Инвестиционная политика в новых приоритетах руководства Египта

Как известно, главным приоритетом президента АРЕ  Абдель Фаттаха ас-Сиси после убедительной победы на выборах в 2018 году и его переизбрания на второй срок, заявлена масштабная реформа экономической системы и стратегии Египта. По меньшей мере на предстоящий пятилетний период (2019-2023) официальный Каир планирует сфокусировать усилия на обеспечении устойчивого экономического роста в условиях падения уровня жизни и производства под воздействием внешних факторов. В ближайшие пять лет руководство страны рассчитывает на последовательный рост ВВП страны, который сейчас колеблется между 5 и 5.5% в год.

Основные параметры предстоящей структурной экономической реформы согласованы с Международным валютным фондом и предполагают усилия по налоговой консолидации и улучшния делового климата для предпринимателей и бизнес сообщества. Ожидается, что с ростом налоговых поступлений будут снижены объемы субсидирования экономики, а фискальный дефицит удастся сократить с нынешних 9.5% ВВП до 6% в 2022-2023 гг. При этом с учетом улучшающегося финансового положения Египта, по прогнозам экономистов, в ближайшие годы ожидать новых займов или кредитов по линии МВФ или иных финансовых институтов не следует. Экономической реформе будут явно благоприятствовать улучшившиеся макроэкономические показатели, в том числе падение безработицы и сокращение инфляции, чему способствует начавшийся по широкому фронту экономический рост. Последовательные усилия правительства по реформированию таких стратегически важных социальных сфер как образование и здравоохранение также приносят свои позитивные плоды.

Очевидно, чтобы успешно претворить в жизнь новую экономическую стратегию, Каиру необходимо обеспечить устойчивый приток инвестиций, которые жизненно важен для функционирования экономики и закрепления сегодняшних успехов. Это отчетливо осознают в египетском руководстве, cудя по предпринимаемым активным усилиям по улучшению инвестиционного климата и повышению инвестиционной привлекательности различных секторов экономической системы. Инвестиционная поддержка извне, которая в последние годы сокращалась, особенно важна Египту с учетом доминирования государства в экономике и соответственно ограниченных возможностей местного бизнеса и предпринимательства. Важнейшим водоразделом в этом контексте стало внесение поправок в национальное законодательство в отношении прямых иностранных инвестиций, которые были одобрены парламентом страны в июле текущего года. Данные поправки создают дополнительные преимущества для внешних инвесторов, что позволяет улучшить инвестиционный климат в стране и надеяться на преломление негативной тенденции. С 2016 по 2018 гг. объем прямых иностранных инвестиций упал с 8.1 до 6.8 млрд долларов. При этом, основные средства от иностранных инвесторов вкладываются в нефтегазовый сектор (63% из общего объема инвестиций, поступивших в страну за последние 12 месяцев), за которым следуют инвестиции в проекты «зеленой экономики» и недвижимость. Думается, сокращение прямых иностранных инвестиций – очевидный сигнал нездоровой экономической системы и предпосылка для достаточно скромных показателей структурного экономического развития, демонстрируемого Египтом в последние годы.

Новые поправки в национальное законодательство, как ожидают местные эксперты, приведут к по меньшей мере восстановлению прежних объемов иностранного инвестирования. Этому способствуют налоговые льготы, в частности восстановление налоговых каникул для иностранных инвесторов, отмененные еще в 2005 году. Также для новых инвестиционных проектов предусмотрено 50-процентное освобождение от налогов в течение первых шести лет. Уже есть подтвержденные данные о намерениях ряда крупных международных инвесторов войти на египетский рынок как результат введения новых поправок в инвестиционное законодательство. Также местные власти рассчитывают диверсифицировать потоки инвестиций, чтобы избавиться от доминирования инвестиций в нефтяной сектор и обеспечить притоки в другие важные сферы экономики. Также будут расширены сферы и возможности инвестирования для частных инвесторов, которые в последние годы были монополизированы военным истеблишментом, включая туризм и транспорт. Идя навстречу рекомендациям Международного валютного фонда, Каир намерен приватизировать 23 компании, продав в них государственные доли, и заработать на этой приватизации порядка 6 млрд долларов США. Расчет на то, что эта акция позволит также привлечь солидных иностранных инвесторов. В целях модернизации транспортной инфраструктуры, египетские власти стремятся договориться с немецкими автогигантами БМВ и «Мерседес» для развития лицензированной автомобильной индустрии, а также найти инвесторов для развития современных железнодорожных магистралей между крупными городами Египта.

Таким образом, очевидно, что несмотря на сохранение доминирующего контроля со стороны президента А.Ф.ас-Сиси и военной верхушки страны над основными секторами национальной экономики, в руководстве есть ясное понимание, что без иностранных инвестиций дальнейшее экономическое развитие Египта будет буксовать. Несмотря на позитивные сдвиги в социальной сфере благодаря стратегическим инвестициям государства в важнейшие сектора (здравоохранение, образование и продовольственные системы), прямые иностранные инвестиции являются основной для поддержания темпов экономического развития и достижения поставленных целей. При этом важно диверсифицировать интерес внешних инвесторов, создавая благоприятные условия и климат для переадресации финансов с нефтяного сектора на другие производственные отрасли как залог устойчивого роста и создания новых рабочих мест. «Зеленая экономика» занимает в этом контексте приоритетное место, особенно с учетом энергетических проблем Египта и известной ситуации вокруг водных ресурсов Нила. Можно предположить, что в ближайшие несколько лет интересы инвесторов будут медленно расти, однако усиление притоков внешних инвестиций в страну следует прогнозировать лишь после 2021-2022 гг.

52.28MB | MySQL:105 | 2,209sec