Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (2 – 8 июля 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и в Ираке. Правительство Израиля 8 июля приняло решение об освобождении из тюрем 250 палестинских заключенных. Их список уточняется. В Ираке совершена серия крупных терактов, что заметно усилило напряженность в стране.

В Эр-Рияде состоялось экстренное совещание министров иностранных дел и обороны, а также руководителей спецслужб стран-членов ССАГПЗ. Участники встречи выразили серьезную обеспокоенность продолжающимся противостоянием США и Ирана на Ближнем и Среднем Востоке, возможным развязыванием нового крупного вооруженного конфликта в зоне Персидского залива. В этой связи аравийские монархии намерены усилить взаимодействие в политической и военной областях «с целью обеспечения стабильности в регионе», приложить усилия своих дипломатических ведомств для «недопущения военной развязки кризиса».

В зоне палестино-израильского конфликта сохраняется напряженная обстановка. В ответ на не прекращающиеся ракетные и минометные обстрелы израильской территории части ЦАХАЛа при поддержке танков и инженерных подразделений провели 4-6 июля рейдовую антитеррористическую операцию в секторе Газа, в ходе которой было убито 11 палестинских боевиков, нанесен ущерб инфраструктуре экстремистов. Также израильские военные продолжали силовые акции против террористов и их инфраструктуры на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). Командование ЦАХАЛа сообщило, что подобные операции будут продолжены и впредь. Вместе с тем, премьер-министр Израиля Э. Ольмерт заявил, что его правительство не может в кратчайшие сроки обеспечить необходимую безопасность жителей населенных пунктов, расположенных вблизи границы с сектором Газа.

Сложная ситуация складывается на палестинских территориях. По информации израильских спецслужб движение ХАМАС наращивает свой потенциал на ЗБРИ и может восстановить там свои силы. Также сообщается, что после захвата ХАМАСом сектора Газа в анклаве практически полностью прекратились столкновения между различными палестинскими группировками, но одновременно экстремисты стали активнее действовать против Израиля. Последнее, в частности, объясняется тем, что участие в вооруженных акциях против Израиля стало для многих жителей сектора единственным способом заработка. Израильские эксперты в сфере безопасности считают, что для становления исламистского квази-государства в палестинском анклаве ХАМАСу потребуется от одного года до двух лет.

4 июля при участии ХАМАСа был освобожден находившийся в заложниках британский журналист А. Джонстон. Руководство исламистов всячески пыталось использовать этот факт для улучшения имиджа своей организации, однако не преуспело в этом деле: страны Запада и Израиль по-прежнему отказываются иметь дело с ХАМАСом.

4 июля палестинское правительство, действующее на ЗБРИ, впервые за 17 месяцев выплатило зарплату госслужащим. Деньги получили 140 тыс. чел., в т. ч. лица, работающие в секторе Газа. Зарплату не выплатили лишь лицам, сочувствующим ХАМАСу, и тем, кто был принят на работу после победы исламистов на парламентских выборах в январе 2006 г. (всего ок. 19 тыс. чел.). Выплаты стали возможными после перевода Израилем палестинцам 118 млн долл. из сумм, замороженных после прихода ХАМАСа к власти.

Возобновились контакты спецслужб Израиля и главы ПНА М. Аббаса. Наблюдатели Евросоюза, находившиеся на КПП «Рафах» на границе сектора Газа с Египтом, выведены оттуда. Пункт перехода закрыт. Более 10 тыс. палестинцев не могут вернуться из АРЕ домой. Каир возражает против предложения М. Аббаса разместить международных миротворцев на границе Египта с сектором Газа для предотвращения контрабанды оружия из АРЕ.

Руководители внешнеполитических ведомств аравийских монархий призвали к возвращению в секторе Газа ситуации, существовавшей там до захвата власти ХАМАСом. Министры подтвердили легитимность власти главы ПНА М. Аббаса и нынешнего состава палестинского парламента, где большинство мест принадлежит исламистам. Глава саудовского МИДа принц С. аль-Фейсал призвал палестинские стороны придерживаться договоренностей о примирении, достигнутых в Мекке в феврале с. г.

Усиливается напряженность обстановки в Ираке. На прошедшей неделе в различных районах страны было совершено несколько крупных терактов, в результате которых погибли свыше 200 человек. Развитие ситуации в стране показывает, что силовые меры, принимаемые американским командованием при участии иракского правительства, не в состоянии остановить насилие в стране и стабилизировать обстановку.

В Ираке обостряется внутриполитическая борьба. 3 июля правительство одобрило законопроект о нефти, на скорейшем принятии которого настаивают США. Ранее сообщалось, что он был согласован с руководством курдской автономии. Однако последнее заявило, что «еще не видело» этот документ и потребовало признания всех соглашений, подписанных правительством автономии, с иностранными компаниями по вопросам разведки и добычи углеводородов. Не поддерживают предложенный правительством законопроект в его нынешнем виде суннитские политики и сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Так, приверженцы ас-Садра выступают против предоставления фирмам, «чьи правительства оккупируют Ирак», (прежде всего, американским и британским) права заключать сделки в нефтегазовом секторе. Усиливаются противоречия сторонников ас-Садра с главой правительства Н. аль-Малики. Легально действующие суннитские политики угрожают перейти в лагерь повстанческого движения, если правительство не изменит свой курс на принижение роли суннитов в политической жизни Ирака и не станет действовать в интересах национального примирения. Требования суннитов поддержал вице-президент страны Т. аль-Хашеми (суннит).

Ирак и Сирия с 5 июля возобновили сотрудничество по обеспечению безопасности на границе между двумя странами. Речь, в первую очередь, идет о мониторинге приграничной зоны с целью воспрепятствования проникновению экстремистских элементов из Сирии в Ирак.

Новый премьер-министр Великобритании Г. Браун отверг возможность определения конкретных сроков вывода английских войск из Ирака.

В столице Пакистана Исламабаде многомесячное противостояние властей с радикально настроенными исламскими студентами переросло 3 июля в массовые беспорядки. Полиции и силам безопасности с трудом удалось вытеснить исламистов из центра города, при этом часть из них успела забаррикадироваться (причем многие с семьями) в комплексе зданий «Красной мечети». Эта мечеть известна как место, где проповедуют сторонники талибов. Закрепившиеся в мечети экстремистские элементы оказывают властям вооруженное сопротивление. Территория религиозного комплекса блокирована войсками и полицией. Туда прекращена подача воды и электричества. Президент страны П. Мушарраф предъявил исламистам ультиматум: сдаться властям или они будут уничтожены. По имеющейся информации, на осажденной территории остаются ок. 400 исламских студентов из которых 50-60 человек отказываются складывать оружие и заявляют о готовности сражаться до конца. Экстремисты препятствуют выходу из мечети лицам, не желающим там оставаться.

Активизируется международная деятельность вокруг ядерной программы Ирана. В Тегеране дают понять, что ищут такой путь урегулирования кризиса вокруг иранской ядерной программы, который позволит ИРИ «сохранить лицо». В частности, Иран поддерживает идею главы МАГАТЭ М. эль-Барадеи о тайм-ауте, который будет использован ИРИ для замораживания работ по обогащению урана, а Советом Безопасности ООН – для приостановки разработки новых санкций против Ирана.

По итогам встречи с Дж. Бушем президент России В. Путин заявил, что РФ и США продолжат работу в Совете Безопасности ООН по иранскому вопросу. В. Путин отметил, что в последнее время «и с иранской стороны мы видим сигналы в направлении сотрудничества» с МАГАТЭ.

Госсекретарь США К. Райс сообщила, что Вашингтон и его европейские союзники обсуждают новые возможные санкции против Ирана, которые ограничили бы доступ ИРИ к международным финансовым источникам. По оценке К. Райс, Иран становится все более опасным и поэтому США призывают усилить давление на него. Госсекретарь подчеркнула, что «Вашингтон стремится к дипломатическим решениям разногласий с Ираном, однако Тегеран должен знать, что в нашей политике присутствуют и принудительные элементы».

В правящих кругах Тегерана считают, что отказ Вашингтона от конфронтационного подхода к ИРИ повлечет за собой «фундаментальные изменения» в отношениях между двумя странами. Причем Иран способен помочь США взять под контроль деятельность шиитских вооруженных формирований в Ираке, в борьбе с талибами в Афганистане, оказать влияние на «Хизбаллу» в Ливане. Вместе с тем иранцы считают, что на данном этапе администрация США «застряла на перепутье», выбирая между конфронтацией и конструктивным взаимодействием с ИРИ.

На севере Ливана в лагере палестинских беженцев Нахр аль-Барид продолжается противостояние ливанской армии с боевиками экстремистской группировки «ФАТХ аль-исламий». Несмотря на значительные потери, боевики оказывают ожесточенное сопротивление. В ходе боев в лагере разрушено до 80 проц зданий, там сложилась крайне тяжелая гуманитарная ситуация, ок. тысячи мирных жителей все еще находятся на территории лагеря. Правительство ведет переговоры с палестинскими организациями о вводе в Нахр аль-Барид палестинских сил, которые возьмут лагерь под свой контроль.

Между тем власти Сирии вновь открыли пограничный переход на северо-восточном участке границы с Ливаном, который по соображениям безопасности был закрыт 20 июня. В то же время Дамаск негативно относится к размещению наблюдателей ООН на сирийско-ливанской границе. Глава МИД САР В. Муаллим назвал взаимодействие его страны с «Хизбаллой» и ХАМАСом «составной частью отношений Сирии с ливанским и палестинским народами».

Конституционный суд Турции 5 июля отклонил обращение президента страны А. Н. Сезера, требовавшего аннулировать одобренное парламентом решение правительства внести ряд поправок в турецкую конституцию. Главной из них является избрание главы государства не парламентом, как в настоящее время, а путем всенародного голосования. После решения суда президент обязан поставить вопрос об изменениях в конституции на референдум, который, как ожидается, состоится осенью с. г.

Планы по развертыванию в Дарфуре на западе Судана совместного миротворческого контингента Африканского союза – ООН откладываются по финансовым и политическим причинам. Многие страны Африки не имеют средств и особого желания участвовать в миротворческих операциях. В то же время повстанцы «Восточного фронта», состоящего из группировок «Конгресс беджа» (2800 чел.) и «Свободные львы» (400 чел.), действовавшие на востоке страны, сложили оружие и распустили свои отряды. Хартум обещал руководителям «Фронта» место в правительстве и высокие посты в армии и полиции, а региону – повышенное внимание со стороны Центра.

Командование ВС Эфиопии подтвердило, что армия проводит масштабные противоповстанческие операции на востоке страны против сил Национально-освободительного фронта Огадена (НОФО). Основу населения Огадена составляют сомалийцы. Сообщается, что огаденских повстанцев поддерживает группировка Союз исламских судов, чья власть в Сомали была свергнута эфиопской армией в декабре 2006 г. Зарубежные эксперты считают, что силам НОФО помогает и Эритрея.

В Йемене после теракта в отношении иностранных туристов, совершенного в провинции Маариб, власти проводят массовые аресты лиц, подозреваемых в связях с террористами. Йеменское правительство также обратилось в Совет Безопасности ООН за помощью в борьбе с терроризмом.

Приложение

О военно-техническом сотрудничестве Алжира с зарубежными странами

Отсутствие в Алжире необходимой научно-технической базы и развитой военной промышленности ставит страну на длительную перспективу в зависимость от поставок вооружений из-за рубежа. До начала 90-х гг. основным партнером АНДР в сфере ВТС, главным поставщиком оружия был Советский Союз. Национальная народная армия (ННА) Алжира со времени своего создания строилась по советским образцам, а большинство военных кадров готовилось с помощью СССР. Военные поставки осуществлялись также из Чехословакии, Китая и Великобритании, Франции и ФРГ.

Обострение внутриполитической обстановки в стране в первой половине 90-х гг., масштабное вооруженное противоборство правительства с радикальными исламистами отодвинули на второй план вопросы развития национальных ВС, привели к снижению объемов военных закупок за рубежом. В этот период в связи с вооруженным конфликтом в АНДР некоторые страны Запада ввели ограничения на поставки Алжиру оружия и техники двойного назначения. Однако во второй половине 90-х гг. по мере стабилизации внутриполитической обстановки руководство АНДР стало уделять больше внимания проблемам развития ННА, повышения ее боевой мощи. Увеличились военные расходы, в т. ч. средства на импорт боевой и вспомогательной техники. Так, в 1995-1998 гг. партии вооружения и военной техники (В и ВТ) для сухопутных войск, ВВС и ПВО закупались в Словакии, Египте, Франции, США, Белоруссии, Украине, Чехии и ЮАР. Одновременно устанавливаются официальные контакты АНДР с НАТО по военной линии: начались поставки военной техники, росло число алжирских военнослужащих, направлявшихся на учебу в страны Запада, происходил активный обмен визитами военных делегаций и деловыми заходами военных кораблей, проводятся первые совместные учения ВМС. С 1998 г. в Брюсселе при штаб-квартире НАТО действует алжирское бюро по связям. Заметное развитие в эти годы получили и ВТС с Россией. В 1999 г. было подписано российско-алжирское соглашение о военно-техническом сотрудничестве, а в 2001 г. — соглашение о сотрудничестве между военными ведомствами двух стран. Всего с 1993 по 2000 г. Алжир закупил в России военной продукции на сумму 1,3 млрд долл. В российских военно-учебных заведениях готовились кадры для ННА.

В настоящее время руководство Алжира в сфере военно-технического сотрудничества придерживается курса на диверсификацию источников приобретения В и ВТ. АНДР уверенно занимает первое место среди стран Магриба по объемам военных закупок за рубежом.

Учитывая, что до настоящего времени большая часть вооружения ННА представлена советскими (российскими) образцами, наша страна продолжает занимать ведущие позиции на алжирском военном рынке, и имеет здесь неплохие перспективы на будущее.

С РФ в 2005 г. достигнута договоренность о модернизации 300 БМП-2 до уровня БМП-2М. В 2000-2006 гг. ВВС АНДР получили из России 22 бомбардировщика Су-24МК и 42 транспортно-боевых вертолетов Ми-171Ш. Для ВМС закуплены 96 ПКР ЗМ-60 «Уран» Х-35 и 24 противолодочные торпеды. В 2002-2003 гг. российскими специалистами проведены работы по созданию в Алжире ремонтной базы и центров сервисного обслуживания ранее поставленной из нашей страны техники.

В начале 2006 г. Алжир подписал с Россией пакет соглашений на поставку различных видов В и ВТ на сумму ок. 7,5 млрд долл. Так, для сухопутных войск закупаются танки Т-90С (190 ед.), а на местных предприятиях проведут модернизацию имеющихся в ННА танков Т-72. К Т-90С российская сторона поставит боеприпасы и запчасти, окажет содействие в обучении алжирского личного состава. Первые 30 Т-90 поставлены ННА в 2006 г. Алжир также подал заявку на закупку до 24 ЗРПК «Тунгуска-М1», ПТРК «Корнет-Э» и «Метис М-1». Соглашение по линии ВВС включает две программы: закупку истребителей Су-30МКА (до 28 единиц, модифицированных с учетом требований ВВС ННА), закупку по схеме trade in (обмен 1 на 1) самолетов МиГ-29СМТ (36 единиц) с опционом на поставку еще 30 машин, приобретение 16 учебно-боевых самолетов Як-130. Будут поставлены ракеты «воздух-воздух» Р-73Э и РВА-АЭ и «воздух-земля» Х-31. Возможна модернизация истребителей МиГ-21 по программе МиГ-21-93. Первые 4 МиГ-29 поставлены в 2006 г. Сообщалось, что в выполнении российского заказа по самолетам МиГ-29 и Су-30 примут участие некоторые западноевропейские фирмы, которые будут заниматься бортовым радиоэлектронным оборудованием. Для войск ПВО закупят ЗРС С-300ПМУ-2 «Фаворит» (8 зрдн). Алжир намерен подписать с РФ контракт на приобретение двух малых ракетных кораблей, оснащенных ПКР «Уран», пяти боевых катеров, будут модернизированы нескольких надводных кораблей и подводных лодок. В РФ построят две подводные лодки пр.636.

По информации СМИ, ведутся переговоры о новом алжирском пакете военных закупок в России, в частности, самолетов Су-30 и МиГ-29, боевых вертолетов Ми-28Н, ЗРК ближнего действия «Панцирь-1С», танков Т-90С. Общая сумма сделки может составить ок. 7 млрд долл. Россия также приглашена участвовать в тендере по совместному строительству и поставке фрегатов, оснащенных вертолетами.

В последние годы позиция ведущих стран Запада в отношении военно-технического сотрудничества с Алжиром претерпела изменения. В первую очередь, это относится к Франции. В 2004 г. АНДР и Франция подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве, которое предполагает проведение совместных учений ВС двух стран, поставки В и ВТ, подготовку кадров для ННА. Готовится межправительственное соглашение в области обороны. В 2004 г. проведено совместное учение ВМС АНДР и Франции с боевыми пусками ракет и артиллерийскими стрельбами. Намечено провести серию аналогичных учений. Расширяется французское содействие в подготовки кадров для алжирской армии. Алжир изучает возможность закупки во Франции танков «Леклерк» и истребителей «Рафаль». В Италии проходят подготовку офицеры спецназа и разведки. Между двумя странами налажен обмен информацией о деятельности экстремистских организаций. В 2003 г. проведено совместное учение ВМС АНДР и Италии на котором отрабатывались способы поражения надводных и воздушных целей, совместного маневрирования кораблей, пресечения нелегальной эмиграции морем, оказания помощи терпящим бедствие судам. Великобритания в 2003 г. отменила эмбарго на военные поставки Алжиру. В 2004 г. подписан контракт с Испанией (130 млн евро) на приобретение шести военно-транспортных самолетов Е-295, которые также можно будет использовать для патрулирования и противолодочной обороны. В Турции приобретаются бронетранспортеры типа «Скорпион» (всего должно быть поставлено 700 машин).

Расширяется практика направления на учебу в США алжирских военных. Между флотами двух государств действует программа «обменов и сотрудничества». Алжир рассчитывает на помощь США в деле реорганизации ННА в полностью профессиональную армию. Во время визита в Вашингтон в 2001 г. президент АНДР А. Бутефлика заявил о желании его страны более широко ориентироваться на приобретение В и ВТ американского производства, однако американцы не идут пока на полную отмену эмбарго на военные поставки АНДР. В 2003-2004 гг. США поставили Алжиру для борьбы с бандформированиями исламистов приборы ночного видения и снимки с ИСЗ. Американские военные оказывают содействие ННА в борьбе с бандформированиями исламистов в пустынных районах Сахары, участвуют в обучении алжирских спецназовцев. На территории АНДР действовали спецподразделения ВС США. Стороны обмениваются информацией о деятельности террористических организаций. Вместе с тем, в Алжире считают, что широкое сотрудничество с США в борьбе с терроризмом вовсе не означает, что американцы могут получить военные базы на территории страны. АНДР также отказалась взаимодействовать с Соединенными Штатами в рамках создаваемого Вашингтоном Африканского командования ВС США.

Происходит расширение контактов Алжира с НАТО. В 2000 г. А. Бутефлика посетил штаб-квартиру НАТО в Брюсселе – это было первое ее посещение главой арабского государства. Неоднократно посещали штаб-квартиру альянса высшие руководители ННА. Налаживается взаимодействие с НАТО по вопросам борьбы с терроризмом. Эксперты альянса привлекаются к разработке программ модернизации алжирских ВС. В АНДР считают, что «участие в диалоге с самой большой военной организацией мира предоставляет Алжиру возможность разработать и принять новую национальную стратегию безопасности и обороны».

В настоящее время Алжир поддерживает также военные связи с ЮАР, Белоруссией, Украиной, Румынией, Болгарией, Египтом, Тунисом и некоторыми другими странами.

52.28MB | MySQL:103 | 0,501sec