Оценки китайских специалистов некоторых аспектов военно-технического сотрудничества Турции и Катара

Как отмечают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган Китайской оружейной промышленной корпорации), сообщения о заключении контракта между ВС Эмирата Катар с турецкой компанией ВМС на поставку 100 основных боевых танков (ОБТ) «Алтай» привлекли серьезное внимание технических экспертов и военных политологов, которые анализируют эту сделку под разными углами и выделяют следующие моменты.

 Технический аспект

С технической точки зрения приобретение 100 основных боевых танков «Алтай», которые не прошли полный комплекс испытаний и, соответственно, опытно-войсковую эксплуатацию, позволяющую выявить «детские болезни» первого танка турецкой разработки, вызывает серьезные вопросы. Как известно, на вооружении бронетанковых подразделений Сухопутных войск Вооруженных сил Эмирата Катар находится 62 ОБТ «Леопард 2А7» (новейшая модификация) немецкого производства.

Небольшое количество «Леопардов» продиктовано площадью государства – Катар не располагает территориями, на которых возможно проведение массовых танковых сражений. В дополнение к «Леопард 2А7» на вооружении у катарских военных находится 40 легких танков АМХ-30 французского производства, ресурс которых практически выработан, а их модернизация невозможна ввиду отсутствия необходимых компонентов.

Вполне вероятно, что катарские военные рассчитывают снять с вооружения устаревшие французские танки и заменить их более современными ОБТ турецкого производства. Для полноценной подготовки экипажей ВС Эмирата Катар необходимо приобрести соответствующие тренажеры для экипажей и направить группу военнослужащих в Турцию для прохождения подготовки с последующим присвоением квалификации «инструктор». Для выполнения данных мероприятий необходимо определенное время, а значит ВС одной из аравийских монархий не смогут единовременно резко нарастить свои боевые возможности.

По данным китайских источников, военно-политическое руководство Эмирата Катар при подписании контракта на поставку 100 ОБТ «Алтай» поставило условие перед турецкой стороной о необходимости направления турецких инструкторов на полуостров для проведения занятий с военнослужащими бронетанковых подразделений. Одновременно с этой работой на одном из полигонов СВ ВС Турецкой Республики осуществляется подготовка специальной учебной трассы с мишенными полями и секторами стрельбы, которые позволят отработать практически все упражнения курса боевой подготовки экипажа ОБТ.

Некоторые китайские специалисты полагают, что в реальности большинство экипажей ОБТ «Алтай» ВС Эмирата Катар будут составлены из турецких военнослужащих постоянного воинского контингента, который дислоцирован на полуострове в рамках военно-политического сотрудничества Анкары и Дохи.

Другой технический вопрос касается процесса интеграции ОБТ «Алтай» в комплексную систему управления действиями СВ ВС Эмирата Катар, на вооружении которых находятся танки «Леопард 2А7» и самоходные артиллерийские установки PzH 2000 (также немецкого производства). Танки турецкого производства будет необходимо ввести в систему тактического обмена информацией, которая позволяет координировать действия экипажей бронетехники и винтокрылых машин западного производства, а именно ударных вертолетов АН-64Е (приобретено 24 ед.) и транспортных NH-90.

Следует учитывать необходимость применения разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов, которые обеспечивают поступление ценной информации о деятельности противника в любое время суток, при различных метеоусловиях, а также в условиях действий зенитных средств вероятного противника. Кроме указанной бронетехники и вертолетов на вооружении ВС Эмирата Катар находятся дорогостоящие зенитно-ракетные системы MIM-104 PAC3, самолеты дальнего радиолокационного дозора и наведения Е-737 Peace Eye, а также самолеты заправщики А330 MRTT, обеспечивающие действия оперативно-тактической авиации.

Китайские специалисты отмечают, что у официальной Дохи есть достаточный объем денежных средств для приобретения новейших образцов вооружения и военной техники западного и американского производства для национальных ВС и с учетом стабильного военного бюджета официальная Доха вполне может оказать серьезную поддержку предприятиям оборонно-промышленного комплекса дружественной Турецкой Республики.

 

Военно-политический аспект

Обозреватели китайского издания отмечают прозорливость военно-политического руководства Катара, поскольку оно могло на примере крупнейшей аравийской монархии (Королевства Саудовская Аравия) убедиться, что некоторые незначительные  в мировом понимании события (убийство журналиста Джамаля Хашогги) могут отрицательно повлиять именно на военно-техническое сотрудничество со странами Европейского союза, которые занимают определенную долю ближневосточного рынка вооружений.

В современных условиях установление более тесного военно-технического сотрудничества между Дохой и Анкарой, прежде всего, соответствует национальным интересам Эмирата, поскольку предприятия оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики уже выпускают вполне конкурентоспособную продукцию:

– колесные взрывостойкие бронемашины;

– плавающие бронетранспортеры ACV-15;

– средние танки «Каплан-МТ»;

– реактивные системы залпового огня TR-300;

– оперативно-тактические ракеты J-600T;

– фрегаты проекты «Ада» и F-100;

– разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты нескольких моделей;

– малозаметные авиационные средства поражения и т.д.

Китайские специалисты отмечают, что конструкторы и инженеры предприятий ОПК ТР постоянно работают над совершенствованием своей продукции и внимательно отслеживают мировые тенденции в вопросах создания ВВТ. Именно желание турецких оружейников оставаться конкурентоспособными находится в основании передовых проектов по созданию малозаметного истребителя пятого поколения TF-X и высотного разведывательного БПЛА большой продолжительности полета под условным обозначением YFYK.

Очевидно, что благодаря высочайшему уровню контактов между Эмиратом Катар и Турецкой Республикой у официальной Дохи есть гарантия поставок практически любого из производимого вооружения, а кроме того аравийская монархия может участвовать в финансировании любого из интересующих проектов. По оценкам китайских аналитиков, военно-техническое и военно-политическое сотрудничество между Катаром и Турцией является абсолютно  взаимовыгодным.

При рассмотрении военно-политического аспекта контракта на поставку 100 ОБТ «Алтай» необходимо отметить, что компания ВМС – производитель данных танков находится под полным и личным контролем одного из ближайших соратников президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Необходимо учитывать, что только с ведома Р.Т.Эрдогана стала возможной продажа катарской стороне 49% акций компании ВМС  за 300 млн долл.США.

По подсчетам китайских специалистов, официальная Доха приобрела активов по всему миру на 350 млрд долл. США. Такой запас материальных и нематериальных активов должен позволить Эмирату нормально существовать после того, как минеральные ресурс – нефть и газ будут исчерпаны.

Очевидно, что благодаря контракту на поставку 100 ОБТ «Алтай» военно-политическое руководство Эмирата Катар хоть и выводит часть финансовых средств «на строну», но одновременно софинансирует ОПК Турции для дальнейшего развития, поскольку военная продукция отличается высокой добавочной стоимостью, а вооруженные конфликты на планете не прекратятся в обозримом будущем.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что по данным китайских источников (с опорой на информаторов в Катаре), ОБТ «Алтай» будут укомплектованы двигателями немецкого производства и соответствующей трансмиссией. Подобное возможно, поскольку официально СВ ВС Катара эксплуатируют танки «Леопард 2А7», которым периодически необходима замена силового агрегата и АКПП для капитального ремонта.

В современных условиях, ОПК Германии без возражений готов поставить Эмирату Катар любое количество двигателей и трансмиссий – от одной сотни до тысячи. Вполне очевидно, что часть моторов и других агрегатов немецкого производства вполне может оказаться в Турции, поскольку представители ОПК Германии не обладают полномочиями для контроля за перемещением такой продукции после поставки в страну, ВС которой являются официальным заказчиком.

62.85MB | MySQL:102 | 0,676sec