О проблеме обеспечения прозрачности выборов в Кнессет

В начале текущей недели Центральная избирательная комиссия Израиля задумалась над вопросом обеспечения прозрачности и честности на предстоящем 17 сентября голосовании. Для этого было объявлено о формировании подразделения инспекторов-наблюдателей. Информация о том, какое количество сотрудников планируется нанять, ЦИКом представлена не была. Однако им, как ожидается, придется посетить от половины до 2/3 всех избирательных участков страны, которых зарегистрировано более 10 тысяч. Особенно важны в этом решении два аспекта: поручение формирования нового подразделения частной организации и то, что критерии для приема на работу фактически исключают возможность стать таким инспектором для арабов и ультраортодоксов.

По первоначальным критериям, обязательным условием для найма должна была стать служба в ЦАХАЛе, что автоматически исключает две эти категории населения. В дальнейшем из-за возражений общественности и политических партий, представляющих арабский и ультраортодоксальный сектор, требования несколько смягчились и стали включать в себя обязательное выполнение одной из следующих опций: служба в ЦАХАЛе, полиции (не менее 18 месяцев), воинская служба в другой стране при наличие подтверждающих документов, а также только в том случае, если государство является дружественным в отношении Израиля, разрешение на работу в качестве охранника, которое выдается полицией.

Официальной причиной, по которой была предложена первоначальная формулировка, довольно проста и заключается в том,  что наймом занимается частная организация, которая предъявила условие, вполне обычное для охранных структур. Однако любопытно то, что при рассмотрении всех организационных моментов, предшествующих сентябрьским выборам, обращает на себя внимание один факт – только эти инспекторы, а не партии или представители избирательных комиссий получат право вести съемку на избирательных участках в том случае, если есть подозрения о совершении нарушений.

Ранее Б.Нетаньяху активно бился за то, чтобы и политические партии были наделены такими полномочиями, в то время как его оппоненты говорили, что таким образом он будет подрывать голосование именно среди израильских арабов. Впрочем, критика главу правительства не останавливает. Во вторник он сообщил, что Ликуд на следующей неделе планирует созыв специального заседания Кнессета для принятия закона, позволяющего обойти запрет ЦИК. Более того, партия заявляет, что уже заручилась необходимым большинством голосов парламентариев, включая представителей НДИ. Еще одной прорабатываемой возможностью является обращение в Верховный суд.

Косвенно о том, что эти процессы могут быть связаны, говорит реакция партий, выражающих интересы ортодоксального сектора и арабов. Так, представитель «Еврейства Торы» У.Маклев посетовал, что выдвижение новых несостоятельных критериев лишь подтверждает дискриминационный характер меры. М.Арбель из ШАС сообщил: «нет никакой связи между военной службой и способностью контролировать прозрачность выборов». Выглядит это как некое ритуальное действие, которое на интересах, а особенно льготах общины не отразиться, а значит, принципиальным вопрос не станет. Да и вряд ли эта категория населения массово будет штурмовать ту частную фирму, дабы стать инспекторами. Наконец, мера была предложена председателем ЦИКа Х.Мельцером в ответ на запрет камер со стороны юридического советника правительства, усомнившегося в законности такой процедуры. В этой связи мера для Ликуда не так и фатальна, а ультраортодоксальные партии, в свою очередь, это ресурс для Б.Нетаньяху при формировании будущего правительства, а значит преуменьшать их голоса не выгодно.

Возмущению арабов, наоборот, пределов не было. И здесь стоит обратить внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, для того, чтобы не повторить прошлый антирекорд явки в арабском секторе (49%), зафиксированный в апреле, стартовало движение «Коалиция 17/9». Над названием её создатели долго не думали, выбрав дату предстоящих выборов. Учитывая, что их целью является массовая агитация израильских арабов для увеличения голосующих на 20%, такой ход более чем оправдан. При этом важно, что одной из причин арабского абсентеизма многие считают именно камеры, которые использовал Ликуд в апреле. Такой вывод был сделан, как утверждают СМИ, на основании записи в фейсбуке некого активиста партии, который похвастался, что эта система хорошо работает для снижения активности арабов.

Во-вторых, наиболее активно за осуждение этой меры взялись А.Тиби и У.Саади, а не лидер Объединенного арабского списка А.Уде. Соответственно, вновь возникает ощущение отсутствия единства во фракции, особенно после раскритикованного ее челнами заявления А.Уде о возможности участия в левоцентристском правительстве. Более того, активное включение в дискуссию на эту тему дает им возможность сгладить последствия того самого заявления лидера блока, поскольку снова показывает, что израильские арабы, как и положено, не доверяют выборной системе и главным образом действующей власти.

В целом, по мере приближения к выборам, избирательные кампании все больше напоминают позиционную войну, поскольку программы сторон известны еще с периода подготовки к апрельскому раунду, а главной целью является истощение электорального потенциала противников с тем, чтобы получить хотя бы несколько дополнительных голосов, которые могут перерасти в решающий мандат. При этом голоса арабов, судя опять таки по комментариям политиков, интересны и левым неарабским партиям, таким как блок «Демократический лагерь», правдам им до масштабов Ликуд далеко, а отстаиванием прав меньшинств они рискуют приблизиться к электоральному барьеру.

52.2MB | MySQL:103 | 0,602sec