБ «Конья» 6 тяжелых истребителей-бомбардировщиков F-15E из состава 492-й истребительной эскадрильи 48-ого истребительного крыла. Представляется возможным указать бортовые номера американских боевых самолетов – 91-0314/LN 91-0326/LN, 91-0004/LN, 00-3002/LN, 01-2001/LN, 01-2003/LN.

Место постоянного размещения данного подразделения – авиационная база Lakenheath в Великобритании. Вполне вероятно, что перелет с Туманного Альбиона в Турцию американские пилоты выполнили при нескольких дозаправках от воздушных танкеров КС-135 Stratotanker или КС-10А Extender, которые дислоцированы на другой турецкой АвБ – Инджирлик.

Третьим, но самым важным участником рассматриваемого мероприятия стали ВВС Пакистана, которые направили 2 средних турбовинтовых транспортных самолета С-130Е, 1 тяжелый транспортный самолет Ил-78 и 5 легких одномоторных истребителей JF-17 Block 1. Следует отметить, пакистанские истребители выполнили беспосадочный перелет с аэродрома «Новый Исламабад» до АвБ «Конья» благодаря установленным подвесным топливным бакам – по три на каждый самолет.

В этом аспекте отметим, что не так давно ВВС Пакистана, направляли три однотипных истребителя для участия в 53-м ежегодном Парижском авиасалоне и для перелета из Пакистана во Францию данные самолеты были также оснащены ПТБ, что позволило им без посадки преодолеть около 5000 км. Подобная дальность полета является прекрасным показателем для легкого одномоторного истребителя, принадлежащего к машинам «поколения 3+».

ВВС Иордании направили 3 легких истребителя F-16 в модификациях ВМ и АМ – самолеты выделены из состава 1-й эскадрильи (бортовые номера 600Е-25, 6D-106, 6D-135).

По данным из открытых источников, ВВС Италии направили 3 легких штурмовика АМХ из состава 132-й эскадрильи 51-ого крыла (бортовые номера ММ7170/51-30, ММ7183/51-41, ММ7197/51-46). Известно, что ВВС Италии планировали направить на данные учения истребители «Еврофайтер-2000», однако, по неустановленной причине, участие данных самолетов было отменено.

Как уже было отмечено выше, большинство из участников направило истребители или истребители-бомбардировщики, тогда как ВВС Эмирата Катар выделили  транспортные самолеты С-130J-30 (бортовой номер 5662) и С-17А Globemaster III (бортовой номер 50280).  По данным зарубежных источников, самолеты ВВС стран-участниц учений выполнили 389 полетов.

Командование ВВС НАТО направило самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления E-3A Sentry (бортовой номер 22848) . Данный самолет осуществлял общее наблюдение за порядком проведения учений и собирал информацию для анализа проведенных этапов и качества выполнения учебных задач.

В качестве наблюдателей на учениях присутствовали военные специалисты из стран-участниц, а также представители ВВС и ПВО Азербайджана. В этой связи отметим, что по данным китайских источников, специалисты ВВС указанного кавказского государства и Пакистана провели переговоры о возможности приобретения партии истребителей JF-17(точно модификацию установить не представляется возможным), которые позволят Азербайджану уверенно контролировать национальные воздушные границы.

В отношении АвБ «Конья» известно, что на ее территории расположено Учебное командование мероприятий серии «Анатолийский орел». Кроме того, данная АвБ является пунктом постоянного базирования пилотажных групп «Турецкий орел» и «Соло Тюрк», которые демонстрируют возможности легких истребителей типа F-16C/D в рамках различных праздников или выставок военной техники, проводимых на территории Турецкой Республики. При необходимости данные подразделения вылетают в сопредельные страны для выполнения демонстрационных полетов.

На данной авиационной базе дислоцирована 132-я истребительная эскадрилья, на вооружении которой находятся истребители F-16C/D Block 52 – пилоты имитируют действия вероятного противника на рассматриваемых учениях, а также в рамках квалификационных мероприятий, проводимых для молодых пилотов истребительной авиации. В дополнение отметим, что на АвБ «Конья» дислоцирована 135-я эскадрилья, укомплектованная вертолетами AS532AL и транспортными самолетами CN-235M-100 .

Развитая инфраструктура АвБ «Конья» позволяет турецким военным проводить продолжительные многосторонние учения – размещать около 60 дополнительных самолетов и до 500 иностранных военнослужащих. Стоянки для самолетов позволяют безопасно размещать, как тяжелые транспортные самолеты C-17 или Ил-78, так и более компактные истребители с установленным вооружением.

По данным зарубежных источников, для выполнения задач по борьбе с наземными целями, прорыву организованных рубежей систем противовоздушной обороны  типов 2К12 «Куб» (по классификации ВС НАТО SA-6), 9К33 (классификации ВС НАТО SA-8), 9К37 (классификации ВС НАТО SA-11) и ЗСУ-23-4 организованы три мишенных района под условными обозначениями Tersakan, Koc  и Karapmar, на территории которых подготовлены основные и ложные позиции зенитно-ракетных систем и самоходной зенитной артиллерии.  Использование указанных ЗРС призвано проверить навыки пилотов истребителей при выполнении классических контрольных задач под условными обозначениями SEAD и DEAD.

Кроме того, в пределах данных районов размещены тактические постановщики помех, имитирующие деятельность радиотехнических подразделений, которые традиционно взаимодействуют с «защитниками неба».  Отметим, что все мишенные районы, боевые посты операторов систем ПВО и РЭБ, а также самолетов ДРЛОи У (кроме самолета НАТО) оснащены видеокамерами, которые передают данные в Командный центр по каналам Инструментальной системы маневренного воздушного боя (англ. Air Combat Maneuvering Instrumental System). По данным китайских источников, организаторы учений даже направляют высококвалифицированных инструкторов в национальные подразделения ВВС для разбора эпизодов учений и выработки рекомендации для повышения реалистичности в последующем.

Подразделения ПВО Турецкой Республики не располагают более современными зенитно-ракетными системами, которые они могут выделить для учений и только в перспективе в рассматриваемых мероприятиях смогут принять участие дивизионы С-400.

В дополнение к вышесказанному отметим, что турецкие специалисты скопировали сценарий учений с мероприятий, проводимых в США, Канаде и Греции, — Red Flag, Maple Flag и Iniochos соответственно, что позволило им сформулировать собственный порядок выполнения учебно-боевых задач.

52.2MB | MySQL:103 | 0,551sec