О военно-политических последствиях эскалации напряженности на израильско-ливанской границе

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 3 сентября с.г. на еженедельном заседании правительства заявил, что несмотря на напряженную обстановку в последние несколько дней, все нужные цели были достигнуты. Речь идет об эскалации напряженности на северной границе Израиля 1 сентября этого года, когда ливанская проиранская шиитская организация «Хизбалла» противотанковыми ракетами обстреляла израильскую территорию в районе поселка Авивим, никто из израильтян не пострадал по счастливой случайности. В Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) началось расследование. Военные заявили, что это нападение нанесло некоторый материальный ущерб. При этом выяснилось, что первоначальные заявления армейской пресс-службы не в полной мере соответствовали действительности.

Согласно уточненной информации, «Хизбалла» выпустила 3-4 ракеты ПТРК «Корнет» по израильскому военному джипу. Первая из них чуть не попала в автомобиль, после чего водителю удалось совершить несколько маневров и спасти находившихся в нем солдат. В ответ израильская армия выпустила более сотни снарядов по целям на территории Ливана. Ливанские СМИ сообщили, что израильская артиллерия обстреляла район населенного пункта Марун ар-Рас на юге страны.

Атака в Авивим, по словам лидера «Хизбаллы» шейха Хасана Насраллы, «прорвала крупнейшую красную линию за последние десять лет». Он указал на то, что впервые солдаты ЦАХАЛа были атакованы не на оспариваемых территориях Ферм Шебаа, а в пределах «Зеленой линии» – границ Израиля от 1948 года[i].

Боевые действия на израильско-ливанской границе закончились через несколько часов. По словам Б.Нетаньяху, «у нас было несколько напряженных дней на многих фронтах. Мы могли бы начать эту неделю совершенно по-другому, но мы действовали напористо и осмотрительно и достигли всех наших целей».

Он также заявил о намерении провести еще одну трехстороннюю встречу с высокопоставленными правительственными чиновниками из Израиля, США и России, которая должна так же пройти в Иерусалиме. Главы советов безопасности трех стран впервые в таком формате встретились в Иерусалиме в июне 2019 года. Израильский премьер-министр испытывает необходимость еще раз обсудить военное присутствие Ирана в Сирии. «Мы продолжим предпринимать любые меры: политические, разведывательные, военные для достижения поставленных целей», – заявил он.

Как сказал Б.Нетаньяху, «я поставил перед ЦАХАЛом и силами безопасности три ключевые задачи в следующем порядке: прежде всего, остановить и предотвратить получение Ираном ядерного оружия. Во-вторых, не дать Ирану поставлять нашим врагам и его сателлитам, таким как «Хизбалла» и другим, точное оружие, которое бы представляло для нас опасность. И, в-третьих, не дать Ирану и его приспешникам закрепиться на нашей границе. Мы работаем над достижением всех этих целей, отчасти открыто, но иногда – в режиме секретности. Мы полны решимости обеспечить безопасность Израиля»[ii].

Согласно израильской газете Haaretz, высокопоставленный источник в службе безопасности Израиля сообщил, что премьер-министр Б.Нетаньяху, который также является министром обороны, еще пять месяцев назад распорядился пересмотреть приоритеты в отношении угроз, стоящих перед Израилем, по разведывательной оценке обстановки за 2019 год. На протяжении последних нескольких лет иранская ядерная угроза занимала первое место в списке, за которым следовало закрепление Ирана в Сирии и регионе в целом. На третьем месте стояла «Хизбалла», которая усиливается и повышает точность управляемых ракет.

Сейчас «рейтинг» угроз претерпел изменение: ракетный проект «Хизбаллы» занял второе место, а усиление влияния Ирана в регионе – третье. Израиль не может позволить ливанской шиитской организации иметь ракеты повышенной точности. Как сказал источник, «хотя иранская ядерная [программа] остается нашим главным приоритетом, программа обеспечения «Хизбаллы» точными ракетами стала серьезной угрозой, и мы не можем допустить ее дальнейшего развития». По его словам, в Ливане Израиль хочет изменить «уравнение, чтобы оно способствовало достижению [израильских] целей в отношении угроз, и мы тщательно решаем эти вопросы».

Таким образом, политическое руководство Израиля поручило органам безопасности пересмотреть оценки угроз и обратить внимание на «Хизбаллу», и в частности на ее программу точных ракет. «Мы действуем не по прихоти. Это часть целой стратегии для достижения целей, которые мы ставим перед собой», – сказал источник в службе безопасности.

Согласно СМИ, в израильских силовых структурах говорят, что «Израиль подвергся нападению из Сирии и Ирака, а также, согласно зарубежным сообщениям, из Ливана». На каждом фронте предпринимаются политические и оперативные усилия, о которых общественность мало что знает или вообще ничего не знает. Что касается закрепления Ирана в Сирии, последние события указывают на то, что иранцы испытывают трудности, поэтому сейчас они действуют с территории Ирака, Йемена и других стран. «Мы не заинтересованы в действиях, которые приведут нас к ненужной войне», – говорит источник. «Мы работаем по нескольким направлениям, некоторые из которых широкой общественности не известны». Также было передано сообщение для «Хизбаллы»: «Мы готовы к любому сценарию, который может возникнуть».

По словам цитируемого в израильских СМИ высокопоставленного сотрудника спецслужб, шейх Насралла через премьер-министра Ливана Саада Харири передал послание США, Франции и Египту, которые, в свою очередь, должны были донести до Израиля, что «Хизбалла» не хочет войны и просит избежать столкновения. По словам источника, Насралла «хотел с честью выйти из этого положения. Но если бы он продолжил обстрелы, то он знал, что его ожидало. Знал это и премьер-министр Харири. Мы [Израиль] готовы были вступить в большую войну»[iii].

Что касается отношений между США и Ираном, по словам высокопоставленного чиновника, в Израиле ожидают, что Тегеран и Вашингтон возобновят переговоры о ядерной сделке и санкциях, которые американцы ввели против режима аятолл после выхода из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, от 2015 года). «У американцев нет иллюзий по поводу Ирана», – цитируют в СМИ источник. Он допустил, что «вероятно, начнется диалог между сторонами, но он будет вестись иначе, чем предыдущие переговоры с Ираном», и напомнил, что у Израиля прекрасное военно-политическое партнерство с США.

По словам того же источника, Россия не имеет ничего общего с боевыми действиями на северной границе Израиля 1 сентября, и в Москве получали информацию о происходящем в режиме реального времени. В Израиле больше обеспокоены рядом западноевропейских лидеров, которые хотят возобновить диалог с Тегераном и вернуться к ядерному соглашению. По мнению источника, «встреча [президента Франции Эммануэля] Макрона с ведущими иранцами была неправильной, когда в то же время Иран напал на Израиль и пытался осуществить теракты с помощью беспилотников».

По мнению Йони Бен-Менахема, аналитика Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem center for public affairs, JCPA), лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла смог достичь лишь небольшой части тех целей, которые он сам для себя поставил после того, как Израиль совершил атаки в Сирии и Ливане. Раунд боевых действий 1 сентября закончился без эскалации, которая привела бы к войне, но главная цель Израиля по-прежнему состоит в том, чтобы как можно скорее уничтожить ракетный проект в Ливане[iv].

Начальник Генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави 1 сентября, после обстрела израильской территории, призвал генерал-майора Стефано Дель Кола, главу Временных сил ООН в Ливане (ВСООНЛ), и правительство Ливана принять меры против проекта «Хизбаллы» по созданию высокоточных ракет, дав понять, что иначе это сделает Израиль. «Мы не допустим причинения вреда нашим гражданам или нашим солдатам, и мы не примем проект высокоточных ракет «Хизбаллы» на ливанской земле», – сказал А.Кохави. По его словам, «государство Ливан и ВСООНЛ должны положить конец иранскому высокоточному ракетному проекту «Хизбаллы» в Ливане и полностью выполнить резолюцию 1701 СБ ООН», принятую в конце Второй ливанской войны 2006 года. В этой резолюции содержится призыв к выводу всех вооруженных формирований, помимо ливанских военных, из Южного Ливана (в районе к югу от реки Литани). «Нынешнее положение дел – это не то, с чем мы можем согласиться», – сказал он[v].

На данном этапе очередной раунд столкновений между Израилем и «Хизбаллой» закончился, но израильская армия сохраняет высокую боевую готовность на северной границе. То, что израильским военным удалось выйти из этой конфронтации без потерь (по крайней мере, согласно официальным заявлениям), Йони Бен-Менахем называет оперативным и разведывательным успехом. Однако эксперт призывает помнить о том, что Израиль находится только в начале долгой кампании против Ирана и подконтрольных ему сил, и что еврейское государство по-прежнему сталкивается с серьезными проблемами безопасности.

По мнению израильского эксперта, генеральный секретарь «Хизбаллы» Хасан Насралла выполнил лишь некоторые из своих обещаний, которые он дал ливанской общественности. Он постарался сдержать свое слово и ответил военными действиями против Израиля с ливанской территории, но в то же время, он не ударил «вглубь израильской территории», как обещал в своей речи. К тому же тот факт, что действия «Хизбаллы» не привели к гибели или ранениям с израильской стороны в результате обстрела, расценивается как провал Х.Насраллы. Он пошел на «соразмерный» ответ Израилю, что ранее, в январе 2015 года, его организация уже успешно опробовала. Четыре года назад оперативники «Хизбаллы» выпустили противотанковую ракету по патрульным машинам ЦАХАЛ на горе Дов на израильско-ливанской границе, убив израильского офицера и солдата[vi]. На этот раз «пропорциональный» ответ шейха Насраллы заключался в мести Израилю за атаки в Сирии, в результате которых погибли два члена «Хизбаллы». Одновременно стояла задача избежать третьей ливанской или региональной войны. В сложившейся ситуации Х.Насралла может инициировать дальнейшие действия против Израиля, к тому же не стоит забывать об угрозе в лице иранского генерала Касема Сулеймани, который стремится отомстить Израилю за его действия в Сирии.

В Израиле считают очевидным, что шейх Х.Насралла лгал, заявляя в своем последнем по времени выступлении, что у него нет завода по производству высокоточных ракет, и что он в этом не нуждается. Тем самым он пытался ввести в заблуждение Израиль, скрыть этот факт от ливанского правительства и международного сообщества.

Израильское руководство рассматривает ракетный проект «Хизбаллы» на территории Ливана в качестве непосредственной угрозы еврейскому государству, которую необходимо нейтрализовать. Иран перенес проект по производству высокоточных ракет в Ливан в результате израильских авиаударов в Сирии, предполагая, что Израиль побоится атаковать его объекты в районе Дахии, который называют оплотом «Хизбаллы» в Бейруте. Срыв проекта по созданию высокоточных управляемых ракет «Хизбаллы» в Ливане потребует от Израиля принятия стратегического решения по его уничтожению до того момента, когда это уже будет поздно, до того, как Х.Насралла ударит вглубь израильской территории. При этом политическое руководство Израиля сомневается в том, что международное давление на правительство Ливана и «Хизбаллу» способно остановить этот проект.

Как отмечает израильский эксперт, победа еврейского государства заключается еще и в том, что в самые напряженные моменты эскалации на израильско-ливанской границе, суннитский лагерь, возглавляемый Саудовской Аравией, хранил молчание, несмотря на готовность ЦАХАЛа нанести смертельный военный удар по «Хизбалле». Министр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш, вторя США и Бахрейну, подверг критике «Хизбаллу» за инцидент с перестрелкой на севере Израиля. В Twitter он написал: «Наши сердца с Ливаном и ливанским народом, они всегда страдали от решений, принятых одной партией, и их последствий, логика говорит, что решения о войне и мире должны приниматься государством таким образом, чтобы выражать его интересы и безопасность его жителей».

[i] В джипе, по которому стреляла Хизбалла, находились 5 солдат // MIGnews.com. 03.09.2019 —

http://mignews.com/news/disasters/world/030919_72517_62636.html

[ii] Нетаниягу выступил на заседании правительства // MIGnews.com. 03.09.2019 -https://mignews.com/news/politic/030919_142429_92127.html

[iii] Nasrallah Asked We Halt Fire After Hezbollah Attack, Senior Israeli Official Says // Haaretz. 02.09.2019 -https://www.haaretz.com/israel-news/.premium.highlight-nasrallah-asked-we-halt-fire-after-hezbollah-attack-senior-israeli-official-says-1.7778086

[iv] נצראללה לא השיג את כל מטרותיו// Arabexpert. 02.09.2019 — http://www.arabexpert.co.il/2019/09/blog-post_2.html

[v] IDF chief to UNIFIL: Stop Hezbollah’s missile program, or we will // The Times of Israel. 02.09.2019 -https://www.timesofisrael.com/idf-chief-to-unifil-stop-hezbollahs-missile-program-or-we-will/

[vi] Хизбалла опубликовала кадры обстрела машины ЦАХАЛа в 2015 году // Вести. Израиль. 15.02.2019 -https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5464241,00.html

52.3MB | MySQL:104 | 0,670sec