В дни праздника Дня жертвоприношения (Ид аль-Адха) в Саудовской Аравии, практически всем составляющим государства, приходится работать с утроенной нагрузкой. Кроме резкого роста потребления продовольствия собственным населением, свой вклад вносят миллионы паломников, находящихся в эти дни в стране: всех их надо встретить, разместить, обеспечить питанием, транспортом, связью, медицинскими услугами, а главное, дать возможность реализовать то, ради чего они, собственно говоря, приехали в КСА – принести жертву Всевышнему.
Емкость, и без того не малого саудовского рынка товаров и услуг, в этот период времени еще более увеличивается.
Попытаемся на нескольких примерах представить происходящее и ответить на вопрос, как саудовским властям удается справляться этим, отнюдь не тривиальными задачами?
Журналистам портала «Аль-Иктисадыйя» в Главном таможенном управлении страны пояснили, что саудовский импорт шоколада за прошедшие 18 месяцев составил сумму, около 2,95 млрд риалов (1 саудовский риал (SAR) равняется 0.27 доллар США (USD))
Основными странами, из которых он импортируется, являются: Италия, Нидерланды, Германия, Ливан, Великобритания, Индия, Бельгия, Малайзия, Польша, Швейцария, Иордания, Китай, Франция, Испания, Россия, Турция, ОАЭ и Египет.
Бассам Сафи, торговец сладостями, рассказал, что спрос на шоколад вырос, совпав с праздником Ид аль-Адха.
Продажи шоколада, кондитерских изделий и традиционных сладостей всегда растут в отдельные сезоны и, особенно, в праздники, что приводит к росту цен, как на импортные товары, которые составляют большую часть рынка, так и на местные.
Торговец пояснил, что местный продукт достаточно медленно растет в цене на рынке сладостей, который, к слову, является крупнейшим рынком в регионе, в сравнении с ценой на импортный шоколад. Спрос на последний таков, отмечает Б.Сафи, что средняя цена шоколада составляет 120 риалов за килограмм, тогда как цены на премиумные шоколадные конфеты начинаются с 300 риалов за килограмм.
По мнению эксперта, самыми дорогими видами шоколада являются: итальянский, немецкий, бельгийский и швейцарский. Именно на них приходится наибольшая доля продаж в сегменте премиумных и «роскошных» видов лакомства.
Мухаммед Сайед, операционный менеджер одного из крупных столичных магазинов сладостей, рассказал журналистам «Аль-Иктисадыии» что спрос на шоколадные изделия «очень большой из-за огромного рынка в Саудовской Аравии, отметив, что количество высококачественного шоколада стремительно растет в объеме продаж».
По его словам, местное производство шоколада не покрывает спрос, так как в этой отрасли необходимо наращивать производство, в дополнение к улучшению качеству продукта, которое увеличивает объем спроса, что способствует увеличению продаж.
Ахмед Халвани, менеджер по продажам в одном из магазинов, поддержал мнение коллеги, добавив, что цены на шоколад зависят от спроса и предложения, а также от стоимости транспорта, его качества и страны происхождения. Все интервьюируемые согласились с тем, что в дни хаджа и праздника Ейд аль-Адха «продажи возрастают на порядок.
Помимо сегмента сладостей, и куда как более значимым в эти дни становится потребление мяса, особенно баранины, являющейся предметом заклания, как того требует мусульманский канон.
В целях максимально полного обеспечения нужд верующих с 1403 года хиджры (1983 г.) Исламским банком развития совместно с властями королевства реализуется комплексный проект по обеспечению населения и гостей королевства мясом жертвенных животных. Важной его частью является организация деятельности боен и соблюдения санитарно-гигиенических норм, поскольку несложно представить себе, во что превратились бы в эти дни Мекка, Медина, да и вся страна, если пустить процесс забоя миллионов животных на самотек.
Генеральный супервайзер проекта Рахими Ахмед аль- Рахми рассказал, что в дни праздника, с 8 часов утра, действуют восемь крупных скотобоен — участников проекта, где задействованы более 40 тысяч человек: операторов, обваловщиков, врачей и администраторами. Все они трудятся в три смены, «чтобы обеспечить ритуальные операции паломников в рекордно короткие сроки, и в соответствии с требованиями религии, гигиены и здоровья».
В рамках проекта, за 84 часа непрерывной работы, в восьми бойнях, в полном соответствии с требованиями религии, приносится более миллиона жертв. Используется интегрированная система для снятия шкур, — пояснил А.аль-Рахми, отметив, что усилиями проекта оборудована группа гигантских холодильников для размещения более одного миллиона туш. Используются «лучшие методы для поддержания годности мяса и автоматизированная система управления в соответствии с самыми высокими стандартами безопасности, а также современные способы транспортировки и упаковки мяса с помощью складской автоматизированной системы.
Генеральный супервайзер отметил, что специальная мобильная группа, состоящая из ветеринаров и судебно-медицинских экспертов, контролирует состояние овец до и после забоя, чтобы гарантировать их безопасность и соответствие требованиям закона и здоровья, а также контролировать те места, где забой проводится, не централизовано. Кроме того, еще одна, техническая группа следит посредством сотен камер за происходящим на объектах проекта и обеспечивает безопасность хода работ.
А.аль-Рахми обратил внимание журналистов на то, что проект позволяет паломникам непосредственно следить за жертвенными операциями и дает им возможность получить жертвенный ламинированный материал или распределить его внутри страны и за ее пределами в рамках системы доставки, предоставляемой проектом.
Правление Генеральной организации портов КСА объявило о ввозе в страну, с начала этого года до конца июля 2019 года, через Исламский порт Джидды, 4,1 млн голов крупного рогатого скота. Это на 21% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, тем самым, в стране достигнут рекорд по количеству крупного рогатого скота, импортированного в королевство в течение, отдельно взятого, июля 2019 года. В нем было ввезено свыше 1,1 млн голов крупного рогатого скота, что на 97,42% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Стоит отметить, что в КСА разработан и применяется ряд регламентов, в соответствии с которыми Генеральная организация портов, Главное управление таможни и Министерство окружающей среды, водных ресурсов и сельского хозяйства осуществляют приемку судов, предназначенных для перевозки домашнего скота, начиная с их постановки к причалу и разгрузки крупного рогатого скота, перевозимого в клетях, случайной выборки животных ветеринарами для проверки, а также осуществления мер по безопасности скота с точки зрения карантинных мер по предотвращению эпидемий и транспортировки скота, доставляемого затем импортерам через уполномоченного логистического оператора животноводческого комплекса.
Кроме роста потребления мяса и кондитерских изделий в дни Ид аль-Адха увеличивается потребление хлебобулочных изделий и в этой продовольственной группе также наметились серьезные изменения.
Накануне праздника Генеральная зерновая организация КСА заявила, что начиная со следующего тендера, снизит требования своих спецификаций относительно ущерба от насекомых при импорте пшеницы. Этот шаг рассматривается экспертами как открытие двери для импорта зерна из стран бассейна Черного моря.
Как сообщает Reuters, Ахмед аль-Фарес, управляющий Генеральной зерновой организации, заявил, что корпорация, по состоянию на следующий тендер, снизила ограничения на ущерб, наносимый насекомыми, находящимися в твердой пшенице, до 0,5%.
Он добавил, что происхождение черноморской пшеницы теперь может быть свободно заявлено в следующем тендере.
Россия, как известно, давно стремится выйти на рынок пшеницы Саудовской Аравии в рамках своих усилий по захвату дополнительной доли рынка пшеницы на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Источник в МИД РФ заявил Reuters, что предстоящий визит президента России В.Путина в Саудовскую Аравию усилит сотрудничество между двумя странами в рамках соглашений о добыче нефти между ОПЕК и двумя независимыми производителями, и станет дополнительным катализатором переговоров по пшенице.
В июле Генеральная зерновая организация завершила приемку третьей, этом году, партии импортной пшеницы в 730 000 тонн, происходящей из ЕС, Австралии, Южной и Северной Америки, за исключением Канады.
Ахмед аль-Фарес пояснил, что контракт на эту часть идет в рамках покрытия местных потребностей и поддержания стратегического запаса пшеницы.
Он добавил, следующая партия будет поставлена в этом году в период с сентября по ноябрь на 12 судах, распределенных: семь в — в Исламский порт Джидды, (425 тысяч тонн), четыре судна — в порт короля Абдель Азиза в Даммаме, и один корабль — в порт Джизан. Часть зерна в этой партии уже может оказаться российской.