Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, уступая только Саудовской Аравии. На территории Ирака разведаны нефтяные месторождения, в которых находится 112.5 млн. баррелей нефти, которая традиционно обеспечивала до 95% экспорта государства. До вторжения на территорию суверенного Ирака американо-британских вооруженных сил предполагалось, что столь богатая нефтью страна обречена на успешное развитие экономики. Логика была следующей: Ирак обладает ресурсами, широко востребованными на мировом рынке, и инфраструктурой для их добычи и транспортировки. Однако ситуация оказалась намного более сложной и неоднозначной.
По многим причинам (от тотальной коррупции до постоянных террористических актов) ныне Ирак добывает меньше нефти, чем до начала американской военной кампании: 2.14 млн. баррелей в день в середине 2007 года против 2.50 млн. баррелей в начале 2003 года. Уровень нефтяного экспорта также уступает довоенному: 1.7 млн. баррелей против 2.3 млн.
Ожидания бурного расцвета иракской экономики не оправдались. Многие нынешние экономические показатели Ирака уступают эпохе С.Хусейна. К примеру, производится меньше электроэнергии (изначально предполагалось, что довоенный уровень будет перекрыт к 1 июля 2004 года).
В то же время, объемы валового внутреннего продукта Ирака выросли. В 2002 году ВВП Ирака составлял $20.5 млрд., в 2006 году — $47 млрд. Большинство экспертов сходятся во мнении, что планы реконструкции Ирака хронически не выполняются. Одной из причин этого считается поведение государств-доноров, которые обещали новому иракскому правительству значительные финансовые вливания. Так, по данным «Группы Изучения Ирака», «международная поддержка экономики Ирака оказалось несущественной — доноры обещали предоставить 13.5 млрд. долларов, а выделили лишь 4 млрд.».
Пожалуй, основным государством, заинтересованным в развитии экономики (особенно ее нефтяного сектора – Э.К.) современного Ирака, являются США.
В принятом руководством США Стратегическом плане осуществления внешней политики США на 2007-2012 гг. содержится положение о том, что приоритетным направлением развития их политики в Республике Ирак является помощь иракским гражданам в дальнейшем построении демократии и достижении стабильности в стране. Кроме того, Вашингтон планирует продолжать играть важнейшую роль в налаживании стабильной экономической и политической обстановки в государстве. Какую же помощь США оказывают иракцам для восстановления ТЭК?
Стоит предположить, что от успеха политики США в Ираке будет зависеть то, как будет оценивать мировое сообщество возможность вмешательства во внутренние дела суверенного государства с целью построения в нем демократического режима.
В марте 2003 года был подписан проект Restore Iraq Oil — RIO (можно перевести как «Восстановить иракскую нефть»). Его выполнение было возложено на Инженерный корпус американской армии (The US Army Corps of Engineers — USACE). США активно включились в процесс восстановления и строительства нефтегазовых объектов в Ираке. Позже эта деятельность была передана в ведение Службы армии США по проектированию и осуществлению работ по контрактам (US Army’s Project and Contracting Office — РСО).
K сентябрю 2005 года были завершены работы по 22 проектам, связанным с добычей и переработкой углеводородов, установками сепарации газа и распределительными трубопроводами. В настоящий момент продолжается осуществление примерно 110 проектов. По мнению представителей США, окончание их реализации создает фундамент для полноценного функционирования нефтяной и газовой промышленности Ирака.
Многие сооруженные РСО объекты были предусмотрены еще в контракте RIO. Другие же создавались по инициативе ряда национальных министерств, и их финансирование осуществлялось Фондом помощи и реконструкции Ирака (Iraq Reconstruction and Relief Fund — IRRF), который был учрежден Конгрессом США в 2004 году. Важно отметить, что при Госдепе США сформирован временный орган — Служба управления реконструкцией Ирака (Iraq Reconstruction Management Office — IRMO), на который возложена выработка стратегических направлений в данной области. РСО напрямую докладывает IRMO о ходе работ и тесно сотрудничает c другими правительственными органами, такими как Агентство международного развития (US Agency for International Development — USAID) и Отделение Инженерного корпуса армии США (USACE) в регионе Персидского залива (Gu1f Region Division — GRD). Однако в конце 2005 года GRD и РСО консолидировались.
B нефтяном секторе на РСО работают два проектно-строительных контрактора: Kellog, Brown and Root Inc. и Parsons Iraq Joint Venture. Они заняты реконструкцией нефтегазовых объектов и привлекают в качестве подрядчиков иракские фирмы со своим персоналом. В настоящее время примерно 5000 иракцев трудятся над восстановлением нефтяной отрасли страны. C РСО сотрудничает компания Foster Wheeler Ltd., которая контролирует работу основных контракторов, a также помогает Министерству нефти Ирака повысить компетентность его руководства.
В настоящее время перед Правительством Ирака стоит задача за счет восстановления нефтегазовых объектов повысить объем добываемой нефти. Успешное выполнение этой задачи приведет, в конечном итоге, к заметному улучшению состояния нефтяной и газовой промышленности Ирака. Следует заметить, что основные усилия американских специалистов сосредоточены на реконструкции объектов в двух нефтедобывающих регионах Ирака: на севере в районе Киркука и на юге в районе Басры. Работы в названных местах выполняются на четырех категориях объектов: нефтепромыслах, перерабатывающих мощностях, установках сепарации газа и трубопроводах. Завершение строительных и восстановительных работ на этих объектах обеспечит внутренние потребности страны в топливе и, что не менее важно, увеличит пocтyплeния от экспорта нефти.
Определенные успехи уже достигнуты. Так, создание водоочистных сооружений и системы закачки воды остановило падение добычи нефти на месторождении Румейла (Южный Ирак) и в перспективе должно увеличить ее на 27 тыс. тонн в сутки (10 млн. тонн в год). Реконструкция установки по сепарации нефти на месторождении Баба (Северный Ирак) увеличит ее производительность на 11 тыс. тонн нефти в сутки (4 млн. тонн в год). На аналогичных установках на других месторождениях также получены хорошие результаты. Дальнейшие работы в этом направлении, несомненно, будут способствовать наращиванию их мощности на 11 млн. тонн нефти в год. Работы по подземному и капитальному ремонту нефтяных скважин будут способствовать увеличению добычи сырья на юге страны на 15 млн. тонн в год. Расширение производства сжиженных нефтяных газов (СНГ) на севере и юге страны полностью удовлетворит потребность Ирака в этой продукции.
Тем не менее, успех США в деле реконструкции нефтегазовой промышленности Ирака будет оцениваться в зависимости от того, удастся ли обеспечить ее надежную работу в долгосрочной перспективе. Поэтому РСО в сотрудничестве с IRMO и другими официальными структурами США начали в 2005 году реализацию так называемой Программы повышения компетентности (Capacity Development — CD), которая направлена на передачу знаний, мастерства и умения иракцам, работающим на различных объектах инфраструктуры. Эта программа охватывает все уровни управления нефтегазовым комплексом — от принятия стратегических решений до обучения рабочих — и включает в себя пять уровней:
1. политику;
2. законы и правила;
3. организационные проблемы;
4. министерства Ирака;
5. инфраструктуру.
Первые три уровня по своей природе долгосрочны и связаны с разработкой политики, законов, регулирующих документов и с координацией работы официальных и частных организаций. Реализация этих задач является прерогативой Госдепартамента США и IRMO. США недавно создали Рабочую группу по обеспечению компетентности (Capacity Development Working Group — CDWG) в составе IRMO. Ей надлежит оказывать помощь нескольким иракским министерствам, включая Министерство нефти. Группой руководит заместитель директора GRD/РСО по реконструкции. В нее вошли представители как Ирака и США, так и стран «антисаддамовской» коалиции, а также нескольких организаций-доноров, вовлеченных в реконструкцию страны. В рамках четвертого уровня будут вестись восстановление, ремонт и наращивание мощностей отрасли, а также подготовка специалистов. Министерство нефти Ирака располагает квалифицированным штатом профессионалов, которые в течение многих лет управляли нефтяной промышленностью страны. Однако персонал должен быть ознакомлен с новыми системами ведения бизнеса и административного руководства. Эти функции будут выполнять IRMO и Министерство энергетики США. Пятый уровень предполагает в основном повышение компетентности специалистов на конкретных производствах, непосредственно на нефтегазовых объектах. Для этого РСО переводит на арабский и курдский языки программы обучения и руководства по эксплуатации.
Следует особо подчеркнуть, что, начиная с 2006 года, американцы стремятся все в больших масштабах привлекать к реконструкции иракских нефтегазовых объектов фирмы из самого Ирака и других стран Ближнего Востока.
Такая тенденция, на наш взгляд, позволяет не только снизить риски атак со стороны повстанцев, но и улучшить показатель занятости населения в Ираке. Ke11og, Brown and Root Inc. и Parsons Iraq Joint Venture уже потратили более 3 тыс. часов на обучение иракского персонала, занятого в нефтяном секторе. Международные нефтегазовые компании также оказывают помощь в повышении квалификации иракских нефтяников. Около 30 частных нефтяных фирм подписали с Ираком соглашения на обучение персонала, предоставление консультаций и исследование нефтегазоносных пластов. Очень часто компании начинают вести эту деятельность бесплатно с расчетом, чтобы как можно раньше установить связи с руководством страны и застолбить себе место в процессе подъема нефтяной и газовой промышленности Ирака. Однако сохраняются и существенные трудности. К примеру, одна из них состоит в привитии иракскому персоналу культуры ведения профилактических ремонтных работ.
Таким образом, проводимые США многочисленные работы по восстановлению ТЭК Ирака позволят увеличить объем добычи нефти, помогут удовлетворить потребности иракцев в нефтепродуктах, а также создадут условия для получения стабильных и высоких экспортных доходов. Однако Ираку с помощью США необходимо разработать общенациональный энергетический план, который будет охватывать стратегию импорта и экспорта энергоресурсов, варианты привлечения прямых иностранных инвестиций и механизмы снабжения топливом широкого круга потребителей.