К турецко-американским договоренностям по созданию зоны безопасности на севере Сирии

7 августа турецкие и мировые СМИ сообщили о достижении  договоренностей между Турцией и США по созданию зоны безопасности на севере Сирии. Данная акция призвана укрепить доверием между двумя стратегическими партнерами и снять беспокойство турецкой стороны по поводу присутствия на южных рубежах этой страны «Сил народной самообороны» (СНС), то есть курдских вооруженных формирований Партии демократический союз (ПДС). Напомним, что американская военная помощь вооруженным формированиям ПДС была одной из основных причин кризиса в турецко-американских отношениях. Турецкое руководство рассматривает ПДС в качестве ответвления Рабочей партии Курдистана (РПК), признанной в Турции террористической организации.

Впрочем, информация, поступающая об этом соглашении, порождает больше вопросов, нежели ответов. В пресс-релизах и совместных коммюнике говорится лишь о том, что стоны договорились о создании зоны безопасности и совместного операционного центра на территории Турции, который займется ее управлением. Американский текст, касательно данного соглашения, содержащийся в пресс-релизе посольства США в Турции, содержит только три пункта. Во-первых,  «скорейшую реализацию мер, призванных удовлетворить турецкую озабоченность вопросами безопасности». Во-вторых, «скорейшую организацию в Турции совместного операционного центра для того, чтобы координировать и осуществлять совместное создание зоны безопасности». В-третьих, «зона безопасности должна стать коридором мира, по которому сирийские перемещенные лица должны возвращаться на родину».   Ничего не говорится ни  о размерах данной зоны (ее глубине и ширине), ни о том, кто возьмет на себя ответственность по ее патрулированию (будет ли это совместный американо-турецкий контингент или, учитывая обещание Дональда Трампа вывести американских военных из Сирии, Вооруженные силы Турции при наличии американских наблюдателей). Непонятно также, какова реакция сирийских курдов на данные договоренности, и  было ли создание зоны безопасности согласовано с ними заранее. Очевидно, что США пошли на создание такой зоны после угрозы, сделанной 4 августа турецким президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом.  Президент Турции заявил о том, что если США не решат проблему присутствия курдских террористов на турецкой границе, то это сделают вооруженные силы его страны.

Для того, чтобы лучше понять мотивацию Анкары при заключении данного соглашения, необходимо привести требования и пожелания турецкой стороны. Сообщается о том, что турецкое руководство добивается от США создания зоны безопасности глубиной 30-40 километров и шириной (к востоку от Евфрата) в 460 километров.  Параметры, которые предлагают американцы гораздо скромнее. Они предусматривают глубину зоны безопасности в 1 километров и протяженность в 140 километров. Министр обороны Турции Хулуси Акар изложил в своем выступлении пожелания турецкой стороны к данной зоне безопасности, призванной уберечь Турцию от вторжений «террористов» из СДС. Это, во-первых, глубина зоны, которая должна быть не меньше 40 километров. Во-вторых, необходимость полного выхода из этой зоны членов Отрядов народной самообороны, а также сбор и вывоз за территорию зоны безопасности тяжелого вооружения, находящегося в руках. В-третьих, уничтожение туннелей, укреплений и укрепрайонов, построенных курдскими «террористами».

Определенную роль в решении турецкого правительства заключить соглашение с американцами по зоне безопасности сыграла обострившаяся в последнее время в Турции проблема сирийских беженцев. Следует отметить, что 3,6 млн сирийских беженцев в Турции оказались в наилучшем положении по сравнению со своими товарищами по несчастью в других странах Ближнего Востока. В 2013 году под давлением новых обстоятельств турецким парламентом был принят Закон об иностранцах и международной помощи, детально регламентировавший правовой статус беженцев. В соответствии с этим правовым актом сирийские беженцы на территории Турции были размещены в относительно комфортабельных условиях.  В каждом лагере беженцев предусмотрены медпункт, начальная и средняя общеобразовательные школы, общинный центр. Каждой семье выдается холодильник. Некоторые семьи получили кондиционеры и телевизоры. Взрослым беженцам предоставляется кредитная карта и назначается небольшое месячное содержание. При этом правительство Эрдогана широко использовало нарратив исламской (суннитской) солидарности. Сирийские беженцы расценивались как братья-мусульмане, пострадавшие от шиитского (алавитского) режима Асада. По аналогии с соратниками Пророка Мухаммеда, совершившими исход из Мекки в Медину, официальная пропаганда называет их мухаджирами, а турецких граждан, приютивших этих изгнанников – ансарами.

События последних месяцев позволяют говорить о том, что концепция «мухаджиров и ансаров» фактически прекращает свое существование. На такое развитие событий повлияли выборы в местные органы власти в Турции, в частности, избрание новым мэром Стамбула кандидата от оппозиционной Народно-республиканской партии Экрема Имамоглу. Оппозиция уже давно настаивает на депортации на родину беженцев из Сирии. 27 июня Экрем Имамоглу заявил о том, что власти Турции должны защищать интересы своего собственного народа в связи с угрожающим наплывом беженцев. Он призвал защитить от беженцев «дух и цвет (т.е. идентичность –  авт.) Стамбула». По словам мэра Стамбула, сирийцы угрожают доходам коренного населения этого города, так как работают незаконно.  В настоящее время в этом крупнейшем городе Турции проживают 550 тысяч сирийцев. Партия Р.Т.Эрдогана, обеспокоенная разыгрыванием оппозицией карты беженцев, также подключилась к националистическому тренду.  Об этом свидетельствует недавнее выступление министра внутренних дел Турецкой Республики Сулеймана Сойлу. Министр пообещал, что турецкие органы внутренних дел будут со всей строгостью расследовать преступления, совершенные беженцами. Он также заявил, что все незарегистрированные беженцы в больших городах будут депортированы в лагеря беженцев. Как правило, такие лагеря расположены в захолустье, где работу найти совершенно невозможно. Трудолюбивые и предприимчивые сирийцы уезжают из этих лагерей в большие города, где они открывают кафе, рестораны  мастерские. Теперь эти заведения будут закрываться, а сирийцы – возвращаться в лагеря. В этих условиях турецкое правительство крайне заинтересовано расселить на подконтрольных ему территориях внутри самой Сирии хотя бы часть перемещенных лиц.

Необходимо отметить, что турецкая сторона вряд ли ждет от США немедленного разоружения курдских боевиков. Об этом свидетельствует то, что широко разрекламированные в свое время турецко-американские договоренности по Манбиджу так и не были реализованы. Заключение соглашения с Соединенными Штатами по созданию зоны безопасности должно укрепить сильно пошатнувшееся турецко-американское партнерство и лишний раз доказать, что оба государства остаются союзниками в рамках НАТО. Для турецкого правительства важно, чтобы страна не стала объектом американских санкций, чем угрожали многие американские конгрессмены в связи с покупкой Анкарой российских систем ПВО С-400. Таким образом, одной из причин заключения этого соглашения со стороны Турции является желание сбалансировать углубление и расширение военно-технического сотрудничества с  Россией. По мнению турецкого политолога Керима Хасса, внешняя политика президента Эрдогана и дальше будет заключаться в балансировании между интересами России и США.  Интересно, что угроза Реджепа Тайипа Эрдогана ввести войска в северо-восточные районы Сирии для того, чтобы разобраться с курдами из «Сил демократической Сирии» (СДС) вызвала «окрик» со стороны министра обороны США Марка Эсбера, предупредившего, что в этом случае американцы будут защищать своих союзников. Однако, по мнению многих аналитиков, в турецком руководстве всерьез не верят в то, что США смогут развязать «горячий конфликт»  в условиях, когда на территории Турции находится крупнейшая военная база Инджирлик . Заключение соглашения, возможно, преследует и цель вбить клин между президентом Трампом с одной стороны и антитурецки настроенными Пентагоном и Госдепартаментом с другой.

В то же время создание зоны безопасности на севере Сирии вряд ли может вернуть отношения Турции с США и Западом на прежний уровень. Об этом свидетельствует, в частности, скептицизм западной элиты по отношению к политике Анкары, хорошо выраженный в комментарии, недавно появившемся на «Голосе Америки». В нем говорится: «Теплые связи Эрдогана с российским президентом Владимиром Путиным, а также недавнее приобретение системы С-400, а также странная политика в Сирии с преследованием исламистских целей довели отношения Турции с Западом почти до точки разрыва. Большое недоумение вызывают и стратегические связи Турции с Ираном. В рамках НАТО не существует формального механизма по исключению какого-либо государства из военного блока. Несмотря на это, среди влиятельных политиков в Вашингтоне и европейских столицах все решительнее ведутся разговоры о том, что у Турции нет будущего в НАТО».

52.25MB | MySQL:103 | 0,535sec