Американские эксперты об очередном витке напряженности между Пакистаном и Индией

Посол Индии в Пакистане Аджай Бисария вернулся в Нью-Дели спустя несколько дней после того, как Исламабад принял решение понизить уровень двусторонних отношений из-за изменения статуса Кашмира. Об этом сообщает в воскресенье телеканал Эн-ди-ти-ви со ссылкой на источники.  По словам источников, Бисария вернулся в Индию, так как Пакистан не прислушался к просьбе Нью-Дели пересмотреть свое решение о понижении дипломатических отношений. Известно, что глава индийской дипмиссии в Пакистане покинул Исламабад еще в субботу и прибыл в Нью-Дели через Дубай. В отношениях Пакистана и Индии возникла напряженность из-за решения индийского правительства упразднить штат Джамму и Кашмир и создать в этом регионе две союзные территории. С этой целью парламент утвердил отмену 370-й статьи конституции, которая наделяла штат Джамму и Кашмир особым статусом. Исламабад резко осудил такое решение. В связи с этим 7 августа власти Пакистана приняли решение выслать посла Индии на родину. Предложение Нью-Дели пересмотреть свое решение не было принято. Исламабад заявил о намерении понизить уровень дипломатических отношений и приостановить двустороннюю торговлю и культурные связи с Индией. Новый виток пока чисто дипломатической напряженности между старыми региональными конкурентами возникла 5 августа после того, как премьер-министр Индии Нарендра Моди выполнил свое первое перевыборное обещание и начал процесс по отмене особого автономного статуса спорной территории Джамму и Кашмира, разжигая не только новый виток внутриполитической борьбы в Нью-Дели, но и стимулируя очередной этап эскалации отношений с Пакистаном. В соответствии с директивой Моди президент Индии Рам Нат Ковинд издал президентский указ, заменяющий статью 370 Конституции Индии, которая предоставляет Джамму и Кашмиру автономию в управлении своими внутренними делами, за исключением обороны, иностранных дел и связи. Более того, указ также практически нивелирует статью 35A конституции, которая ограничивает некашмирцев от покупки земли в штате, потенциально открывая путь для некашмирцев для миграции в штат и изменения его демографии в рамках снижения пропорции на сегодня мусульманского большинства. Моди в рамках развития интеграции Кашмира и поощрения миграции индусов в этот регион прежде всего решает задачу минимизации эффективности попыток Пакистана в дальнейшем поощрять требования мусульман Кашмира о самоопределении. Кашмир традиционно находится в центре многолетнего соперничества Индии и Пакистана. Это связано с внутренним спором, в котором центральное правительство Индии стремится утвердить свою власть над штатом, который является тыловой базой для поддерживаемых пакистанцами сепаратистского движения местных мусульман. Для премьер-министра Нарендры Моди, чья партия «Бхаратия Джаната» (BJP) в мае одержала уверенную победу на выборах, решение об отмене особого автономного статуса Кашмира помимо выполнения давнего обещания партии имеет целью обеспечить политическое и экономическое единство в Индии. В то же время верхняя палата парламента Индии, также приняла законопроект, призывающий к разделению области на две союзные территории, одна из которых будет известна как Джамму и Кашмир, а другая — как Ладакх. Этот законопроект — законопроект «О реорганизации Джамму и Кашмира» — пойдет на голосование в нижнюю палату парламента, где индуистско-националистическая партия «Бхаратия Джаната» Моди имеет большинство после последних по времени выборов. По оценке американских экспертов, такой сценарий совершенно однозначно означает только стимулирование эскалации движения мусульманского сопротивления в штате, что в конечном итоге может привести к активизации военного противостояния с Пакистаном.
Спор о Кашмире между двумя этими странами содержит перекрывающиеся внутренние и международные компоненты. Внутри страны это подчеркивает напряженность между попытками центрального правительства в Нью-Дели утвердить свою власть над периферийным штатом, который имеет глубоко укоренившуюся культуру автономии еще до объявления независимости Индии в 1947 году. Единственный штат Индии с мусульманским большинством и его особый конституционный статус в соответствии со статьей 370 всегда был предметом устремлений для BJP, чья индуистская националистическая электоральная база однозначно выступает за большую интеграцию Кашмира с остальной Индией.
В минувшие выходные индийские власти поместили бывших главных министров Кашмира Мехбубу Муфтия и Омара Абдуллу под домашний арест в рамках начала кампании массовых репрессий против местных мусульман на фоне резкого усиления мер в области безопасности, которые включали развертывание 38 000 тыс. новых военных из сил безопасности, отключение интернета, мобильной связи и запрет на любые общественные собрания. Основные кашмирские политики уже давно призывают к диалогу в надежде сократить число индийских сотрудников служб безопасности, дислоцированных в штате (в настоящее время в Джамму и Кашмире насчитывается более полумиллиона индийских солдат), учитывая, что они осуществляют расширенные правовые полномочия в соответствии с законом «О Вооруженных силах» (специальных полномочиях) и часто обвиняются в нарушениях прав человека. Следовательно, расширение военного присутствия-особенно если оно станет полупостоянным — вероятно, только будет усиливать движение сопротивления при активной поддержке Исламабада. Тем более, что Кашмир находится в центре многолетнего соперничества Индии и Пакистана. Каждая страна управляет государством частично, но претендует на него полностью. После обретения независимости обеих стран от Соединенного Королевства в 1947 году тогдашний индуистский правитель Кашмира в конечном итоге присоединился к Индии в обмен на гарантии военной защиты от поддерживаемого Пакистаном внутреннего восстания в рамках борьбы за контроль над штатом. То, что началось как прокси-конфликт, вскоре превратилось в первую из трех войн Индии и Пакистана за территорию. Сегодня Пакистан управляет двумя регионами (Азад Кашмир и Гилгит-Балтистан), Индия — тремя (Джамму, Ладакх и Кашмир) и Китай-двумя (Аксай-Чин и Транскаракорамский тракт). Пакистан претендовал на Кашмир на том основании, что его мусульманское большинство населения оправдывало его включение в Пакистан — родину мусульман Британской Индии. Индия, однако, утверждала, что штат мусульманского большинства был частью светской структуры новой страны, которая не имеет никакой официальной государственной религии, несмотря на индуистское большинство страны. В этой связи стратегический аспект конфликта всех этих трех стран по Кашмиру заключается в том, что территория штата предоставляет индийским вооруженным силам критический плацдарм в любом потенциальном конфликте против Китая или Пакистана, двух самых серьезных соперников Индии. В то же время Кашмир также имеет дополнительное значение для Пакистана, поскольку ключевые водные пути страны проходят именно через его территорию.
С 1989 года в штате началось вооруженная борьба мусульманских группировок за отделение Кашмира от Индии, которые активно поддерживал Пакистан. Последним эпизодом этой борьбы стал теракт в феврале, когда боевик, принадлежащий к одной из таких пакистанских группировок «Джаиш-э-Мохаммад», протаранил на грузовике, начиненном взрывчаткой индийский конвой сил безопасности, убив 44 человека. Это нападение побудило Индию принять ответные меры против Пакистана и направить свои военные самолеты на пакистанскую территорию в рамках нанесения ударов по военному тренировочному лагерю боевиков. Этот момент сам по себе означал серьезный сдвиг в прежней военной стратегии Индии, который включает в себя начало нанесения ударов вглубь пакистанской территории, как для выявления пробелов в ее противовоздушной обороне, так и для увеличения финансового давления на Исламабад с целью необходимости модернизации средств сдерживания будущих трансграничных нападений. Пакистан ответил своими собственными авиаударами на следующий день. Освобождение премьер-министром Пакистана Имраном Ханом захваченного индийского пилота дало обеим странам выход из ситуации, но BJP использовала этот инцидент прежде всего для приоритизации тезиса об укреплении национальной безопасности в рамках предвыборной кампании парламентских выборов, которая началась в апреле. Эта политика продолжается и сейчас, и собственно объясняет мотивацию нынешнего шага Нью-Дели по Кашмиру. Пакистанские премьер Имран Хан, который председательствовал на заседании Совета национальной безопасности Пакистана 5 августа, назвал решение правительства Моди «незаконным». Эксперты в этой связи отмечают, что это заявление, как собственно и аналогичная резолюция пакистанской Национальной ассамблеи от 6 августа в большей степени имеет характер символического жеста, направленного прежде всего на привлечение международного внимания к этой проблеме.
Попытка возглавляемого BJP правительства интегрировать Кашмир в конечном итоге вписывается в его более широкий проект по укреплению политического и экономического единства Индии, чье огромное языковое, культурное и демографическое разнообразие создают серьезные проблемы в рамках централизации экономики прежде всего. В дальнейшем, вероятно, Пакистан и Индия будут использовать различные факторы взаимного прессинга, включая перемещения в приграничье новых контингентов войск и новые факты нарушения режима прекращения огня между индийскими и пакистанскими военными вдоль линии контроля, фактически разделяющей регион. С внешнеполитической точки зрения американские эксперты прогнозируют усиление американского посредничества в рамках купирования вооруженного конфликта. Президент Дональд Трамп уже дважды предлагал американское посредничество в Кашмире (хотя Индия, скорее всего, откажется от этого, поскольку она явно рассматривает Кашмир как двусторонний спор). Но на сегодня самую большую озабоченность вызывает вопрос о том, как боевики Кашмира (или вернее, пакистанские военные) отреагируют на это решение. Если Индия подвергнется еще одному нападению, в которых она традиционно обвиняет пропакистанских боевиков и военных Пакистана, ситуация вполне может пойти по сценарию февраля с.г. Предпосылки к этому уже есть: Нью-Дели недавно обвинила Исламабад в подрыве мира путем установки наземных мин на пути следования к святыням индуистских паломников. При этом ожидать реально обширного военного конфликта не стоит: обе страны к такому развитию событий не готовы. Пакистанцы по причине дислокации своих основных воинских контингентов на границе с Афганистаном и в зоне племен, а Индия в силу технических и тактически-командных провалов в рамках подготовки своих ВВС. Последний момент ярко обозначился во время февральского кризиса.
Американские эксперты со своей стороны делают следующие выводы о перспективах развития ситуации. Развертывание в штате индийским правительством 38 000 военных из сил безопасности призвано предотвратить ожидаемый рост политического насилия и возможные военные провокации со стороны пакистанской армии в то время, когда посредничество США может быть ненадежным, а Пакистан может обратиться за поддержкой к Китаю. В то же время в среднесрочной перспективе можно ожидать повышения угрозы режиму безопасности Индии в рамках совершения резонансных джихадистских атак в основных городских центрах страны.

52.31MB | MySQL:106 | 0,600sec