Перспективы развития Йемена к 2030 году

Как известно, вооруженный конфликт в Йемене и возникший в его результате гуманитарный кризис на текущий момент не имеют устойчивого решения. На протяжении последних лет эксперты и наблюдатели тиражируют разнообразную статистику о состоянии йеменской экономики и населения. Статистика из года в года показывает негативный тренд и продолжает посылать международному сообществу предупредительные сигналы. Йемен сегодня признан самым масштабным гуманитарным кризисом современности.

В этом контексте возникает закономерный вопрос — насколько силен запас прочности, который позволяет удерживать эту страну от полного коллапса и развала. На каком этапе — при сохранении нынешних тенденций военного конфликта — Йемен достигнет точки невозврата и потеряет все признаки государственного образования. Некоторые эксперты считают, что такой момент уже наступил и гуманитарная катастрофа в Йемене имеет место уже сейчас. Другие эксперты рассуждают что, дескать, стоит только прекратить военные действия, путь йеменского восстановления будет успешным и гораздо более ускоренным, чем склонны предполагать экономисты.

Интересным в рамках данных рассуждений представляется подготовленный недавно Университетом Денвера под эгидой Программы развития ООН (ПРООН) доклад по Йемену, который был представлен в сентябре на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Доклад сфокусирован на прогнозировании развития Йемена и его показателей в деле достижения Целей Устойчивого Развития (ЦУР) до 2030 года при сохранении нынешнего сценария военного конфликта.

Результаты доклада, увы, говорят сами за себя. Авторы полагают, в частности, что по индексу человеческого развития Йемен уже сегодня откатился на 21 год назад, а к 2030 году он отстанет еще на четыре десятилетия. То есть откат по этому важнейшему показателю явно будет прогрессировать.

Опубликованный Университетом Денвера доклад в частности оценивает перспективы Йемена по достижению к 2030 году следующих важнейших показателей устойчивого развития — ликвидации бедности (ЦУР-1), достижения нулевого голода (ЦУР-2), обеспечению занятости и экономического роста (ЦУР-8) и сокращения неравенств (ЦУР-10). Авторы приходят к неутешительным выводам. Вот лишь некоторые из них. Через 11 лет Йемен будет страной с самым высоким уровнем бедности в мире и с самыми низкими показателями потребления калорий и микронутриентов на душу населения.

В частности, уровень бедности в Йемене к концу текущего года составит 75%, а в 2022 году достигнет показателя 79% (доля населения за чертой бедности), при том что 65% населения находится в состоянии крайней нищеты. Напомним, этот показатель последовательно ухудшался с 2014 года (тогда доля бедных составляла 47%).

По показателям голода и недоедания также прогнозируется прогрессирующий рост. Уже к 2022 году 50% йеменцев будут недоедать, а к 2030 году их доля достигнет 95%.

Также к 2030 году Йемен, к сожалению, покажет самые худшие в мире показатели по неравенству, в первую очередь по перераспределению национального дохода, а также по гендеру. По уровню падения экономической активности Йемен окажется вторым снизу среди всех стран мира. В итоге, констатируют авторы доклада, достижение ЦУР к 2030 году Йеменом представляется практически невозможным.

Особо отметим, что прогноз стремительного ухудшения показателей бедности и голода принимает во внимание высокую траекторию демографического роста населения страны. Населения Йемена растёт стремительно благодаря высокому показателю рождаемости, несмотря на текущий конфликт, гуманитарный кризис и внешнюю миграцию. С 1960-х гг. до сегодняшнего дня оно увеличилось почти втрое — с 10 до 28 млн человек. К установленному целевому ориентиру достижения ЦУР в 2030 году население Йемена достигнет 36 млн человек, то есть вырастет ещё на одну треть. А это означает что абсолютный прирост в категориях бедных и голодающих йеменцев будет еще выше.

Безусловно, выводы доклада можно считать, действительно, шокирующими. При том что статистика по Йемену была и ранее известна и общедоступна. Отдельные цифры в принципе не удивляют — не секрет что 60% йеменцев безработные, а 30% предприятий в частном секторе закрылись. Не секрет также что число голодающих продолжает расти и Йемен на 90% зависит от гуманитарной помощи доноров. Известно также что 80% йеменцев нуждаются в гуманитарной помощи и около 10 млн человек — на грани голода. Но когда эти показатели объединяются в целостную картину и анализируются через призму перспектив развития страны и ее человеческого потенциала, то масштаб разрушений Йемена как государства становится более очевидным. Особенно с привязкой к повестке 2030 и Целям устойчивого развития (ЦУР). Представленный ПРООН доклад Денверского университета впервые показал глобальную перспективу йеменского кризиса в ее динамике.

Если текущая тенденция конфликта в Йемене продолжится, то через 11 лет он будет первым в коротком списке государств-неудачников, которые провалят достижение цели ликвидации бедности (ЦУР-1) к 2030 году. В этом списке наряду с Йеменом фигурируют Афганистан, Гаити, Северная Корея, Венесуэла и Папуа-Новая Гвинея. И так практически по всем важнейшим целевым показателям экономического развития Йемен провалит выполнение ЦУР и, к сожалению, станет одним из худших.

Разумеется, приведённое выше прогнозирование построено на пессимистичном сценарии, при котором прекращение конфликта до 2030 года не ожидается.

Но, предположим, что прогноз оптимистичный и вооружённый конфликт в ближайшее время будет остановлен. К сожалению, даже при таком сценарии проходится констатировать, что запас прочности и внутренних ресурсов в Йемене все-равно окажется недостаточным, чтобы гарантировать скорую реконструкцию экономической и социальной системы. А главное — чтобы обеспечить ощутимый прогресс в сокращении бедности и голода к 2030 году.

Напомним, до конфликта экспорт углеводородного сырья (нефть и газ) был двигателем экономического развития страны и основой её ВВП, торговли и инвестиций. 90% экспорта и 88% прямых иностранных инвестиций приходилось на нефтегазовую отрасль. С начала конфликта добыча нефти прекратилась полностью, а добыча газа упала на 90%, крайне ограничена и идёт только на потребление внутренних потребностей. Как итог, в 2015-2017 гг. ВВП страны неуклонно и ежегодно сокращался — на 28%, 10% и 6% соответственно. По оценкам экспертов, на восстановление и модернизацию нефтегазовых мощностей Йемену может понадобится гораздо больше времени и инвестиций, чем Ираку или Ливии.

Также ощутимый урон нанесён сектору инфраструктуры. Только на 2017 год общий ущерб оценивался экспертами в размере 4-5 млрд долларов. В том числе потери транспортной системы (100 млн долларов), энергетики (125-155 млн долларов), системы водоснабжения, санитарии и гигиены (80-100 млн долларов). Также на 30-40% разрушена инфраструктура в системе образования и здравоохранения. К концу 2019 года ущерб только увеличивался и сегодня степень разрушений ещё выше.

Восстановление инфраструктуры, а главное – уровня добычи и экспорта углеводородов как важного источника национального дохода — потребует значительных сил и средств, даже если исходить из оптимистичного сценария – завершения конфликта в Йемене в конце текущего года и преодоления существующего раскола страны между просаудовским правительством в Адене, поддерживаемой ОАЭ группировкой и хоуситами. Даже при самом положительном исходе достижение целей развития к 2030 году и реконструкции важнейших секторов, включая транспорт, энергетику, образование и здравоохранение, к сожалению, не представляется реалистичным.

52.21MB | MySQL:103 | 0,649sec