Иракский Курдистан: о бюджетном соглашении с центром на 2020 год и компании по ревизии пенсий и зарплат в госсекторе

27 августа, источник в Патриотическом союзе Курдистана (ПСК) распространили сообщение, что в рамках параметров бюджета 2020 года, региональное правительство Иракского Курдистана будет передавать федеральному правительству в Багдаде средства, эквивалентные выручке от продажи 250 000 баррелей нефти в сутки. Либо равнозначное количество нефти, если на то, будут технические возможности.

Депутат от ПСК П.Адель рассказал в заявлении для прессы, что бюджет 2020 года будет включать в себя «хорошее соглашение между правительствами центра и региона о нефти и зарплатах».

Он добавил, что «делегации, принимавшие участие в переговорах между Багдадом и Эрбилем «добились хороших результатов по спорным вопросам», отметив, что «бюджет на 2020 год будет включать в себя соглашение между центральным правительством Багдада и регионом о нефти и зарплатах в рамках передачи в распоряжение федерального центра эквивалента 250 тысяч баррелей нефти в сутки».

Депутат пояснил, что «это соглашение будет действовать в обмен на отправку бюджетных траншей центральным правительством в регион, что будет обсуждаться делегацией региона, которая вскоре посетит Багдад».

Таким образом, на будущий год принципиальная схема бюджетных расчетов между Багдадом и Эрбилем останется неизменной. И, видимо, сохранит все, присущие ей, недостатки, главным из которых является наличие значительного объема неучтенной в расчетах нефти, покидающей курдскую автономию во всех направлениях, кроме южного, подконтрольного государственной нефтяной маркетинговой компании SОМО. Кроме того, если речь пойдет о расчетах в деньгах, в нефтяных расчетах всегда присутствуют дисконты и комиссионные проценты, поэтому окончательная цена будет оставаться непрозрачной. Не говоря уже о том, что в распоряжении Эрбиля будет оставаться порядка 100 тысяч баррелей, хоть и остающихся вне расчета, но, тем не менее, являющихся постоянным фактором для апелляций при неизбежных разночтениях.

Сама нефтяная маркетинговая компания SОМО, во вторник заявила, что основными покупателями иракской нефти в течение июля были индийские, а затем и китайские нефтяные компании.

В статистике, опубликованной на официальном сайте компании, указывается, что «индийские компании лидировали среди других международных компаний, покупавших иракскую нефть в течение июля: их было 8 компаний из 32».

Китайские компании заняли среди покупателей второе место (7 компаний), за ними  следуют 3 американские компании, а остальные были представлены Великобританией, Италией, Египтом, Турцией, Испанией, Россией, Грецией, Японией и Малайзией.

В SОМО так прокомментировали такую разбивку покупателей: в целом, продажи иракской нефти зависят от основных критериев заключения контрактов с крупными международными нефтяными компаниями и вертикально интегрированными средними или крупными холдингами, отметив, что «наиболее выдающимися мировыми компаниями, покупающими иракскую нефть, являются итальянская компания Eni, британская компания BP, China Oil Company и Exxon Mobil и российская «Газпром нефть»».

Технически, вся нефть, направляемая в Индию или Китай, экспортируется через порты Басры, куда в нынешних условиях, курдской нефти попасть затруднительно. Да и емкости хранилищ в Джейхане не безразмерны. Следовательно, расчеты, то и дело, будут чисто цифровыми и мало поддающимися ревизиям и выверкам, что неизбежно будет порождать подозрения и создавать почву для претензий. За примерами ходить далеко не надо.

Член комитета по финансам парламента Иракского Курдистана Шерко Джавджат заявил, что Министерство природных ресурсов не передает в Управление финансового надзора сведений о заключении нефтяных контрактов или любых других контрактов. В заявлении для прессы Ш.Джавджат пояснил, что глава бюро аудита Управления финансового надзора  рассказал ему, что бюро «не знает, как, куда и кому продавалась нефть в течение последних 13 (!) лет, потому что Министерство природных ресурсов не представило бюро никаких контрактов на нефть».

Ш.Джавджат также отметил, что в течение пяти лет работа Управления финансового надзора в некоторых министерствах, фактически парализована, и оно не может ничего контролировать, в том числе и из-за непрозрачности и несогласованности бюджетных параметров. С другой стороны, перманентный финансовый кризис в регионе «нивелировал способность Совета по финансовому надзору следить за экспортом и доходами, поэтому отчет Совета за 2016–2017 годы был отложен и его планируется направить в парламент Курдистана в начале следующего месяца».

Нетрудно представить себе, если собственные финансовые надзорные органы в Иракском Курдистане, годами не могут разобраться с продажей нефти, то, что говорить о Багдаде, который, к тому же, сам, зачастую, не выполняет взятые на себя обязательства.

Поэтому мы возьмем на себя смелость отнести оптимизм представителей ПСК в этом вопросе к категориям политическим, имджевым, к каким угодно, только не к экономическим.

Парламент Иракского Курдистана в эти дни начинает свою вторую законодательную сессию с обсуждения закона о реформе пенсионного обеспечения и привилегий специальных классов в автономии, который, как рассчитывается, после его одобрения, «вернет огромные суммы в казну регионального правительства Курдистана».

Обсуждение закона происходит в рамках соглашения о правительственной программе, подписанной между всеми партиями и политическими силами, участвующими в правительстве региона (ДПК, ПСК, Движение за перемены, «Горран»), с тем, чтобы начать реальные административные и финансовые реформы в учреждениях и институтах регионального правительства, которые обвиняются в коррупции и кумовстве, а также в росте инфляции. Проблема состоит в огромных штатах и в предоставлении больших привилегий и пенсий отставным чиновникам по специальным категориям.

Заместитель председателя комитета по финансам и экономике в парламенте Иракского Курдистана, Хифдар Ахмед заявил, что внесение поправок и принятие закона обеспечат только за один год, возврат в казну регионального правительства Курдистана 1 трлн 800 млн динаров.

Парламент автономии утвердил в рамках реформ, объявленных региональным правительством Курдистана, законопроект, предусматривающий проведение реформы заработной платы пенсионеров всех категорий и сокращение пособий пенсионеров специальных классов на 50%, начиная с постов президента и вице-президента, премьер-министра и заместителей, министров и членов парламента и судей.

Предыдущий закон предусматривал повышение заработной платы пенсионеров, чьи зарплаты составляют менее 300 тысяч динаров в месяц, и выделение им 400 тысяч динаров в качестве минимальной пенсии.

Х.Ахмед добавил, что большинство блоков в парламенте Иракского Курдистана согласны с необходимостью внести поправки в предыдущий закон и изменить его в интересах граждан и пенсионеров, отметив, что коррупция в регионе была «продуманной и систематической», и что борьба с ней требует усилий и сотрудничества всех политических сил в региональном парламенте.

Наиболее сложными и запутанными категориями, которые необходимо рассмотреть, являются денежное довольствие «Пешмерга» и финансовые счета ДПК и ПСК.

Ежемесячно правительство региона тратит 881 млрд динаров на зарплату, почти 1 млн 205 тыс. сотрудников, в том числе, 268 тысяч действующих военнослужащих,  246 500 военнослужащих в отставке и гражданских лиц.

При этом, выборочный опрос на полиграфе 86 тысяч сотрудников показал, что они получают две зарплаты и более, чего нет ни в одной стране «с реальными государственными институтами».

Только сокращение дополнительной заработной платы на 86 тысяч ставок, обеспечит возврат в казну региона 34 млрд динаров в месяц.

52.25MB | MySQL:103 | 0,494sec