О деятельности зарубежных средств массовой информации в Турции. Часть 5

Мы продолжаем рассматривать Отчет Фонда SETAV (Фонд политических, экономических и социальных исследований), озаглавленный «Турецкие ответвления международных средств массовой информации» и анализирующий деятельность зарубежных СМИ, ведущих свою работу на турецком языке и на турецкую аудиторию.

Напомним, что остановились на деятельности на турецком направлении «Голоса Америки» и, как мы успели уже убедиться, американская медиакорпорация не является большим симпатизантом ни современной внешней политики Турции, ни лично президента страны Р.Т.Эрдогана.

Итак, кто же работает над созданием контента для «Голоса Америки» на турецком направлении?

Тут Отчет SETAV достаточно дежурно говорит о том, что списка авторов на сайте нет, а на письменный запрос его предоставить «Голос Америки» никак не отреагировал. Здесь Фонд следует привычному для себя пути, просто составив перечень тех, кто под публикациями «Голоса Америки» на сайте или в социальных сетях (прежде всего, в Twitter) подписывается.

Вот какой список у авторов Отчета получился (фамилии пишем латиницей для облегчения идентификации; биографические данные опускаем – отечественным читателям, в отличие от турецких спецслужб, они, вряд ли, будут интересны – В.К.).

Итак, список авторов «Голоса Америки» на турецком направлении, как минимум, включает следующие имена: Hulya Polat, Ozlem Ozek Tinaz, Soner Kizilkaya, Burcu Gundogan, Serdar Cebe, Begum Donmez, Mehmet Sumer, Mehtap Colak Yilmaz, Hilmi Hacaloglu, Can Kamiloglu, Yildiz Yazicioğlu, Melek Caglar, Arzu Cakir, Murat Karabulut, Aysegul Smith, Cem Dalaman.

Отдельным списком в Отчете обычно идут те, кто не являются постоянными авторами, однако, время от времени публикуются там. Правда, в случае «Голоса Америки», в отличие от ранее рассмотренных изданий, список получился крайне короткий – он включает лишь одно обнаруженное Отчетом имя — Mahmut Bozarslan.

Резюмируя и делая общую оценку деятельности «Голоса Америки» в Турции, Отчет SETAV отмечает следующее: значительная доля тех, кто сегодня трудится на американскую пропаганду в Турции – это выходцы из компаний CNN Turk и TRT. «Облако возможностей» американской медиакорпорации – то есть, перечень тех турецких СМИ, до которых они могут «дотягиваться» — достаточно широк.

Отчет турецкого мозгового центра прямо указывает на явное противоречие между официально продекларированной «Голосом Америки» вещательной политикой (включает стандартный набор «серьёзного СМИ»: равноудаленность, непредвзятость, объективность, нейтральная подача информации, сбалансированность в оценках, плюрализм мнений и проч. – В.К.) и тем, как на практике все это выглядит. По крайней мере, в отношении Турецкой Республики.

Как указывается в Отчете SETAV, «Голос Америки» в своем вещании и по всем ключевым вопросам четко следует в русле официальной позиции Вашингтона: на первый план выведены заявления американского руководства и критика турецких властей.

Следующим СМИ, в списке рассматриваемых Отчетом SETAV, является российский «Спутник Турция».

Опять же, оставляем в стороне «биографическую справку» издания, а переходим непосредственно к организации деятельности «Спутника» на турецком направлении, глазами турецких наблюдателей. Просто заметим, что Отчет SETAV подробно перечисляет те страны мира, которые прямо назвали «Спутник» «инструментом путинской пропаганды».

Как отмечается в Отчете, свою деятельность на турецком направлении «Спутник» начал в 2014-м году. Радио «Спутник» на турецком языке вещает в ежедневном круглосуточном режиме в таких городах Турции, как: Стамбул, Анкара, Измир, Бурса и Коджаэли. Помимо вещания на радиочастотах, можно слушать программы «Спутника» через интернет.

Среди важных разделов на интернет-странице «Спутника» Отчет SETAV отмечает такие, как фотобанк, карикатуры (в том числе, на мировых лидеров – В.К.) и анкетирование. Последнее подразумевает сбор турецкого общественного мнения по тем или иным вопросам.

Отчет, со всей определенностью, говорит о том, что «Спутник» является одним из важнейших орудий пропаганды российского государства. Более того, как пишут авторы документа, Россия – в состоянии использовать это орудие и против Турции. Для иллюстрации этого тезиса, Отчет говорит о том, что, на момент подготовки публикации, на англоязычную версию сайта «Спутник» было подписано 243 тыс. человек, а на туркоязычную – 618 тысяч. Такая статистика, по мнению авторов Отчета, указывает на то, что Россия может достаточно эффективно заниматься своей пропагандой на турецкой территории.

Как же оценивается деятельность «Спутника» в Турции в Отчете SETAV?

Опять же, оценка ведется через призму того, как СМИ отзывалось о критичных для страны событиях, которые в ней не вызывают двойных толкований. Впрочем, точнее тут было бы сказать, что есть официальная турецкая позиция по ряду вопросов международной и внутренней политики. А зарубежные СМИ «проверяются» на соответствие своих взглядов позиции официальной Анкары. Понятно, что в стране есть оппозиция, которой рассказы про «Эрдогана – диктатора» и про «коррупцию при реализации крупных строительных подрядов» — как «бальзам на душу».

Начинается анализ вещательной политики «Спутника», разумеется, с попытки военного переворота, которая была предпринята в ночь с 15 на 16 июля 2016 года.

Здесь Отчет SETAV, как и в случае других средств массовой информации из-за рубежа, говорит о том, что ожидаемый подход в освещении событий 15–16 июля 2016 года «Спутником» продемонстрирован не был. Напротив, как указывают турецкие авторы документа, российское информационное агентство всячески нагнетало атмосферу паники и страха, вместо того, чтобы выступить с осуждением попытки свержения законно действующей в стране власти. При этом, как указывается авторами Отчета, «Спутник» прямо обвинил в попытке переворота само руководство Турции. И даже более того, «Спутник», по их словам, опубликовал ряд заявлений о том, что в случае успеха переворота зарубежные лидеры были бы на стороне армии (в оригинале Отчет указано «армии», что идет, некоторым образом, в разрез с принятой в настоящее время официальной версией о том, что это был не военный и не армейский переворот – В.К.), а не сверженной власти.

Как обращают внимание авторы Отчета SETAV, спустя два года после событий июля 2016 года, целый ряд публикаций, сделанных в те дни «Спутником», был из интернета попросту удален. На сайте оставлена лишь критика действий Турции, после попытки переворота, на международной арене. Что же до «завоеваний турецкой демократии», то этот вопрос пройден «по касательной».

В своих публикациях, касающихся попытки переворота, «Спутник» отметил, что, спустя большой промежуток времени, Турецкая Республика вновь столкнулась с попыткой военного переворота. Виновными в этой попытке «Спутник» объявил США.

Разумеется, «Спутник» немалое место в своих публикациях уделил вопросу возможности введения вновь в Турецкой Республике смертной казни и тем заявлениям, которые по этому поводу делал в свое время президент страны Р.Т.Эрдоган. Показательным Отчет SETAV называет то, что «Спутник» в своих публикациях сфокусировался на том вреде, который был нанесен «вооруженным переворотчикам» со стороны «беззащитного народа, вышедшего на улицы страны». Также критике со стороны «Спутника» было подвергнуто введение в Турции, в масштабах всей страны, 22 июля 2016 года режима чрезвычайного положения.

Иными словами, как заключают авторы документа, «Спутник», вместо того, чтобы занять место рядом с действующей в Турции властью, сконцентрировался лишь на критике того процесса, который последовал за срывом попытки переворота.

Вот характерные заголовки «Спутника» тех дней: публикация от 20 июля 2016 года – «Корреспонденты Агентства Франс Пресс рассказали о попытке военного переворота: остановили солдат, но не смогли остановить сами себя», публикация от того же дня – «Голландия и Германия: мы чувствуем большую обеспокоенность в связи с тем, что происходит в Турции».

Таким образом, наблюдается некий разрыв.

С одной стороны, нередко можно было слышать от руководства Турции и лично от президента страны Р.Т.Эрдогана то, что Россия была единственной страной, которая прямо и недвусмысленно продемонстрировала свою поддержку законно действующей власти в стране. При этом слова поддержки были высказаны Р.Т.Эрдогану лично со стороны президента РФ В.Путина.

С другой стороны, как мы видим, информационная политика «Спутника» в Турции — официального российского информационного агентства — была встречена турецкой стороной с явным непониманием. Складывается такое ощущение, что в российском случае «левая рука не знала, что делает правая», отсюда и такая поляризация в оценках.

При этом, стоит заметить, что в целом ряде случаев российская власть достаточно четко прочерчивает границы того, что допускается и нужно говорить о Турецкой Республике, а что говорить не допускается или просто нежелательно. Разумеется, при этом российская власть принимает во внимание тот стратегический характер отношений, который сложился сейчас в отношениях между двумя странами.

Следующим пунктом анализа информационной политики «Спутника» является борьба с терроризмом, в том числе, с Рабочей партией Курдистана, а также задержания депутатов от прокурдской Партии демократии народов.

Здесь Отчет говорит о том, что «Спутником» была проигнорирована террористическая деятельность Рабочей партии Курдистана. А акцент был сделан на мирных курдских инициативах, озвученных сопредседателем Партии демократии народов С.Демирташем и на факте задержания последнего и помещения по стражу.

Аналогичным образом, как заключает Отчет SETAV, «Спутник» выступает и против задержания депутатов прокурдской Партии демократии народов. Целый ряд публикаций «Спутника» был сопровожден выражением обеспокоенности, связанной с демократией в Турции – в связи с задержанием и помещением под стражу девяти депутатов Партии демократии народов, включая её сопредседателей в лице С.Демирташа и Ф.Юксекаг.

Как указывают турецкие авторы, в первый день (по всей видимости, после задержания депутатов) у «Спутника» появились новости, которые сопровождались эпитетами из серии «диктатура нацистского типа» и «анти-демократические практики».

Наряду с этим «Спутник» перепечатывал новости из западных стран, включая Германию, США и Францию с выражением «глубокой обеспокоенности» в связи с задержаниями прокурдских депутатов Меджлиса, лишенных депутатской неприкосновенности. Также в фокус внимания «Спутника» попали те протесты, которые наблюдались за рубежом и были организованы членами Рабочей партии Курдистана и их «симпатизантами». Также был опубликован ряд интервью с лидерами Рабочей партии Курдистана, среди которых – такая одиозная в Турции фигура как М.Карайылан.

От курдского «досье» переходим к одному из наиболее сложных, местами болезненных вопросов в отношениях между Россией и Турцией, а именно, — к сирийской гражданской войне.

Понятное дело, что при наличии политических расхождений такого уровня, что существовали с 2011 года между двумя странами, и риторика в их СМИ будет соответствующей. В этом смысле можно отметить, что в информационном пространстве между Россией и Турцией, по вопросу Сирии, наблюдался широкий диапазон материалов – от прямых нападок друг на друга (в начале войны – В.К.), до «конструктивной критики» (в настоящее время – В.К.). Последнее особенно четко проявляется после того, как сторонами был запущен так называемый астанинский процесс.

Итак, как же увидел информационное освещение «Спутником – Турция» сирийских событий Отчет SETAV?

24 августа 2016 года (заметим, это уже после урегулирования так называемого «самолетного кризиса» между сторонами – В.К.) «Спутник – Турция» опубликовал материал под заголовком «В Джараблусе операция «Щит Евфрата»: турецкие танки – в Сирии». При этом, турецкие эксперты SETAV указывают на то, что этот материал написан именно что в контексте российско – турецких отношений. Характерным заголовком, в этом смысле, является следующий: «Если бы не Россия, то Турция не вошла бы в Джараблус».

Как указывается экспертами SETAV вместо того, чтобы писать о том, что Турция проводит операцию в координации со всеми своими союзниками, «Спутник» пытается создать имидж Турции, которая зависит от России. Помимо этого, «Спутник», со своих страниц, выражает обеспокоенность положением мирного населения страны, а также публикует оценки прокурдской Партии демократии народов (под заголовком: «Антикурдская операция» — В.К.).

20 января 2018 года Турцией была начата операция «Оливковая ветвь». Как пишется в Отчете «SETAV», Кремль с первого дня операции пристально следил за её ходом. В этой связи появился целый ряд публикаций, отстаивающих сирийскую территориальную целостность. Впрочем, как отмечают турецкие обозреватели, в этот период времени, российская поддержка курдов ослабла, а посему за началом операции Турцией не последовало её осуждение Россией. На место осуждения пришло выражение, время от времени, озабоченности положением вещей.

Как указывают эксперты SETAV эти новости, касающиеся военной операции Вооруженных сил Турции в Сирии, подготовлены с неправильными исходными вводными: о том, что Россия на ситуацию влияет. Подача материала российским «Спутником» выглядела следующим образом: Турция наносит удары в Сирии по «Силам народной самообороны», США оценивает эту ситуацию в качестве обостряющей ситуацию в региона, а Россия, в свою очередь, призывает обе стороны к благоразумности.

Из анализа контента, публикуемого со стороны «Спутник – Турция» в отношении операции Вооруженных сил Турции в Сирии, турецкие обозреватели делают вывод о том, что российское СМИ пытается рисовать картину, на которой Россия выступает в качестве «регулирующей силы» в регионе.

Ну, то есть, как можно понять турецких обозревателей, с такой постановкой вопроса они не согласны и не считают, что Россия может претендовать на упомянутую выше роль «регулятора» внутрисирийских процессов. А Турция координирует свои шаги не только с Россией, но и со всеми ведущими международными игроками. Иными словами, турецкие обозреватели отвергают достаточно популярный в России тезис о том, что в Сирии Турция действует с оглядкой на Россию. На самом деле, Турция «оглядывается» и на США тоже.

Следующим пунктом оценки деятельности «Спутника – Турция» является отношение информационного агентства к мегапроектам, реализуемым нынешним турецким руководством, среди которых, в качестве кейсов, отобраны третий мост (мост султана Селима Явуза) через Босфор, а также третий аэропорт в г. Стамбул.

Здесь аналитики SETAV говорят о том, что какими бы резонансными внутри Турции ни были крупные строительные проекты, реализованные в период нахождения во власти Партии справедливости и развития, за пределами Турции этим проектам в СМИ внимания уделяется достаточно мало.

Этот подход, как пишется в Отчете, со стороны «Спутника», можно было наблюдать и при освещении церемоний открытия вышеупомянутых моста и аэропорта.

Открытие третьего моста через Босфор не стало для «Спутника – Турция» сколь-нибудь веским информационным поводом. На эту тему было опубликовано всего лишь два новостных материала.

Освещение открытия третьего аэропорта в Стамбуле шло через призму двух обстоятельств: а) того, как и какое имя было присвоено аэропорту (в итоге остановились на ничего не значащем «аэропорте им. Стамбула» — В.К.), б) какими инцидентами сопровождалось строительство, включая протесты рабочих на строительной площадке.

62.86MB | MySQL:102 | 0,444sec