Израильские правые сами готовят свое поражение

Автор живет в Израиле 30 лет. За всё это время ему никогда не приходилось быть свидетелем избирательной кампании в Кнессет, похожей на нынешнюю (досрочные выборы в Кнессет – уже вторые в этом году — назначены на 17 сентября). Обычно в еврейском государстве четко противостоят друг другу два лагеря – левые и правые. При этом необходимо помнить, что левыми в Израиле после Шестидневной войны 1967 года принято называть тех, кто считает нужным искать разрешение арабо-израильского конфликта в уступках (прежде всего, территориальных) арабам – чем на большие уступки готова идти партия, тем она левее; а правыми, соответственно тех, кто на уступки арабам идти не готов – и чем меньше партия готова идти на уступки, тем она правее. Обычно в качестве союзников правых выступают ультраортодоксальные религиозные партии, хотя союзники они ненадежные и при определенных условиях готовы пойти вместе с левыми, как это было при подписании ставших юридической основой существования Палестинской национальной администрации Норвежских соглашений с ООП в 1994 году.

Сейчас границы между двумя лагерями перепутались. Возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом партия «Наш дом – Израиль», которая по израильским понятиям всегда была правой и даже обвинялась левыми в том, что она «крайне правая» вступила в острейший конфликт с ультраортодоксальными религиозными партиями и Ликудом, возглавляемым премьер-министром Биньямином Нетаньяху. В результате последний заявил, что НДИ – больше не правая партия и поставил задачу создать право-религиозную коалицию без НДИ. Следует напомнить, что в Кнессете – 120 депутатом, и потому для создания правящей коалиции необходимо получить поддержку, как минимум, 61 депутата.

К сказанному следует добавить, что основной соперник Ликуда в борьбе за власть, центристский блок «Бело-голубые», возглавляемый депутатом Кнессета Бени (Биньямином) Ганцем, никак нельзя назвать по израильским понятиям левым. Более того, входящая в состав этого блока небольшая партия «Телем», возглавляемая депутатом Кнессета Моше (Буги) Яалоном (в сравнительно недавнем прошлом он был членом Ликуда, который покинул из-за личной вражды с Биньямином Нетаньяху) – это откровенно правая партия. На этом фоне неудивительно, что депутат Кнессета Авигдор Либерман провозгласил своей целью создание правительства национального единства Ликуда – «Бело-голубых» при участии НДИ и без ультраортодоксальных религиозных партий.

То, что границы между правыми и левыми перепутались, дает о себе знать и в том, что нынешний лидер левой партии Авода (в прошлом этом была партия власти) депутат Кнессета Амир Перец отверг предложение леворадикальной партии МЕРЕЦ о создании единого левого блока и предпочел создать блок с возглавляемой бывшим депутатом Кнессета Орли Леви-Абукасис право-центристской партией «Гешер». Уместно упомянуть о том, что Орли Леви-Абукасис на протяжении двух каденций была депутатом Кнессета от НДИ и вышла из состава этой партии из-за личного конфликта с ее лидером Авигдором Либерманом.

Иными словами, противостояние между двумя политическими лагерями все большей степени выглядит как противостояние личных амбиций тех или иных политиков и все в меньшей степени как противостояние двух идеологий. В таких условиях избирательная кампания выглядит, прежде всего, как серия взаимных нападок между различными партиями, принадлежащими к одному лагерю: левые против левых, правые против правых.

Подобное построение избирательной кампании не удивляет, если принять в расчет тот факт, что регулярно проводимые в сейчас в Израиле опросы общественного мнения по поводу электоральных предпочтений граждан неизменно дают в конечном счете один и тот же результат: ни право-религиозный лагерь (без НДИ) ни левоцентристский лагерь (включая антисионистские арабские партии) не получает заветный 61 мандат. Изменить соотношение сил между лагерями не удается, а потому остается только перетаскивать избирателей у собственных партнеров по лагерю.

Абсолютно типовые для последней пары месяцев результаты дал и опрос общественного мнения, который был проведен в начале текущей недели (в Израиле рабочая неделя начинается в воскресенье) по заказу 12-го канала израильского телевидения сотрудниками тель-авивского исследовательского института «Мидгам» во главе с профессором Миной Цемах.  Конкретно же, согласно результатам этого опроса, если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас, то израильский парламент следующего созыва выглядел бы так:

  1. Крупнейшая правая израильская партия Ликуд во главе с премьер-министром Биньямином Нетаньяху – 30 мандатов (35 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).
  2. Его основной соперник, левоцентристский блок «Бело-голубые» во главе с депутатом Кнессета Бени (Биньямином) Ганцем – 29 мандатов (34 мандата в Кнессете нынешнего созыва).
  3. Религиозно-сионистский блок «Правее» («Ямина». Он только что принял этого название вместо прежнего «Объединенные правые») во главе с Аелет Шакед – 11 мандатов (в настоящее время две из входящих в этот блок партий суммарно имеют 5 мандатов, а третья вообще не представлена в Кнессете).
  4. Объединенный арабский список (ОАС) во главе с депутатом Кнессета коммунистом Айманом Удой – 11 (в Кнессете нынешнего созыва у входящих в нее партий суммарно – 10 мандатов).
  5. НДИ во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом – 10 мандатов (5 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).
  6. Ультраортодоксальный религиозный ашкеназский блок «Еврейство Торы» во главе с заместителем министра здравоохранения Яаковом Лицманом – 8 мандатов (ровно столько же мандатов у него и Кнессете нынешнего созыва).
  7. Сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери – 7 мандатов (8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).
  8. Радикально-левый блок «Демократический лагерь» во главе с Ницаном Горовицем – 7 мандатов (в Кнессете нынешнего созыва у являющейся его ядром партии МЕРЕЦ – 4 мандата + 1 мандат депутата Кнессета Став Шафир, которая была избрана по списку партии Авода, но перешла в «Демократический лагерь»).
  9. Левый блок Авода-«Гешер» во главе с депутатом Кнессета Амиром Перецем – 7 мандатов (сейчас у являющейся его ядром партии Авода – 6 мандатов).

Таким образом, суммарно партии право-религиозного лагеря без НДИ получают 56 мандатов, а партии левоцентристского лагеря (включая антисионистские арабские партии) – 54 мандата. То есть ни те, ни другие не могут создать правящей коалиции. 10 мандатов НДИ являются решающими. Цель, поставленная лидером НДИ, выглядит реально достижимой. Хотя, естественно, возможны варианты. Одним из обсуждаемых альтернативных вариантов является раскол блока «Бело-голубые» после выборов и присоединение входящей в ее состав партии «Оцма ле-Исраэль», возглавляемой депутатом Бени Ганцем, к право-религиозной коалиции, возглавляемой Ликудом. НДИ при таком варианте остается за бортом.

Создается впечатление, что именно этот вариант предпочитает Биньямин Нетаньяху. К подобной мысли подталкивают промелькнувшие в израильских СМИ сообщения, согласно которым именно он торпедировал присоединение к блоку «Объединенные правые» (ныне блок – «Правее») возглавляемой бывшим депутатом Кнессета Моше Фейглиным (в прошлом он был членом Ликуда) либертарианской партии «Зеут») и возглавляемой адвокатом Итамаром Бен-Гвиром радикально-правой партии «Оцма иегудит» (на последних выборах он шла в техническом блоке с религиозно-сионистскими партиями «Еврейский дом» и «Ихуд леуми», которые сейчас входят в состав блока «Правее»).

Согласно данным упомянутого выше опроса, проведенного институтом «Мидгам» две эти правые партии не преодолевают электорального барьера, составляющего сейчас в Израиле 3,25%. При этом за партию «Зеут» готовы отдать свои голоса 2,9% опрошенных, а за партию «Оцма иегудит» — 2,7% опрошенных. Итого, 5,6% голосов, равняющихся 5, а то и 6 мандатам. Именно этих мандатов Биньямину Нетаньяху не хватит для того, чтобы создать право-религиозную коалицию без НДИ. Если ничего радикально не изменится, то эти голоса будут потеряна для право-религиозного лагеря. Создается впечатление, что за этим кроется определенный расчет лидера Ликуда, который предпочитает партнерство с Бени Ганцем, несмотря на то, что перед лицом прямых обвинений в этом со стороны лидеров блока «Правее» пока отрицает это.

52.26MB | MySQL:103 | 0,625sec