Ситуация в Судане и Южном Судане: июнь 2019 г.

1 июня МИД Судана объявило об отзыве посла этой страны в Катаре «для консультаций». Мотивы этого шага не сообщались. Он последовал два дня спустя после того, как катарский телеканал «Аль-Джазира» объявил о закрытии его бюро в Хартуме и об отзыве разрешений на работу у его персонала, принятого на месте. Телеканал, регулярно освещавший  манифестации суданцев против власти военных, осудил при этом «полное нарушение свободы прессы» в Судане. По версии МИД Катара, Судан не отзывал своего посла в Дохе, а тот выехал на родину в краткосрочный отпуск.

«Военный переходный совет» (ВПС) пришел к власти в Судане после того, как военные удалили от власти 11 апреля президента Омара аль-Башира. Последний считался близким к Катару и поддерживаемыми им «Братьями-мусульманами». ВПС пользуется поддержкой Саудовской Аравии, ОАЭ и Египта. Эти три страны находятся в состоянии дипломатического конфликта с Катаром.

1 июня глава ВПС генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан находился с визитом в Саудовской Аравии. До этого он побывал в Египте и ОАЭ.

1 июня, по данным оппозиции, суданские военные открыли огонь на улице Нил недалеко от места  ставшей бесконечной сидячей забастовки у комплекса зданий Министерства обороны. Врачи, близкие к движению протеста, сообщили об одном убитом и 10 раненых. Убитый получил пулю в голову, большинство раненых получили травмы от ударов прикладами.

Несколькими днями ранее на этой же улице были убиты два человека. Ассоциация суданских профессионалов (АСП) тут за заявила, что ответственность за эти инциденты несет ВСП. Со своей стороны последний день ото дня увеличивал число предупреждений в адрес тех, кто окружал участников сидячей забастовки, поскольку они «угрожали безопасности и миру в общественных местах». Раз за разом он обещал «решительно» отвечать на их действия.

Переговоры между ВПС и представителями протестного движения были приостановлены 21 мая из-за отсутствия консенсуса по составу будущего Совместного (Суверенного) совета, в котором каждая из сторон стремилась получить большинство.

3 июня представители протестного движения сообщили об очередной попытке военных силой разогнать тысячи участников сидячей забастовки, требовавших передачи власти гражданским. По данным близкого к протестному движению Центрального совета суданских врачей, при этом погибли 2 человека, десятки получили ранения. Тут же в события вмешалось американское посольство в Хартуме, потребовавшее от ВПС отказаться от силового варианта разгона участников сидячей забастовки. К этому времени речь сначала шла уже о 5 убитых, затем о 9, затем о 13. В итоге число убитых, зафиксированных медучреждениями, превысило 60 человек. Трупы еще 40 человек были обнаружены в водах Нила. В итоге оппозиция заговорила о 128 убитых. Число раненых составило несколько сотен человек.

ВПС со своей стороны опроверг утверждения оппозиции об использовании силы для разгона сидячей забастовки. По данным военных, сила действительно применялась в близлежащих кварталах «в опасной зоне». В тот же день в ключевых точках Хартума и на основных магистралях были развернуты подразделения полувоенных «Сил быстрой поддержки» (СБП), имеющих не самую хорошую репутацию после их действий в Дарфуре.

По версии военных, они и СБП провели «совместную операцию с тем, чтобы зачистить определенные места», находившиеся близ района проведения сидячей забастовки. По утверждениям военных, в этих местах наблюдалась «незаконная активность». В итоге военные добились своего – место проведения сидячей забастовки было зачищено.

3 июня лидеры протестного движения в лице альянса «За свободу и перемены» (ЗСП) заявили, что прерывают все политические контакты с ВПС. Альянс призвал к «бессрочной всеобщей забастовке и всеобщему гражданскому неповиновению начиная с этого дня» с тем, чтобы «свергнуть режим».

Со своей стороны Египет призвал к возобновлению диалога в Судане.

4 июня ВПС со своей стороны заявил, что прекращает переговоры с ЗСП, равно как аннулирует все ранее достигнутые соглашения с лидерами протестного движения. Военные призвали провести выборы в течение 9 месяцев при участии региональных и международных наблюдателей.

Согласно ранее достигнутым договоренностям, речь шла о 3-хлетнем переходном периоде, формировании на это время переходного парламента из 300 человек, в том числе две трети – от ЗСП.

Решения военных были осуждены в совместном коммюнике США, Великобритании и Норвегии.

Уже 5 июня ВПС изменил свою позицию, заявив о готовности к переговорам при том, что накануне они были полностью отвергнуты. Это предложение военных было тут же отвергнуто оппозицией.

5 июня сотрудники суданских спецслужб арестовали в Хартуме одного из лидеров повстанческого «Суданского народно-освободительного движения — Север» (СНОД-С) Ясира Армана, который вернулся в Судан 26 мая.

Также 5 июня заместитель главы ВПС Мухаммед Хамдан Дагло (боевой псевдоним – Хемидти), в свое время возглавлявший полувоенные формирования джанджавидов, переросшие в СБП, предупредил, что он не допустит «хаоса» в стране. Этим заявлением он фактически показал, что стал одной их ключевых фигур военного режима, начав 2003 году в момент зарождения кризиса в Дарфуре с руководства одним из мелких полувоенных формирований на западе Судана.

Про Хемидти известно, что он родился в 1975г.  Выходец из арабского кочевого племени, живущего на границе между Суданом и Чадом. Не обременен каким-либо образованием. В 2016 г. он назвал себя торговцем из Дарфура, продававшим верблюдов и овец в Судане, Ливии и Чаде. После начала конфликта в Дарфуре в 2003 году он свернул торговлю и поступил на службу в пограничные формирования. В итоге он возглавил арабские формирования джанджавидов, созданные Хартумом для подавления повстанцев из числа чернокожего населения Дарфура. С 2013 года командует СБП, ставшими с подачи Омара аль-Башира фактически третьим полюсом силы наравне с регулярной армией и спецслужбами. Если первоначально СБП подчинялись суданской спецслужбе NISS, затем они были переподчинены непосредственно президенту.

Формирования СБП наравне с регулярной армией Судана приняли участие в боевых действиях в Йемене в составе арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией. Благодаря этому Дагло, равно как и глава ВПС А.Ф.аль-Бурхан познакомились с видными военными из Саудовской Аравии и ОАЭ, которые увидели в Хемидти возможного преемника О.аль-Башира.

Про СБП известно, что в 2014 г. их численность составляла свыше 6 тысяч человек, в том числе 1,5 тысячи – военнослужащие регулярной армии. Некоторые исследователи утверждают, что в период с 2017 по 2018 годы. инструкторы из России подготовили еще несколько тысяч боевиков СБП для защиты режима О.аль-Башира. Но перед отстранением последнего от власти Хемидти отказался выполнить его приказ по подавлению протестного движения.

Зарубежные дипломаты, работающие в Хартуме, считают Хемидти очень амбициозным.

5 июня ООН объявила о временном отзыве из Судана неключевых сотрудников.

6 июня были опубликованы «официальные» данные о числе погибших 3 июня. Таких власти насчитали 60 человек.

В тот же день Африканский союз (АС) приостановил членство Судана в этой организации вплоть до формирования в этой стране гражданских переходных властей.

7 июня в Хартум прибыл премьер-министр Эфиопии Абий Ахмед, который попытался выполнить функцию посредника между суданскими военными и оппозицией. На следующий день стало известно, что неизвестные в штатском арестовали двух видных представителей протестного движения сразу после того, как они встретились с премьером Эфиопии. Речь шла об одном из лидеров ЗСП Мухаммеде Эсмате и генеральном секретаре СНОД-С Исмаиле Джалабе. Их арестовали на выходе из посольства Эфиопии. Судя по всему, миссия А.Ахмеда оказалась безрезультативной. Тем не менее уже 10 июня трое ранее арестованных лидеров оппозиции были освобождены. Их освобождение было сделано по-судански – их выслали в Джубу.

Также 7 июня эксперт по Судану, сотрудник французского Национального центра научных исследований Марк Лавернь выразил мнение, согласно которому СБП, сыгравшие решающую роль в подавлении сидячей забастовки, могли выйти из под командования суданских военных и стать автономной силой, за которой мог стоять бывший глава суданской разведслужбы Салах Гош.

8 июня лидеры протестного движения призвали суданцев начиная с 9 июня развернуть кампанию гражданского неповиновения с целью усиления давления на военных. Отвечая на этот призыв, участники протестного движения вновь попытались выйти на улицы Хартума и занять квартал Бахри на севере столицы, изолировав его от других кварталов с помощью баррикад. К исходу 9 июня было известно о 4 погибших среди участников акции.

Кстати, только 10 июня стало известно, что в рамках кампании по подавлению протестного движения суданские военные еще 3 июня остановили работу мобильного интернета, а неделю спустя отключили наземные линии, погрузив Хартум в цифровую «черную дыру».

Информация о противоречиях между суданскими военными и СБП подтвердилась 10 июня, когда ВПС сообщил об арестах нескольких военнослужащих, связанных с кровопролитием 3 июня.

11 июня представитель Эфиопии – посредника в урегулировании внутрисуданского конфликта – сообщил, что руководство протестного движения приняло решение отказаться от кампании гражданского неповиновения и возобновить переговоры с военными.

Также 11 июня стало известно, что двумя днями ранее 9 человек погибли при нападении неизвестного вооруженного формирования на деревню Ад-Далидж в штате Дарфур-Центральный. Потерпевшие возложили ответственность за расправу на формирования джанджавидов.

12 июня Госдеп США объявил о назначении на пост специального эмиссара по кризису в Судане бывшего дипломата Дональда Боота, который ранее уже занимал этот пост. Перед ним была поставлена задача усилить давление на суданских военных с тем, чтобы  они прекратили репрессии.

13 июня официальное суданское информационное агентство Сана сообщило, что бывшему главе государств О.аль-Баширу предъявлено обвинение в коррупции и незаконном владении иностранной валютой. Известно, что при его аресте 11 апреля в Хартуме в его доме были обнаружены денежные знаки  разных стран, составившие в сумме свыше 113 млн долларов. Уже 16 июня О.аль-Башир впервые после ареста появился на публике – в тот день его доставили в прокуратуру для предъявления выдвинутых против него обвинений.

Также 13 июня представитель ВПС генерал Шамседдин Каббаши впервые признал ответственность ВПС за гибель суданцев 3 июня. «ВПС решил рассеять сидячую забастовку, был разработан соответствующий план», — сказал он.

17 июня лидеры протестного движения призвали суданцев к новым ночным акциям протеста против военного режима. Со своей стороны глава ВПС 19 июня призвал протестующих к переговорам без выдвижения каких-либо предварительных условий.

20 июня заместитель главы ВПС генерал Хемидти заявил об «идентификации ответственного» за бойню 3 июня. При этом он не назвал имя этого человека. Утверждалось, что это сделано для того, чтобы не оказывать давление на следствие. Он также ничего не сказал о том, арестован или нет этот «ответственный». В тот же день генералы из ВПС отправили в отставку генерального прокурора Судана Аль-Валида Сайеда Ахмеда. Освободившееся место занял Абдалла Ахмед, до этого – прокурор Хартума. Именно он возглавил комиссию по расследованию событий 3 июня, первоначально сформированную его предшественником.

22 июня руководство альянса «За свободу и переменны» сообщило, что встретится с эфиопским посредником Махмудом Дриром для обсуждения документа, определяющего контуры переходного периода в Судане. Ранее ЗСП получило текст этого документа, представлявшего собой «соглашение о принципах переходного периода». По данным ЗСП, этот документ был подготовлен на основе консультаций, проведенных посредником с военными и оппозицией.

В тот же день ЗСП приняло предложение М.Дрира о формировании переходной руководящей инстанции из 15 человек, 8 из числа которых были бы гражданскими. Понятно, что уже на следующий день ВПС заявил об оговорках к этому плану. То есть все вернулось к тому, с чего начиналось.

27 июня спецподразделения суданской полиции применили слезоточивый газ для того, чтобы разогнать студенческую манифестацию против военных властей страны, проходившую близ президентского дворца.

В тот же день ЗСП сообщил, что получил новые предложения посредников от Эфиопии и Африканского союза относительно условий переходного периода. Что было в нем нового – сказать трудно, поскольку он сохранял формулу 8 гражданских и 7 военных в составе руководящей структуры, против чего категорически против был ВПС. Как и раньше, предусматривалось, что из 8 гражданских 7 должны были представлять ЗСП, одного должны были совместно назначить ВПС и ЗСП. Переходный период предполагался продолжительностью три года. Первые 18 месяцев  переходную руководящую структуру должен был возглавлять военный, затем его должен был сменить гражданский. Единственное отличие нового документа от предыдущих – он не устанавливал квоту в 67% для сторонников ЗСП в переходном парламенте при том, что ранее военные не были против этого.

29 июня генералы из ВПС заявили, что новая инициатива посредников может быть базой для возобновления переговоров с ЗСП.

В любом случае очевидно, что формальное согласие военных с предложениями посредников на деле ничего не означает, поскольку сами переговоры могут продолжаться бесконечно долго вокруг других деталей плана, предложенного сторонам внутрисуданского конфликта.

52.28MB | MySQL:103 | 0,545sec