В Израиле говорят о возможной военной операции в секторе Газа

По словам израильских военных из сектора Газа по югу страны были выпущены три ракеты, две из которых были перехвачены системой ПРО «Железный купол». Города Беэр-Шева, Ашдод, Офаким, Ган-Явне и Явне открыли свои муниципальные бомбоубежища в ожидании дальнейших ракетных обстрелов. Обломки одной из ракет попали во двор дома в городе Сдероте, был нанесен ущерб, но обошлось без жертв. Житель Сдерота, чей дом был поврежден ракетой, сказал, что он находился во дворе, когда услышал сирену. Вместе с остальными членами семьи он быстро побежал к бомбоубежищу, после чего произошел страшный взрыв. Хотя никто не пострадал, его семья была так потрясена, что отменила запланированный отпуск у Мертвого моря. «Это то, с чем мы живем уже 20 лет», – сказал мужчина[i].

По словам медиков, одна женщина обратилась за помощью после того, как перенесла острый приступ тревоги. Медики оказывали помощь нескольким израильтянам в стрессовом состоянии из-за ракетного обстрела. Кроме того, по данным службы скорой помощи «Маген Давид Адом», два человека получили легкие ранения, когда бежали в бомбоубежище. Местные чиновники сообщили, что повреждения от обстрела были в общине в районе Шаар ха-Негев на юге Израиля, к северо-востоку от Газы, но никто не пострадал.

В Сдероте сирены тревоги раздавались две ночи подряд. В пятницу вечером из сектора Газа была выпущена одна ракета по территории Израиля, которая была перехвачена системой «Железный купол», сообщили в Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ). В ответ израильские военные нанесли удар по двум подземным объектам, принадлежащим ХАМАСу.

Мэр Сдерота Алон Давиди в воскресенье утром призвал правительство к проведению полномасштабной военной наземной операции в секторе Газа, чтобы «искоренить террористическую группу ХАМАС». «Только сила может остановить их», – сказал он. «Мы пережили неприятные выходные с сиренами тревоги два дня подряд. Жители Сдерота, с одной стороны, пытаются придерживаться обычного распорядка дня, но, с другой стороны, в сложившейся ситуация нет другого выбора, кроме как начать наземную операцию в секторе Газа». По его словам, «самое главное, чтобы подготовить военных и в нужный момент нанести ХАМАСу самый мощный удар», – сказал мэр в интервью израильской радиостанции «Галей ЦАХАЛ». «Культура этой организации – нести смерть в регион», – добавил он[ii].

Тем не менее, Исраэль Кац, министр иностранных дел Израиля и член узкого кабинета, высказался с угрозами в адрес ХАМАСа, но в рамках более ограниченного ответного удара. «То, что произошло вчера в Сдероте, не останется без ответа», – сказал И.Кац. «Мы придерживаемся политики не инициирования широкомасштабной операции, а сохранения сдерживания».

По словам премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, Израиль начнет широкомасштабную военную кампанию в секторе Газа независимо от текущей избирательной кампании. «Я хочу похвалить ЦАХАЛ за его действия по ликвидации пяти террористов в Газе», – сказал он. «Моя цель – поддерживать безопасность и спокойствие, и мы предпринимаем для этого все необходимые меры». Относительно разговоров о том, что выборы не позволят ему решиться на военную операцию, Б.Нетаньяху сказал: «Каждый, кто знает меня, понимает, что мои расчеты являются точными, искренними, и что я действую в полной координации с силами безопасности с твердостью и необходимой продуманностью». «Мы предпринимаем все необходимые действия. Другая сторона чувствует нашу силу», – заявил премьер-министр[iii].

Ракетный обстрел Израиля начался после того, как несколько тысяч палестинцев приняли участие в акциях протеста на границе сектора Газа в пятницу, когда несколько сотен человек бунтовали, бросали камни и взрывные устройства в израильских военных. Солдаты применяли слезоточивый газ и открывали огонь. Согласно Министерству здравоохранения Газы, 16 палестинцев получили ранения.

В течение прошлого года палестинцы регулярно устраивали демонстрации на границе сектора Газа в рамках так называемого «Великого марша возвращения». Весной 2019 года уровень насилия вдоль пограничного забора резко возрос с ночными беспорядками и поджогами на израильской территории с использованием воздушных шаров с зажигательными смесями. В какой-то период наметилось относительное затишье, вызванное заключением соглашения о прекращении огня между Израилем и ХАМАСом. Однако в последние недели вновь произошло несколько серьезных попыток террористических проникновений на территорию Израиля. За 10 дней шесть вооруженных палестинских террористов, многие из которых являются нынешними или бывшими членами ХАМАСа, перелезли через забор безопасности, окружающий сектор Газа, и были убиты израильскими военными. В одном случае, произошедшем 1 августа, палестинец открыл огонь по солдатам ЦАХАЛ, ранив троих из них, после чего он был застрелен. Проведенное расследование показало, что израильские военные не пытались остановить нападавшего, в результате чего четверо солдат были отстранены от несения службы. В другом инциденте, группа из четырех вооруженных палестинцев с автоматами, ручными противотанковыми гранатометами и продовольственными пайками пыталась проникнуть на израильскую территорию до того, как их обнаружили и застрелили солдаты на границе.

В ХАМАСе, правящем в секторе Газа с 2007 года, заявили о том, что атаки были совершены «разгневанными молодыми людьми», явно стараясь дистанцироваться от этих нападений. Руководство организации направило дополнительные войска на границу, чтобы предотвратить дальнейшие проникновения на израильскую территорию через пограничный забор, понимая, что эти атаки могут спровоцировать резкий ответ со стороны израильских военных.

Аргументы против широкомасштабной военной операции в секторе Газа понятны – пишет Эфраим Инбар, президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (The Jerusalem Institute for Strategy and Security). ХАМАС широко распространен среди местного населения, и шансы его искоренить невелики. Понятен страх Израиля перед ранеными и погибшими, выполнением миссии, которая может столкнуться со сложностями, так же как и приоритетное значение, которое в настоящее время придается стратегическим вызовам, с которыми страна сталкивается на своем северном фронте[iv].

По этим и другим причинам Израиль в настоящее время применяет ограниченную силу против ХАМАСа, даже в свете недавнего нарушения границы. Эта тактика призвана снизить способность исламистов причинять вред Израилю. Прямо сейчас предпочтительным применением силы ЦАХАЛ является «разведывательный огонь» – борьба с организацией путем сбора разведданных и последующего нанесения точных ударов (в основном с воздуха), при этом ожидается, что сочетание этих двух факторов заставит ХАМАС изменить свое поведение. Такой подход также спасает  израильскую армию от потерь. Но при этом Израиль не обеспечил спокойствие на границе с сектором Газа, а скорее увеличил масштабы эскалации насилия и чрезвычайных ситуаций в общинах Западного Негева, что продолжается на протяжении длительного времени и сопряжено с серьезными экономическими издержками и ощущением у местного населения, что победу одержала другая сторона. Враг также учится и старается не допустить попадания точной информации к ЦАХАЛ и делает все для того, чтобы удары Израиля были менее эффективными с помощью укреплений, оперативного рассредоточения своих бойцов, использования укрытий и живых щитов. ХАМАС понимает, что израильское руководство не склонно вновь оккупировать сектор Газа, и полагает, что можно продолжать свои ожесточенные столкновения с Израилем, не платя за них высокую цену.

Но, похоже, у Израиля нет иного выбора, кроме как заставлять ХАМАС время от времени дорого платить, что будет сдерживать его в течение более длительных периодов времени. Э.Инбар считает, что краткосрочная наземная операция принесет больше результатов, чем нынешние действия Израиля. «Нам нужно маневрировать на вражеской территории, находить их и уничтожать, или связывать руки членов организации, разбивая миф о «народном сопротивлении». Усилия «разведывательного огня» важны, но не могут служить ничем иным, как поддержкой основной работы, которая должна проводиться на месте, т.е. в секторе Газа», — пишет он.

Израильская армия должна быть готова к быстрым и масштабным действиям. Во-первых, важно занять территорию, которая служит базой для террористических организаций, чтобы лишить их свободы действий. Ракетный обстрел израильских граждан из сектора Газа уменьшится только тогда, когда израильские силы будут контролировать район, уничтожат вражеские позиции и предотвратят запуск ракет.

Во-вторых, ключевым элементом сдерживания врага является маневренность. Противник может пережить тяжелый урон от авиаударов израильских ВВС, но он не подвергает опасности свое продолжающееся правление в анклаве. С другой стороны, оккупация значительной части территории Сектора представляет собой гораздо более серьезную проблему для Израиля. Для усиления сдерживания ХАМАСа жизненно важно продемонстрировать способность маневрировать и обеспечить решительную победу, что также разрушило бы веру врага в то, что израильское общество слабо и боится потерь. Полномасштабное вступление в бой обходится дорого, но относительно короткое время боевых действий может привести к меньшему количеству жертв, как на фронте, так и в тылу.

Наконец, наземные маневры являются ключом к победе над обычными видами вооружений, а это угроза, которая может возникнуть на других фронтах Израиля. Развитие наземных возможностей армии требует времени, а игнорирование этой необходимости весьма опасно.

Есть также моральный аспект, который, по мнению израильского эксперта, говорит в пользу наземной операции в секторе Газа – Израиль не может принять ситуацию, когда гражданские лица образуют собой защитное кольцо вокруг ЦАХАЛ. Поэтому крупные операции, которые будут проводиться с периодичностью, обеспечат временное сдерживание, которое позволит достичь долгосрочного прекращения огня и даст жителям Западного Негева долгожданное спокойствие. Израильская общественность должна осознать, что ситуация в Газе не может быть решена в мгновение ока. Эту проблему можно решить только путем длительной военной кампании, в которой победа будет проходить поэтапно. Способность Израиля вести войну на истощение в Газе и сохранять возможность осуществления различных вариантов действий является свидетельством его мощи.

По факту, одним из направлений таких действий Израиля является максимальное избегание вступления в широкомасштабную военную операцию в секторе Газа, при активном содействии эмиграции палестинцев из прибрежного анклава. Израиль даже обратился к странам Европы и Ближнего Востока с просьбой принять жителей Газы, которые хотят покинуть Сектор, но пока никто не изъявил желания. Такая программа действий обсуждалась в узком кабинете несколько раз, в результате вопросом занимается Совет национальной безопасности Израиля. Тем не менее, «независимая эмиграция» продолжается теми жителями Газы, которым удается самостоятельно найти принимающую страну. Об этом заявил высокопоставленный израильский чиновник на условиях анонимности, член делегации премьер-министра Б.Нетаньяху, находящегося с официальным визитом на Украине. По словам чиновника, правительство готово нести не только расходы по оказанию помощи жителям Газы, желающим уехать из анклава, но даже предоставить им для этого израильский аэродром рядом с сектором Газа, лишь бы только они покинули территорию. По его словам, более 35 000 жителей Газы покинули Сектор в 2018 году, не считая тех, кто уехал, но позже вернулся, и «это довольно большое число»[v].

ХАМАС принимает меры, чтобы остановить волну эмиграции из находящегося в блокаде анклава. Сектор Газа имеет один строго контролируемый гражданский КПП с Израилем, обычно используемый только для гуманитарных целей. Большинство жителей Газы покидают Сектор через контрольно-пропускной пункт Рафах на границе с Египтом, который открывается лишь время от времени. Хотя этот переход предназначен для кратковременных поездок из осажденного анклава, многие жители – в основном молодые и образованные – используют переправу в Рафахе как возможность сбежать навсегда, особенно если им удается добиться статуса беженца в Европе.

По данным Всемирного банка, безработица среди молодежи в Газе составляет 70%, и основной причиной является блокада сектора. Израильские власти заявляют, что блокада необходима для ограничения импорта ХАМАСом оружия и других материалов, которые он может использовать для нападения на Израиль. Правозащитные организации утверждают, что эти меры направлены на коллективное наказание двух миллионов жителей анклава.

Ситуация в южных районах Израиля накалена и в обществе есть предчувствие «взрыва» в виде серьезного военного ответа израильской армии в секторе Газа. С одной стороны, очевидно стремление действующего израильского правительства максимально избежать военного решения и тем более реоккупации анклава. С другой стороны, вовсе не очевидна способность руководства ХАМАСа держать ситуацию под полным контролем, что может привести к очередной атаке или ракетному обстрелу с жертвами, после чего Израиль будет вынужден провести масштабную военную наземную операцию.

[i] Rockets fired at Israel from Gaza for 2nd night; 2 of 3 intercepted // The Times of Israel. 17.08.2019 — https://www.timesofisrael.com/rocket-sirens-sound-in-gaza-border-towns-for-second-night-in-a-row/

[ii] After rockets, Sderot mayor urges ground operation in Gaza to ‘eradicate’ Hamas

// The Times of Israel. 19.08.2019 — https://www.timesofisrael.com/after-rockets-sderot-mayor-urges-ground-operation-in-gaza-to-eradicate-hamas/

[iii] NETANYAHU: I WON’T HOLD BACK FROM BROAD GAZA OPERATION, EVEN DURING ELECTIONS // The Jerusalem Post. 18.08.2019 — https://www.jpost.com/Breaking-News/Netanyahu-I-wont-hold-back-from-broad-Gaza-operation-even-during-elections-598990

[iv] Israel should consider a restricted ground operation in Gaza // Israel Hayom. 19.08.2019 — https://www.israelhayom.com/opinions/israel-should-consider-a-restricted-ground-operation-in-gaza/

[v] Israel actively pushing Palestinian emigration from Gaza, official says // The Times of Israel. 20.08.2019 -https://www.timesofisrael.com/israel-actively-pushing-palestinian-emigration-from-gaza-official-says/

 

52.3MB | MySQL:103 | 0,610sec