Израильские эксперты о последствиях атаки на нефтяные объекты в Саудовской Аравии. Часть 3

14 сентября этого года на НПЗ в Королевстве Саудовская Аравия была совершена атака, которая оказалась успешной и вполне вероятно может привести к далеко идущим последствиям. Ответственность за нападение взяли на себя поддерживаемые Ираном йеменские хоуситы, против которых ведет безрезультатную борьбу арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией.

Невзирая на то, что Тегеран отрицает причастность к этому нападению, и не было предъявлено доказательств в обратном, т.к. имеющиеся разведданные не раскрываются, президент Д.Трамп и министр обороны США Марк Эспер в атаке на нефтяные объекты КСА в провинции Бакик возложили на Иран. Ряд военных экспертов полагает, что атака могла быть совершена также с  территории Ирака, хотя Багдад решительно это отрицает.

Йони Бен-Менахем, аналитик Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem center for public affairs, JCPA) в отличие от экспертов Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета, не допускает варианта, что атаку совершил не Иран. По его словам, западные страны, в первую очередь США, должны отреагировать на агрессию Ирана в отношении Саудовской Аравии. Любое промедление или слабый ответ подталкивает иранцев к продолжению агрессии. Израильское военно-политическое руководство должно извлечь оперативные и разведывательные уроки из успешного иранского нападения на Саудовскую Аравию и подготовиться к тому, что Иран может попробовать использовать те же методы против Израиля.

Чрезвычайная важность того, как Запад отреагирует на атаки на нефтяные объекты Саудовской Аравии, объясняется тем, что Иран создал разветвленную террористическую сеть в Ираке, Сирии, Ливане, Йемене и секторе Газа, и посредством осуществления террористических атак иранцы пытаются продвигать идеологию хомейнизма Корпуса стражей исламской революции (КСИР) [i].

Израильский эксперт считает, что эта террористическая атака на саудовские нефтяные объекты направлена ​​не только против Саудовской Аравии, но и против всего Запада. Иран добивается того, чтобы западный мир принял его статус сильной региональной державы на Ближнем Востоке. Атака на саудовские НПЗ, по мнению израильского эксперта – это пересечение «красных линий». За нанесение ударов по важным нефтяным центрам в Саудовской Аравии, независимо от того, откуда была осуществлена атака, отвечает Иран. Запад должен отреагировать, а Иран – заплатить цену.

По мнению израильского аналитика, нападение Ирана на Саудовскую Аравию является серьезным унижением наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, который стал инициатором создания арабской коалиции и проведения военных операций против повстанцев хоуситов в Йемене. Эр-Рияд «поддерживает президента Йемена Абд Раббо Мансура Хади и пытается помочь восстановить законное правительство в Йемене с 2015 года. Йемен является «задним двором» Саудовской Аравии и не должен позволить Ирану установить над собой контроль. Иранская атака вскрыла слабость Саудовской Аравии как лидера суннитского мира перед лицом шиитского террора», – пишет аналитик JCPA.

По его мнению, своей агрессией Иран пытается передать два сообщения:

Во-первых, немедленно отмените санкции против Ирана. Если иранцам не позволят экспортировать нефть, то ни одно государство Персидского залива также не сможет этого делать.

Во-вторых, какое-либо нападение на объекты Ирана или подконтрольные ему силы неприемлемо, имея в виду, прежде всего, повстанцев хоуситов в Йемене, иначе последует соответствующий ответ. Тем самым делается предупреждение Израилю по поводу его бомбардировок в Ираке лагерей «Аль-Хашд Аш-Шааби» (Сил народной мобилизации) и возможного нападения на правящий в секторе Газа ХАМАС и действующий в этом анклаве «Палестинский исламский джихад».

Израильский аналитик предлагает израильскому военно-политическому руководству более внимательно рассмотреть атаку Ирана на нефтяные объекты КСА. Возможно, она связана с жесткими экономическими санкциями, наложенными на Тегеран и парализовавшими его экономику. Но, скорее всего, полагает он, это произошло бы и при отсутствии санкций, т.к. ведется борьба в рамках религиозно-политического соперничества между Ираном и лидером в суннитском мире Саудовской Аравией. Две региональные державы пытаются доказать свое превосходство и установить военный контроль над Персидским заливом.

По словам израильского аналитика, Иран по масштабу и последствиям совершил более крупную террористическую атаку, чем атаки ИГ и «Аль-Каиды» (запрещены в России). За это он должен быть наказан, и не обязательно военным способом. Если президент США Дональд Трамп опасается эскалации напряженности, которая приведет к региональной войне, реакция может носить политико-экономический характер. В этом случае необходимо усилить экономическое удушение Ирана до тех пор, пока не рухнет существующий режим. Если президент Д.Трамп не предпримет такого шага, иранцы воспримут это как слабость и усилят свои террористические атаки. Каждый день, который проходит без ответа Запада на эту иранскую атаку на нефтяные объекты КСА, наносит ущерб стратегической концепции сдерживания и усиливает Иран.

Нет предела иранскому высокомерию, считает Йони Бен-Менахем. Его возмутило то, что несколько дней назад иранский генерал Амир-Али Хаджизаде, командующий Военно-воздушными силами и военно-космическими войсками КСИР, заявил, что все самолеты и авианосцы США в регионе находятся в пределах радиуса действия иранских ракет, т.е. под прицелом. США играет с Ираном по принципу «кнута и пряника». Д.Трамп пожертвовал Джоном Болтоном, помощником президента США по национальной безопасности, чтобы встретиться с президентом Ирана Хасаном Роухани и ослабить антииранские санкции. В ответ иранцы плюнули Соединенным Штатам в лицо, атаковав нефтяные объекты в Саудовской Аравии. Получается, что Иран выбрал путь силы, а не путь диалога, чтобы вынудить США отменить свои санкции и поставить в неловкое положение президента Д.Трампа.

Иран сигнализирует о том, что атаки будут продолжаться через подконтрольные ему силы в регионе и без «отпечатков пальцев». Это не позволит мировому сообществу напрямую возложить на Иран ответственность за террористические атаки. Тем самым Тегеран устанавливает новые правила игры.

Израильский аналитик не устает повторять, что США должны как можно скорее нанести ответный удар по Ирану. Страны региона, страдающие от иранского террора, особенно страны Персидского залива, усиливают координацию действий в области безопасности и разведки с США и Израилем в условиях эскалации напряженности, инициированной Ираном. Тегеран является главным врагом, который наносит ущерб стабильности всего региона посредством своих «филиалов».

В еврейском государстве надеются, что Д.Трамп не повторит ошибок предыдущего президента США Барака Обамы в отношении Ирана, иначе это будет означать, что атаки Ирана на союзников США, включая Израиль, продолжатся. Иранский генерал Касем Сулеймани уже отдал распоряжение всем подконтрольным иранцам силам в Сирии, Ираке, Ливане и секторе Газа немедленно реагировать на любые нападения, приписываемые Израилю.

Президент Д.Трамп объявил, что в настоящее время Вашингтон не рассматривает военные варианты ответных действий против Ирана. Госсекретарь США Майк Помпео посетил Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты, в то время как в Белом доме ожидали результатов расследования, проведенного группой ООН по обнаружению останков БПЛА и ракет, с целью получения доказательств для принятия мер против Ирана.

На фоне вышесказанного израильский аналитик уверен в том, что руководству его страны необходимо сделать выводы из того, что произошло в Саудовской Аравии. В отличие от недавних попыток Ирана ударить по Израилю с территории Сирии ракетами «Град» или взрывчатками, на этот раз иранцы успешно и изощренно использовали беспилотники и крылатые ракеты большой дальности, основываясь на точных разведданных и осуществляя атаки на высоком оперативном уровне. Не исключено, что успешная атака на Саудовскую Аравию и слабый ответ Запада в ближайшем будущем подтолкнут Иран к использованию того же метода против Израиля с территории Сирии, Ирака, Ливана или сектора Газа в ответ на израильские атаки в Сирии и Ираке.

По его словам, Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) успешно пресекала все попытки Ирана осуществить террористические атаки против еврейского государства, но то, что произошло с Саудовской Аравией, указывает на то, что иранцы значительно усовершенствовали свои методы действий. Он задает вполне закономерный в такой ситуации вопрос – что произошло с механизмами оповещения, где были спутники-шпионы и системы противовоздушной обороны? Иранцам удалось удивить саудовцев, а Израилю необходимо извлечь соответствующие уроки. План действий ЦАХАЛ в чрезвычайных обстоятельствах должен включать решительный военный ответ на любое нападение Ирана на израильскую территорию.

[i] המבחן של המערב // Arabexpert. 17.09.2019 — http://www.arabexpert.co.il/2019/09/blog-post_17.html

52.22MB | MySQL:103 | 0,445sec