О перспективах политической стабилизации в Сомали

На протяжении последних месяцев аналитики отмечают тенденцию медленного, но устойчивого восстановления и реконструкции в Сомали, сопровождаемую также укреплением политической стабильности. Это происходит благодаря устойчивой поддержке сомалийских процессов со стороны доноров, причем не только финансово-экономической, но и на политическом и дипломатическом фронтах.

Намеченные на 2020 год всеобщие национальные выборы в стране станут важнейшим испытанием и по сути барометром для набирающей устойчивость политической системы страны. В этой связи оценка рисков и их воздействия на внутриполитическую ситуацию в Сомали представляет особый интерес.

Ожидается, что в 2019-2020 гг. внутриполитическая ситуация в стране сохранит определенную стабильность и позволит избежать серьезных социальных, а также гуманитарных потрясений. В то же время, политическая стабильность будет неустойчивой в силу сохраняющихся противоречий и противоборств между враждующими кланами и группировками, борющимися за доступ к ресурсам и власть. Соответственно, вопросы построения единого федерального государства и новой постоянной конституции Сомали будут также сильно буксовать. Слишком пока очевидны разногласия между администрациями на федеративном и на провинциальном уровне.

Среди основных рисков политической стабильности Сомали в конце 2019 и 2020 гг. будут следующие.

Во-первых, сохраняющаяся активность радикальной исламской организации «Аш-Шабаб» будет служить регулярной угрозой общественной стабильности и безопасности. «Аш-Шабаб» не только известна своими террористическими атаками на гражданское население, но и как влиятельная организация на уровне местных сообществ и авторитетных кланов, контролирующая ресурсы и распределение гуманитарной помощи, поступающей от доноров.

Во-вторых, хроническая слабость – в отсутствие финансовых ресурсов и должной профессиональной подготовки – сомалийских сил безопасности. Этот фактор ведет к ослаблению всей системы безопасности и отсутствию комплексного контроля за ситуацией.

В-третьих, в силу институциональной слабости политических институтов в Сомали проведение эффективных и структурных экономических реформ пока затруднено. Их реализация будет наращивать обороты и приносить ощутимые результаты только по мере развития политических институтов. Даже несмотря на масштабное техническое содействие, оказываемое по линии ООН и международных финансовых институтов, включая Международный валютный фонд, многие государственные институты страдают от недофинансирования. Также хромает система координации и взаимодействия между ними.

В-четвертых, важным условием политической стабилизации является динамичное экономическое развития. В то же время, для обеспечения устойчивого экономического роста нужен приток прямых иностранных инвестиций. Низкая привлекательность Сомали для инвесторов из-за плохого инвестиционного климата и высоких рисков не способствует росту экономики. Главным драйвером роста служит сомалийская диаспора в соседних странах, особенно в Персидском заливе – однако одно лишь их влияние и финансовые возможности не способны в корне изменить экономическую ситуацию.

В-пятых, сепаратистские устремления в Сомали по-прежнему сильны, и они серьезно ослабляют потенциал страны и тормозят процесс реконструкции. В частности, ожидается что правительство Сомалиленда продолжит в 2020 году добиваться признания своей независимости как самостоятельного государства от различных стран региона. Центробежные тенденции очевидно ослабляют политическую устойчивость и единство страны. Серьезные разногласия между федеральными и провинциальными уровнями власти стали проявляться еще ранее, весной текущего года, особенно после состоявшихся 10 мая региональных выборов. В частности, начиная с тех пор федеральное правительство стремится сместить с постов глав двух провинциальных правительств, возглавляющих соответственно Джубаленд и Гальмудуг.

В-шестых, сохраняющийся территориальный конфликт между Сомали и Кенией по поводу принадлежности богатой нефтью морской прибрежной зоны в Индийском океана повышает градус конфликта и является еще одним существенным риском внутренней стабильности. Слушания в Гаагском международном суде по этой острой проблеме откроются только в ноябре 2019 года, но уже сейчас стороны не скрывают своих разногласий. Остается надеяться, что данный территориальный спор не повлияет негативно на другие более важные сферы двустороннего кенийско-сомалийского взаимодействия. В частности, Кения чрезвычайно важна сомалийскому федеральному правительству для противостояния группировке «Аш-Шабаб».

Таким образом, политические риски в Сомали в предстоящие месяцы довольно высоки. Поддержка внешних игроков – моральная, финансовая и политики-дипломатическая – крайне важна на этом переходном этапе для минимизации рисков и эффективного управления ими. Именно такая, непрекращающаяся поддержка по всем фронтам позволит подготовить и провести национальные выборы в стране в следующем году, что станет отправной точкой для запуска амбициозных программ экономического реформирования. Этому позитивному вектору должна помочь благоприятно складывающаяся экономическая конъюнктура в Сомали и прогнозируемый слабый, но стабильный рост экономики в ближайшие месяцы. Этот рост преимущественно будет обеспечен успехами в аграрном секторе, где пока не ожидается новых климатических и природных катаклизм связи (по аналогии с масштабной засухой 2017 года) и достаточно стабильном урожае по итогам 2019 года.

52.24MB | MySQL:103 | 0,536sec