Участие США в восстановлении и развитии ТЭК Ирака

Ирак обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, уступая только Саудовской Аравии. На территории Ирака разведаны нефтяные месторождения, в которых находится 112.5 млн. баррелей нефти, которая традиционно обеспечивала до 95% экспорта государства. До вторжения на территорию суверенного Ирака американо-британских вооруженных сил предполагалось, что столь богатая нефтью страна обречена на успешное развитие экономики. Логика была следующей: Ирак обладает ресурсами, широко востребованными на мировом рынке, и инфраструктурой для их добычи и транспортировки. Однако ситуация оказалась намного более сложной и неоднозначной.

По многим причинам (от тотальной коррупции до постоянных террористических актов) ныне Ирак добывает меньше нефти, чем до начала американской военной кампании: 2.14 млн. баррелей в день в середине 2007 года против 2.50 млн. баррелей в начале 2003 года. Уровень нефтяного экспорта также уступает довоенному: 1.7 млн. баррелей против 2.3 млн.

Ожидания бурного расцвета иракской экономики не оправдались. Многие нынешние экономические показатели Ирака уступают эпохе С.Хусейна. К примеру, производится меньше электроэнергии (изначально предполагалось, что довоенный уровень будет перекрыт к 1 июля 2004 года).

В то же время, объемы валового внутреннего продукта Ирака выросли. В 2002 году ВВП Ирака составлял $20.5 млрд., в 2006 году — $47 млрд. Большинство экспертов сходятся во мнении, что планы реконструкции Ирака хронически не выполняются. Одной из причин этого считается поведение государств-доноров, которые обещали новому иракскому правительству значительные финансовые вливания. Так, по данным «Группы Изучения Ирака», «международная поддержка экономики Ирака оказалось несущественной — доноры обещали предоставить 13.5 млрд. долларов, а выделили лишь 4 млрд.».

Пожалуй, основным государством, заинтересованным в развитии экономики (особенно ее нефтяного сектора – Э.К.) современного Ирака, являются США.

В принятом  руководством  США Стратегическом плане осуществления внешней политики США на 2007-2012 гг. содержится положение о том, что приоритетным направлением развития их политики в Республике Ирак является помощь иракским гражданам в дальнейшем построении демократии и достижении стабильности в стране. Кроме того, Вашингтон планирует продолжать играть важнейшую роль в налаживании стабильной экономической и политической обстановки в государстве. Какую же помощь США оказывают иракцам для восстановления ТЭК?

Стоит предположить, что от успеха политики США в Ираке будет зависеть то, как будет оценивать мировое сообщество возможность вмешательства во внутренние дела суверенного государства с целью построения в нем демократического режима.

В марте 2003 года был подписан проект Restore Iraq Oil — RIO (можно пе­ревести как «Восстановить иракскую нефть»). Его выполнение было возложе­но на Инженерный корпус американ­ской армии (The US Army Corps of Engineers — USACE). США активно вклю­чились в процесс восстановления и строительства нефтегазовых объектов в Ираке. Позже эта деятельность была передана в ведение Службы армии США по проектированию и осуществ­лению работ по контрактам (US Army’s Project and Contracting Office — РСО).

K сентябрю 2005 года были заверше­ны работы по 22 проектам, связан­ным с добычей и переработкой угле­водородов, установками сепарации газа и распределительными трубо­проводами. В настоящий момент продолжается осуществ­ление примерно 110 проектов. По мнению представителей США, окон­чание их реализации создает фунда­мент для полноценного функциони­рования нефтяной и газовой про­мышленности Ирака.

Многие сооруженные РСО объекты были предусмотрены еще в контракте RIO. Другие же создавались по иници­ативе ряда национальных министерств, и их финансирование осуществлялось Фондом помощи и реконструкции Ирака (Iraq Reconstruction and Relief Fund — IRRF), который был учрежден Конгрессом США в 2004 году. Важно отметить, что при Госдепе США сформи­рован временный орган — Служба уп­равления реконструкцией Ирака (Iraq Reconstruction Management Office — IRMO), на который возложена выра­ботка стратегических направлений в данной области. РСО напрямую докладывает IRMO о ходе работ и тесно сотрудничает c дру­гими правительственными органами, такими как Агентство международного развития (US Agency for International Development — USAID) и Отделение Ин­женерного корпуса армии США (USACE) в регионе Персидского зали­ва (Gu1f Region Division — GRD). Однако в конце 2005 года GRD и РСО консо­лидировались.

B нефтяном секторе на РСО работают два проектно-строительных контрактора: Kellog, Brown and Root Inc. и Parsons Iraq Joint Venture. Они заняты реконструкцией нефтегазо­вых объектов и привлекают в качестве подрядчиков иракские фирмы со своим персоналом. В настоящее время примерно 5000 иракцев трудятся над восстановлением нефтяной отрасли страны. C РСО сотрудничает компания Foster Wheeler Ltd., которая конт­ролирует работу основных контрак­торов, a также помогает Министерст­ву нефти Ирака повысить компетентность его руко­водства.

В настоящее время перед Правительством Ирака стоит задача за счет восстанов­ления нефтегазовых объектов повысить объем добываемой нефти. Успешное выполнение этой задачи приведет, в конечном итоге, к заметному улучшению состояния неф­тяной и газовой промышленности Ирака. Следует заметить, что основные усилия американских специалистов сосредоточены на реконструк­ции объектов в двух нефтедобываю­щих регионах Ирака: на севере в рай­оне Киркука и на юге в районе Басры. Работы в названных местах выполняются на четырех категориях объектов: нефтепромыс­лах, перерабатывающих мощностях, установках сепарации газа и трубо­проводах. Завершение строительных и восста­новительных работ на этих объектах обеспечит внутренние потребности страны в топливе и, что не менее важно, увеличит пocтyплe­ния от экспорта нефти.

Определенные успехи уже достигнуты. Так, создание водоочист­ных сооружений и системы закачки воды остановило падение добычи нефти на месторождении Румейла (Южный Ирак) и в перспективе долж­но увеличить ее на 27 тыс. тонн в сутки (10 млн. тонн в год). Реконструкция установки по сепарации нефти на месторожде­нии Баба (Северный Ирак) увеличит ее производительность на 11 тыс. тонн нефти в сутки (4 млн. тонн в год). На ана­логичных установках на других место­рождениях также получены хорошие результаты. Дальнейшие работы в этом направлении, несомненно, будут способство­вать наращиванию их мощности на 11 млн. тонн нефти в год. Работы по подземному и капиталь­ному ремонту нефтяных скважин бу­дут способствовать увеличению добы­чи сырья на юге страны на 15 млн. тонн в год. Расширение производства сжижен­ных нефтяных газов (СНГ) на севере и юге страны полностью удовлетворит потребность Ирака в этой продукции.

Тем не менее, успех США в деле реконструкции нефтегазовой промышленности Ирака будет оцениваться в зависимости от того, удастся ли обеспечить ее надеж­ную работу в долгосрочной перспекти­ве. Поэтому РСО в сотрудничестве с IRMO и другими официальными струк­турами США начали в 2005 году реализа­цию так называемой Программы по­вышения компетентности (Capacity Development — CD), которая направлена на передачу знаний, мастерства и умения иракцам, работающим на различных объектах инфраструктуры. Эта про­грамма охватывает все уровни управ­ления нефтегазовым комплексом — от принятия стратегических решений до обучения рабочих — и включает в себя пять уровней:

1. политику;

2. законы и правила;

3. организационные проблемы;

4. министерства Ирака;

5. инфраструктуру.

Первые три уровня по своей приро­де долгосрочны и связаны с разра­боткой политики, законов, регулиру­ющих документов и с координацией работы официальных и частных орга­низаций. Реализация этих задач явля­ется прерогативой Госдепартамента США и IRMO. США недавно создали Рабочую группу по обеспечению компетентно­сти (Capacity Development Working Group — CDWG) в составе IRMO. Ей надлежит оказывать помощь несколь­ким иракским министерствам, вклю­чая Министерство нефти. Группой ру­ководит заместитель директора GRD/РСО по реконструкции. В нее во­шли представители как Ирака и США, так и стран «антисаддамовской» коали­ции, а также нескольких организа­ций-доноров, вовлеченных в реконст­рукцию страны. В рамках четвертого уровня будут вестись восстановление, ремонт и наращивание мощностей отрасли, а также подготовка специалистов. Ми­нистерство нефти Ирака располагает квалифицированным штатом про­фессионалов, которые в течение многих лет управляли нефтяной про­мышленностью страны. Однако персонал должен быть ознакомлен с новыми системами ведения бизнеса и административного руководства. Эти функции будут выполнять IRMO и Министерст­во энергетики США. Пятый уровень предполагает в ос­новном повышение компетентности специалистов на конкретных произ­водствах, непосредственно на нефте­газовых объектах. Для этого РСО пере­водит на арабский и курдский языки программы обучения и руководства по эксплуатации.

Следует особо подчеркнуть, что, начиная с 2006 года, американцы стремятся все в боль­ших масштабах привлекать к реконст­рукции иракских нефтегазовых объектов фир­мы из самого Ирака и других стран Ближнего Востока.

Такая тенденция, на наш взгляд, позволяет не только снизить риски атак со стороны повстанцев, но и улучшить показатель занятости насе­ления в Ираке. Ke11og, Brown and Root Inc. и Parsons Iraq Joint Venture уже потратили более 3 тыс. часов на обучение иракского персонала, занятого в нефтяном сек­торе. Международные нефтегазовые ком­пании также оказывают помощь в по­вышении квалификации иракских нефтяников. Около 30 частных нефтя­ных фирм подписали с Ираком согла­шения на обучение персонала, предо­ставление консультаций и исследова­ние нефтегазоносных пластов. Очень часто компании начинают вести эту де­ятельность бесплатно с расче­том, чтобы как можно раньше устано­вить связи с руководством страны и застолбить себе место в процессе подъема нефтяной и газовой промыш­ленности Ирака. Однако сохраняются и существен­ные трудности. К примеру, одна из них состоит в привитии иракскому персо­налу культуры ведения профилактиче­ских ремонтных работ.

Таким образом, проводимые США многочисленные работы по восстановлению ТЭК Ирака позволят уве­личить объем добычи нефти, помогут удовлетворить потребно­сти иракцев в нефтепродуктах, а также создадут условия для получения стабильных и высоких экспортных доходов. Однако Ираку с помощью США необходимо разработать об­щенациональный энергетический план, который будет охватывать стра­тегию импорта и экспорта энергоресурсов, варианты привлечения пря­мых иностранных инвестиций и меха­низмы снабжения топливом широко­го круга потребителей.

52.23MB | MySQL:103 | 1,474sec