О проблемных моментах программы перевооружения армейской авиации ВС Пакистана

Американский аспект

Как известно, пакистанские военные в рамках выполнения программы поддержания боевой готовности подразделений армейской авиации (АА) рассчитывали приобрести 15 ударных вертолетов АН-1Z у американской компании Bell Helicopters в рамках программы военно-финансовой помощи, которую обеспечивал официальный Вашингтон на протяжении последних 30 лет.

Благодаря устойчивым контактам между Вашингтоном и Исламабадом на вооружение подразделений армейской авиации ВС Пакистана поступило 48 ударных вертолетов AH-1F/S, которые на момент получения были достаточно современными, однако за 30 лет эксплуатации данные машины исчерпали свой ресурс и бортовое радиоэлектронное оборудование уже не отвечает требованиям современных вооруженных конфликтов и операций в сложной горной местности.

Китайские обозреватели отмечают, что предприятия оборонно-промышленного комплекса Пакистана не располагают соответствующей инструментальной базой и квалифицированными специалистами для самостоятельного проведения капитального ремонта американских вертолетов с заменой наиболее проблемных частей фюзеляжа, двигателей и узлов трансмиссии.

Как было отмечено выше пакистанские военные до вступления Д.Трампа в должность президента США рассчитывали на плавную реализацию контракта на поставку 15 вертолетов и на дополнительный опцион на 9 ударных машин. В комплекте с 24 ударными вертолетами AH-1Z была запланирована поставка 1000 противотанковых управляемых ракет AGM-114 Hellfire, а также неустановленное количество неуправляемых авиационных ракет калибра 70 мм.

Выбор указанной модели вертолета был обусловлен его высокой маневренностью, что чрезвычайно важно в горных условиях для борьбы, как с наземными бронированными целями – основными боевыми танками Т-72 и Т-90 СВ ВС Индии, так и воздушными – ударными и транспортными вертолетами АА ВС Индии. Вторая задача не характерна для экипажей ударных вертолетов, которые были разработаны именно для уничтожения бронетанковых подразделений. Кроме того, пакистанские военные выбрали AH-1Z, поскольку технические специалисты знакомы с компоновочной схемой ударной машины и приобрели значительный опыт в обслуживании и мелком ремонте AH-1F/S за прошедшие 30 лет.

Как известно, ВС Пакистана успели получить только 3 вертолета AH-1Z, тогда как поставка остальных 12 машин была приостановлена по решению Белого дома. По данным китайских специалистов, на протяжении последних трех лет вертолеты находились на хранении в одном из ангаров компании Bell Helicopters на военной базе Patuxent River. Однако, в конце июля и начале августа 2019 г. пилоты компании производителя выполнили несколько перелетов из Patuxent River на 309-ю базу ремонта и восстановления Davis Monthan (по оценкам американских специалистов это крупнейшее «кладбище» авиационной военной техники в мире – размещено 4400 летательных аппаратов) и успешно переместили вертолеты, предназначенные для поставки в АА ВС Пакистана (бортовые номера 786-061, 062, 063, 064, 065, 067, 068,  069, 070, 071,072). Данные винтокрылые машины успешно законсервированы для дальнейшего долгосрочного хранения.

Источники на сборочном предприятии Bell Helicopters сообщают, что у пакистанских военных практически не было возможности получить заказанные вертолеты после того, как президент США прекратил действие программы военно-финансовой поддержки Исламабада.

Следует отметить, что именно на территории базы Davis Monthan на хранении находится 48 истребителей F-16 A/B, которые были предназначены для поставки ВВС Пакистана в рамках третьего этапа программы Peace Gate. В рамках первого и второго этапов данной программы ВВС Пакистана получили 78 истребителей F-16A/B, которые были вынуждены модифицировать при содействии турецких специалистов.

В данном аспекте отметим, что после визита премьер-министра Имран Хана в Вашингтон именно президент США Д.Трамп подписал контракт на сумму 125 млн долл. США, согласно которого технические специалисты американской компании «Booz Allen Hamilton (известная подрядная организация МО, ЦРУ и АНБ США) провели проверку состояния фюзеляжей и двигателей истребителей F-16A/B ВВС Пакистана и подтвердили возможность модернизации данных боевых самолетов до модификации F-16C/D.

Компания Lockheed-Martin сообщила, что готова в кратчайшие сроки провести весь комплекс работ, однако вопрос финансирования модернизации такого количества боевых самолетов остается открытым, поскольку у официального Исламабада просто нет средств в военном бюджете.

 

Российский и турецкие аспекты

Именно жесткие решения Президента США в отношении официального Исламабада привели к тому, что ВС Пакистана вынуждены были приобрести в качестве «пробы пера» 4 тяжелых ударных вертолета Ми-35 у России, а в последствии объявить тендер на закупку 30 легких ударных вертолетов с опционов на 18 дополнительных машин. Как известно в данном тендере приняли участие турецкие и китайские производители. Турецкая компания TAI представила вертолет Т-129 «Атак», а китайское авиастроительное предприятие приняло участие в тендере с собственной разработкой под обозначением WZ-10.

По результатам испытаний в Пакистане официальный Исламабад выбрал продукт ОПК Турции, даже с учетом того, что стоимость Т-129 «Атак» составляет 30 млн долл. США, а WZ-10 всего 20 млн долл. США, т.е на 30% дешевле. По данным китайских источников, общая стоимость контракта на поставку 30 вертолетов Т-129 «Атак», учебно-тренировочного комплекса, а также комплекта боеприпасов и сменно-запасных частей составляет 1,5 млрд долл. США.

Вполне вероятно, что часть данной суммы пакистанская сторона выплатит в натуральном выражении – поставки продукции сельского хозяйства и т.д.

Следует отметить, что решения президента США повлияли как на контракт между ВС Пакистана и «Bell Helicopters», так и на пакистано-турецкий контракт. По решению Д.Трампа предприятия ОПК США прекратили поставки сменно-запасных частей и комплектующих для турецких подрядчиков и заказчиков. Также, к санкциям против ОПК Турции присоединилась британская компания Rolls-Royce, которая является поставщиком двигателей CTS-800-4A для вертолетов Т-129 «Атак».

По данным китайских источников, цех, в котором производится сборка рассматриваемых вертолетов, полностью прекратил работу, а сотрудники направлены в бессрочные отпуска.

Китайские специалисты отмечают, что у компании TAI практически нет возможности продолжить программу производства Т-129 «Атак» без двигателей CTS 800-4A, поскольку это единственная силовая установка, которую можно разместить в компактном фюзеляже легкого ударного вертолета с максимальным взлетным весом 6000 кг. В современных условиях, даже российские предприятия не располагают разработками двигателей соответствующих размеров, массы и мощности. По оценкам китайских аналитиков, даже при условии интенсивной работы турецких и российских специалистов двигатель аналогичный CTS800-4A может быть создан не ранее чем через три года.

В дополнение к этому китайские специалисты отмечают, что в современных условиях российским производителям ударных вертолетов необходимо провести соответствующую работу и предложить ВС Пакистана контракт на 5 вертолетов Ми-35, что позволит пакистанским военным сформировать полноценную эскадрилью из таких машин.

Подводя итог вышесказанному отметим, что в современных условиях только ОПК КНР в состоянии поставить в подразделения АА ВС Пакистана необходимое количество новых ударных вертолетов, а именно модифицированную версию – WZ-10ME. По данным китайских источников, конструкторы учли пожелания пакистанских военных и оснастили вертолет устройствами для предотвращения попадания песка и пыли в двигатель, выхлопные коллекторы были развернуты вверх для снижения тепловой заметности вертолета.

Кроме того, калибр автоматической пушки был уменьшен до 20 мм. из расчета применения стандартных боеприпасов НАТО. Также были установлены дополнительные графеновые бронелисты на кабину пилотов. Китайские производители всерьез рассчитывают, что через два года официальный Исламабад расторгнет контракт с турецкой TAI и приобретет партию WZ-10ME.

52.23MB | MySQL:103 | 0,483sec