О политическом значении утверждения израильским правительством планов арабского строительства в зонах С

Узкий кабинет министров Израиля (именуется также министерской комиссией) по иностранным делам и безопасности единогласно принял на своем заседании во вторник предложенную премьер-министром Биньямином Нетаньяху (лидер крупнейшей правой израильской партии Ликуд) программу строительства 700 единиц жилья для палестинских арабов в зонах С. Следует пояснить, что зонами С именуются те районы Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабский терминологией), которые согласно Норвежским соглашениям середины 1990-х годов, находятся под полным контролем Израиля, в отличие от зон А, находящихся, согласно тем же соглашением, под полным контролем Палестинской национальной администрации (ПНА), и зон В, находящихся под гражданским контролем ПНА, но под военным контролем ЦАХАЛа.

Важно подчеркнуть, что эта программа была поддержана и недавно вошедшими в состав узкого комитета представителями религиозных сионистов и поселенцев – министром транспорта Бецалелем Смотричем (лидер партии «Ихуд леуми») и министром просвещения раввином Рафи (Рафаэлем) Перецом (лидер партии «Еврейский дом». Он имеет в узком кабинете только совещательный голос). При этом следует отметить, что в последний момент к тексту утвержденной правительством программы был, по требованию министра Бецалеля Смотрича и министра экологии Зеэва Элькина (Ликуд), был добавлен пункт, согласно которому Государство Израиль будет планировать строительство для арабских жителей Иудеи и Самарии, исходя из их гуманитарных нужд, а не из интересов руководства ПНА.

Планы строительства этих 700 единиц жилья для арабов будут выдвинуты на утверждение высшей комиссией по планированию строительства в Иудее и Самарии вместе с планами строительства 6 тысяч единиц жилья в еврейских поселениях этих районов. Ближайшее заседании этой комиссии, судя по всему, состоится уже на будущей неделе.

Возглавляемая адвокатом Итамаром Бен-Гвиром радикально-правая партия «Оцма егудит» (она ведет сейчас переговоры о присоединении к возглавляемому Аелет Шакед техническому электоральному блоку «Объединенные правые») подвергла резкой критике упомянутое решение узкого кабинета министров, рассматривая ее как неоправданную уступку арабам. В ответ министр Бецалель Смотрич, который до своего прихода в Кнессет возглавлял правую организацию «Регавим», поставившую своей целью борьбу против незаконных захватов арабами государственных и частных еврейских земель, а потому не может быть заподозрен в склонности к уступкам арабам, изложил на своей странице в Фейсбуке причины, заставившие его проголосовать за данное решение узкого кабинета: «Впервые Государство Израиль постановило, что в зонах С строительство будет осуществляться исключительно для арабов, которые проживали в этих зонах до 1994 года (дата подписания второго этапа Норвежских соглашений), а не для арабов, переехавших туда из зон А и В. Впервые Государство Израиль ясно и однозначно постановило, что даже старожильческое арабское население этих районов сможет строить и развивать свои инфраструктуры только в тех местах, где это не нанесет ущерба еврейскому поселенчеству и безопасности израильтян, где это не приведет к созданию сплошных полос арабского заселения, способствующих созданию палестинского государства де факто. В тех местах, где это будет служить не национальным интересам арабов, а стратегическим интересам Государства Израиль».

В связи с данной полемикой между израильскими «очень правыми» и «радикально правыми» следует пояснить, что проекты упомянутых 700 единиц жилья, строительство которых было утверждено узким кабинетом, были подготовлены планировщиками из ПНА, исходя из ее политических интересов. Фактически все планы арабского строительства в зонах С, которые выдвигались на утверждения профессиональных комиссий израильской Гражданской администрации (структурное подразделение ЦАХАЛа, ответственное за управление жизнью гражданского населения в Иудее и Самарии), готовились специалистам ПНА. При этом у Израиля не было до недавнего времени собственных стратегических планов развития зон С, поскольку израильские левые, заключившие в свое время Норвежские соглашения с ООП, не собирались аннексировать Иудею и Самарию или их сколько-нибудь значительных частей, а рассматривали сохранение израильского контроля над зонами С, в которых сосредоточено всех еврейское население Иудеи и Самарии, в качестве временного явления.

После того, как левые лишились власти в еврейском государстве, и стало очевидно, что правое израильское правительство – это всерьез и надолго, власти ПНА начали действовать в зонах С в соответствии с так называемой «Программой Файяда», подготовленной в 2009 году тогдашним премьер-министром ПНА Салямом Файядом (занимал эту должность с 2007 по 2013 год). Целью этой программы является создание фактически независимого палестинского арабского государства явочным порядком – через создание палестинских арабских властных структур и государственных учреждений, а главное — сплошных полос арабского заселения в зонах С. В такой ситуации израильским профессиональным комиссиям оставалось лишь пытаться сокращать ущерб, наносимый Израилю реализацией подобных планов руководства ПНА. Многие подготовленные ПНА программы были заблокированы, потому что они противоречили интересам безопасности Израиля. В частности, израильтяне препятствовали созданию в зонах С сплошных полос арабского заселения.

Теперь, впервые за прошедшее десятилетие израильское правительство попыталось перехватить инициативу у ПНА. Этому должно способствовать введение новых критериев для получения разрешение на арабское строительство в зона С. Уже сейчас свыше половины из поданных на рассмотрение строительных планов были отвергнуты ею на основании этих новых критериев. По требованию ряда членов узкого кабинета было принято решение об интенсификации политики сноса ранее незаконно построенных арабами зданий в зонах С. Предполагается, что теперь израильские власти сами будут инициировать планы развития этих зон (в том числе планы строительства для арабского населения, проживающего в них) и проводить свою собственную продуманную политику.

Посол США в Израиле Дэвид Фридман (еврей по национальности, не скрывающий своих симпатий к поселенческому движению) выразил всецелую поддержку упомянутому решению израильского узкого кабинета министров в интервью американскому телеканалу CNN. «Мы (администрация США – В.Ч.) считаем, что автономия (для палестинских арабов – В.Ч.) должна расширяться, пока она не наносит ущерба безопасности Государства Израиль, — сказал он в частности, — Речь идет о событии, подобного которому не было уже много времени. Нам очень важно улучшение качества жизни палестинцев. Мы думаем, что это хорошо и для Израиля, и для палестинцев». Слова посла полностью соответствуют ближневосточной политике администрации президента Дональда Трампа, делающей основной акцент на улучшении качества жизни рядовых палестинских арабов и фактически игнорирующей требования руководства ПНА о создании независимого палестинского арабского государства в Иудее, Самарии и в находящемся уже более десятилетия под контролем ХАМАСа секторе Газа.

Подводя итог, можно сделать следующий основной вывод:  данное решение узкого кабинета министров по иностранным делам и безопасности представляет собой один из подготовительных шагов к распространению израильского суверенитета на зоны С. В данном контексте основным в нем является пункт, согласно которому разрешения на строительство в зонах С будут выдаваться только тем арабам, которые жили там до 1994 года. В сочетании с интенсификацией политики сноса незаконно построенных в зонах С арабами домов это воспрепятствует целенаправленным попыткам ПНА создать в зонах С арабское большинство за счет переселения туда жителей зон А и В. В свое время границы зон С проводились таким образом, чтобы под израильским контролем осталось как можно меньше арабов. Евреи изначально были большинство в зонах С, а за прошедшую четверть века их численность сильно возросла и сейчас приближается к полумиллиону. «Коренных» же арабских жителей в зонах С, согласно оценкам, всего 100-150 тысяч.

Данным решением израильское правительство заранее дает понять, что только эти арабы смогут рассчитывать в будущем, после распространения израильского суверенитета на зоны С, на получение официального статуса в Государстве Израиль. Почти наверняка это будет статус «постоянных жителей», который был предоставлен жителям Восточного Иерусалима после его аннексии Израилем в 1967 году. Данный статус предоставляет все социальные права израильского гражданина (право на работу, пособие по безработице, пособие по старости, медицинскую страховку и т.д.), однако он не предусматривает право на участие в выборах в Кнессет. Можно не сомневаться, что жители ПНА крайне заинтересованы в получении подобного статуса в Израиле, и по мере того, как аннексия Израилем зон С будет выглядеть все более реальной, можно ожидать усиление потока переселения в них из зон А и В. Не секрет, что Израиль жизненно заинтересован в сохранении еврейского большинства своих граждан, и потому правительство Израиля заранее проводит своим решением разграничительную линию между «коренными» арабами зон С, которые могут в дальнейшем рассчитывать на получение легального статуса в Израиле, и всеми прочими жителями ПНА, которые не получат этого статуса, даже если переселятся в зоны С.

52.6MB | MySQL:104 | 0,332sec