Очередной политический скандал в Израиле

Последняя по времени избирательная кампания продемонстрировала глубокий системный кризис, переживаемый израильской демократией. Дело даже не в том, что впервые в истории еврейского государства в течение одного года выборы в Кнессет состоялись дважды – в апреле и в сентябре. Дело в том, что и после повторных выборов перспективы формирования новой правящей коалиции остаются весьма туманными. Естественные в любой избирательной кампании нападки политических соперников друг на друга на этот раз имели в большей степени место между идеологически близкими друг к другу союзниками, чем между идеологическими соперниками. При этом после проведения выборов эти нападки не прекратились, а продолжились уже в рамках усилий, направленных на формирование новой правящей коалиции.

Особенностью последней по времени  избирательной кампании в Израиле было то, что между собой боролись не два, как обычно, лагеря, а три: право-религиозный лагерь во главе с крупнейшей правой израильской партией Ликуд, возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху, левоцентристский лагерь во главе с левоцентристским блоком «Бело-голубые», возглавляемым депутатом Кнессета Биньямином (Бени) Ганцем и стоящая на этот раз особняком партия «Наш дом – Израиль» (НДИ) во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом. Вообще-то НДИ – несомненно правая партия. Однако острый конфликт с ультраортодоксальными религиозными партиями и с Ликудом привел к тому, что она оказалась вне правого лагеря.

В итоге ни право-религиозный лагерь (без НДИ), ни левоцентристский лагерь, включая антисионистский блок Объединенный арабский список (ОАС), в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты, не набрал 61 мандата, необходимого для формирования мало-мальски устойчивой коалиции (всего в Кнессете – 120 депутатов). Поэтому речь идет сейчас о правительстве национального единства. Однако и тут не все так просто, поскольку и Биньямин Нетаньяху, и Бени Ганц хотят быть во главе правительства, а если будет договоренность о ротации, то каждый из них хочет первым стать премьер-министром. А там видно будет. Может быть, правительство национального единства развалится.

Антисионистские арабские партии обычно из принципа не поддерживают никакого сионистского кандидата на пост премьер-министра. Из принципа. Однако на этот раз ОАС решил отступиться от принципов и поддержать депутата Бени Ганца. Правда, этому предшествовали яростные споры. Входящая в состав этого антисионистского блока радикально-националистическая арабская партия БАЛАД не хотела отступать от своих принципов. Однако в итоге она все же согласилась сделать для Бени Ганца исключения.

И вот в минувшее воскресенье днем фракция ОАС официально объявила президенту Реувену Ривлину, что она в полном составе (13 депутатов) рекомендует в качестве кандидата в премьер-министры лидера блока «Бело-голубые» депутата Кнессета Бени Ганца (правда, при этом ОАС не пообещал, что он войдет в состав созданного им правительства). Однако уже в ночь с воскресенья на понедельник трое депутатов от партии БАЛАД объявили, что они отменяют свою рекомендацию и, как обычно, не будут рекомендовать ни одного из претендентов на пост премьер-министра. В результате Биньямина Нетаньяху рекомендовали 55 депутатов, а Бени Ганца – только 54 депутата. При чем 10 из этих 54 не выразили готовности присоединиться к его гипотетическому правительству, а были готовы лишь оказать ему поддержку извне.

В этой ситуации, как и следовало ожидать, президент Реувен Ривлин поручил во вторник формирование правительства Биньямину Нетаньяху. При этом было ясно, что шансы, что лидеру Ликуда удастся действительно сформировать правительство невелики. Невелики настолько, что в Ликуде даже обсуждалась возможность вернуть мандат президенту.

А в среду председатель ОАС), депутат Кнессета Айман Уда неожиданно опубликовал на своей странице в Фейсбуке видеосообщение продолжительностью в 40 минут, согласно которому депутат Офер Шелах, представляющий возглавляемую депутатом Яиром Лапидом партию «Еш атид», входящую в состав блока «Бело-голубые», обратился к нему с настоятельно просьбой, чтобы не все депутаты от ОАС рекомендовали президенту Реувену Ривлину лидера «Бело-голубых» в качестве кандидата в премьер-министры. Это было сделано именно для того, чтобы действующего премьер-министра Биньямина Нетаньяху рекомендовали бы больше депутатов, чем Бени Ганца и чтобы президент поручил формирование новой правящей коалиции именно ему. В результате, как уже было сказано, депутаты от партии БАЛАД отозвали свои рекомендации, Биньямина Нетаньяху рекомендовали 55 депутатов, а Бени Ганца – 54, и президент Реувен Ривлин действительно вручил мандат на формирование новой правящей коалиции Биньямину Нетаньяху.

«Я должен разъяснить очень важный момент, — сказал,  в частности, в своем видеообращении председатель ОАС, — (…) Дело в том, что Ганц и «Бело-голубые» предпочитали, чтобы Нетаньяху получил бы мандат (от президента на формирование правящей коалиции – В.Ч.) первым. И я здесь сейчас рассказываю вам то, что сохранялось в тайне на протяжении нескольких дней. (…) «Бело-голубые» пришли ко мне. Депутат Кнессета Офер Шелах пришел ко мне и сказал мне, что десяти (депутатов от ОАС – В.Ч.), которые рекомендуют (президенту Бени Ганца – В.Ч.), достаточно. Он сказал, что не надо, чтобы были тринадцать (рекомендующих – В.Ч.). Почему достаточно десять, и не надо тринадцати? Чтобы у Ганца были 54 рекомендующих, а у Нетаньяху – 55. Тогда Нетаньяху получит мандат первым. Я повторяю и подчеркиваю. Я открываю это общественности: «Бело-голубые» пришли лично ко мне и сказали: «Пожалуйста, пусть будут десять, а не тринадцать. Мы хотим, чтобы мандат на формирование правительства был дан сначала Нетаньяху, а нам – потом». Почему? Потому что Нетаньяху не сможет сформировать правительства, и мандат перейдет потом к «Бело-голубым», а партии не захотят идти на третьи (досрочные – В.Ч.) выборы, граждане не заходят третьих выборов и все станут нетерпеливыми. В этот момент Ганц сумеет сформировать правительство».

В дополнение к этому депутат Кнессета Айман Уда сказал в своем видеообращении, что между ОАС и «Бело-голубыми» была ранее достигнута договоренность о том, что «Бело-голубые» в обмен на поддержку кандидатуры Бени Ганца со стороны арабских партий будут добиваться отмены так называемого «Закона Каминица». Речь идет о законе, который ужесточает наказания за незаконное строительство. Следует отметить, что незаконное строительство широко распространено именно в арабских населенных пунктах Израиля и потому упомянутый закон особо актуален для арабов.

В связи с процитированным выше видеообращением депутата Аймана Уды в четверг утром в Израиле разгорелся очередной политический скандал. В блоке «Бело-голубые» были явно растеряны этим разоблачением. Оно спровоцировало конфликт внутри самого блока, а скорее, вскрыло конфликт, существовавший ранее, но тщательно скрывавшийся для создания видимости единства. Показательно в этом смысле, что пожелавший остаться анонимным приближенный депутата Кнессета Бени Ганца с явным раздражением ответил на вопрос корреспондента последовательно поддерживающей Ликуд и лично премьер-министра Биньямина Нетаньяху ежедневной израильской газеты «Исраэль га-йом» по поводу разоблачений депутата Аймана Уды: «Не новость, что (депутат Офер – В.Ч.) Шелах осуществляет политические шаги в интересах партии «Еш атид» и напрямую Лапида. Конечно, сегодня утром нам неудобно. В «Бело-голубых» нет закулисных трюков, и жаль, что этот случай создает видимость того, что они есть». Следует пояснить, что номинально депутат Яир Лапид является сопредседателем блока «Бело-голубые» наравне с депутатом Бени Ганцем, однако в реальности в качестве лидера этого блока воспринимается только последний, и именно с ним встречался в канцелярии президента Биньямин Нетаньяху для предварительного обсуждения возможности создания правительства национального единства.

Сам депутат Офер Шелах дал утром интервью Израильскому радио, в котором опроверг утверждения депутата Аймана Уды. При этом он сказал: «Ситуация была такая, что Нетаньяху в любом случае получил бы мандат первым. А если и когда он потерпит фиаско в формировании правительства, почва начнет колебаться, и возможность того, что будет создано правительство национального единства во главе с Ганцем, будет больше».

Можно ожидать, что будут и новые заявления политиков по данному поводу, однако уже сейчас можно сделать некоторые выводы:

  1. Председатель ОАС целенаправленно поставил «Бело-голубых» в неловкое положение, рассказав об их закулисных контактах и договоренностях с антисионистскими арабскими партиями. Этим он однозначно сыграл на руку Ликуда. Депутат Айман Уда не мог этого не понимать, но какой расчет стоял за этим, пока неясно.
  2. То, что напряженность между партиями, составляющими блок «Бело-голубые»» стала достоянием гласности, тоже в определенном смысле на руку Ликуду. Раскол левоцентристского дал бы Биньямину Нетаньяху надежду на включение в состав возглавляемой им новой правящей коалиции одной из составляющих ныне блок «Бело-голубых» партий. При этом в принципе не важно, какой. В любом случае никакой речи о ротации на посту премьер-министра тогда бы не было.
52.24MB | MySQL:103 | 0,696sec