О возможности привлечения ФРГ к снижению напряженности между Израилем и «Хизбаллой»

В понедельник по инициативе израильской стороны состоялся телефонный разговор двух глав внешнеполитических ведомств И.Каца и Х.Мааса. Во время беседы, посвященной актуальным вопросам ближневосточной повестки дня с особым акцентом на эскалацию между Израилем и ливанской шиитской группировкой «Хизбалла», министр иностранных дел ближневосточной страны попросил своего контрпартнера из ФРГ передать ливанским властям предупреждение, что Иерусалим «будет реагировать с применением силы на любую атаку в отношении него и будет рассматривать Государство Ливан в качестве ответственного».

Это далеко не первое подобного рода заявление, адресованное Бейруту, однако, любопытном образом в нем обнаруживается сходство с недавним обращением к Совету Безопасности ООН постоянного представителя Израиля в при организации Д.Данона. В нем дипломат подчеркнул, что необходимо возлагать ответственность за действия проиранских сил в Сирии на правительство Б.Асада, поскольку оно не борется с их присутствием. В случае с САР для Иерусалима было важно обратить внимание Москвы на свой подход, угрожающий устойчивости сирийского режима, пользующегося российской поддержкой. В нынешней ситуации возникает вполне резонный вопрос, по каким причинам израильское внешнеполитическое ведомство выбрало для передачи этого сообщения именно представителя Германии.

Причин для такого шага может быть названо несколько. Так, за последние дни, как отмечают в немецкой прессе, Берлин пристально следил за ситуацией на Ближнем Востоке и особенно на ливано-израильском треке, параллельно общаясь с обеими сторонами. Таким образом, определенный налаженный канал коммуникации у дипломатов из ФРГ в данном случае есть. Впрочем, это далеко не главная причина. Так, премьер-министр Ливана С.Харири на фоне растущей напряженности также задумался над привлечением к сглаживанию противоречий внешних сил, но отдал предпочтение ООН и Франции. И если первое Германию как действующего непостоянного члена Совета Безопасности еще вполне устраивает, то вот второе далеко не самое удачное событие для позиций страны в рамках ЕС, особенно принимая во внимание активизацию Э.Макрона на иранском направлении, а также предстоящую встречу французского президента с главой ПНА М.Аббасом, которая может пройти более удачно чем раунд общения палестинского лидера с федеральным канцлером А.Меркель. Здесь следует сказать, что, несмотря на заявления о поддержке принципа двух государств для двух народов, а также прозвучавшую готовность сохранять высокие показатели финансовой поддержки палестинцев, принимали М.Аббаса далеко не как президента, что заметила немецкая пресса уже на уровне соблюдения протокола. А значит, даже в глазах А.Меркель, считающейся сторонницей урегулирования только при условии создания суверенного палестинского государства, эта цель в нынешних условиях  далека от достижения.

Стоит обратить внимание и на еще одно обстоятельство, а именно то, что И.Кац призвал Х.Мааса наконец ввести против «Хизбаллы» санкции, прекратив разделение группировки на политическое и боевое крыло. Это также далеко не первый раз, когда Иерусалим обращается к своим европейским союзникам с просьбой ужесточить линию поведения в отношении ливанской террористической организации – прокси Ирана. Усилению этой риторики способствовали шаги, предпринятые Великобританией, однако, политическая ситуация в Соединенном Королевстве такова, что ни Иерусалим ни тамошние еврейские общины не уверены, что результат удастся закрепить. Германия, в свою очередь, предпочитала воздерживаться от решительных действий, но теперь появились обстоятельства, которые  могут повлиять на Берлин в нужном для Израиля русле.

Важно, что речь здесь идет не столько об обострении на ливано-израильском треке и возможности продемонстрировать воинственный настрой «Хизбаллы» на конкретных примерах, а во внутренней ситуации в самой ФРГ. Там в минувшие выходные состоялись  земельные выборы в Саксонии и Бранденбурге, на которых правая партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) в обоих случаях заняла второе место. Это, разумеется, не оглушительный успех, да и пока на федеральном уровне власти усиление правых популистов не скажется, но в указанных землях уже предсказывают сложности при формировании правительств, т.к. позиции АдГ требуют включить их, но победившие партии не хотят с ними работать. Соответственно, это своего рода микромодель того, что может рано или поздно случиться в рамках всей страны. Усиление АдГ, которая взамен на отказ от традиционной особой ответственности Германии за Катастрофу предлагает конкретную помощь Израилю в борьбе с движением по  бойкоту и запрещение «Хизбаллы», становится неплохим поводом для того, чтобы попытаться обратить внимание правительственной коалиции на актуальные для Израиля вопросы.

Таким образом, совокупность названных выше причин привела к тому, что Израиль счел ФРГ подходящим помощником в передаче «Хизбалле» предупреждения о сдерживании, однако, решающую роль в этом решении сыграли главным образом собственные интересы ближневосточной страны, желающей добиться адаптации Берлином более жесткого курса в отношении ливанской террористической группировки. В действительности оказать влияние на «Хизбаллу», а точнее на направляющий ее активность Тегеран федеральное правительство, как и другие игроки, включая Россию, не может. Кроме того, ливанский фронт далеко не самый желательный театр военных действий, который ИРИ хотел бы открыть с участием Израиля, т.к. война, неизбежно подорвет правительство Ливана и его экономику.

52.19MB | MySQL:103 | 0,484sec