Израильские оценки итогов 4-хлетней военной операции России в Сирии

Текущая неделя отметилась подведением итогов российской операции в Сирии, начавшейся 30 сентября 2015 г. На эту тему высказались различные СМИ, представители политических кругов и экспертного сообщества как внутри страны,  так и за рубежом. Израиль, для которого данный вопрос имеет прямое отношение к безопасности страны, также не мог остаться в стороне. При этом приоритетное значение для Иерусалима по-прежнему имеет вопрос о том, способна и готова ли Россия оказать воздействие на Иран с тем, чтобы ограничить его присутствие в непосредственной близости от израильских границ. Забегая вперед, отметим, что вероятность такого сценария оценивается в Израиле все более скептически.

4-хлетие военной операции в САР Кремль «отметил» знаковым для израильтян событием – совместными учениями с привлечением Ирана и Сирии в районе Дэйр-эз-Зор. Этот факт вызвал заметную озабоченность со стороны израильского экспертно-аналитического сообщества. Так, портал Debka[i] обратил внимание на следующие аспекты. Прежде всего, Россия и Иран впервые организовали совместные маневры на территории Ближнего Востока. В этом контексте примечательно, что еще в июле текущего года представители Тегерана сообщали о намерении расширить военный компонент сотрудничества с Россией в противовес конкурирующим усилиям Соединенных Штатов. При этом указывалось, что рассматривается и возможность совместных учений, однако, тогда заявлено было главным образом о координации военно-морских сил, особенно принимая во внимание ситуацию вокруг Персидского и Оманского заливов.

Помимо этого портал Debka обращает внимание на использованные в ходе тренировок вооружения и технику. По информации ресурса, были задействованы самоходные ЗРПК  «Панцирь С-1» и «Панцирь С-2», а также иранские дроны. В этом контексте необходимо отметить, что озабоченность израильтян в большей степени была продиктована использованием ЗРПК в совместных маневрах с участием Ирана. Впрочем, передача систем «Панцирь» Сирии – предмет сделки еще 2006 г. При этом с российской стороны отрицалась возможное их попадание в руки «Хизбаллы» и Ирана, хотя в ряде источников все же утверждается, что часть ЗРПК оказались в итоге в ИРИ. При этом Тегеран мог получить порядка 10 комплексов, используя Сирию как посредника, а значит, успел с ними ознакомиться задолго до этих учений.

Наконец, беспокойство израильских экспертов вызвало построение наземного коридора между Ираном и Средиземным морями. Этому способствует открытие в конце сентября погранпереходов на границе Ирака и Сирии Аль-Букамаль и Аль-Каим. Это, как отмечает Debka, может ограничить свободу действий Израиля по борьбе с иранским влиянием в регионе. Справедливость такого рода предположений доказывают сообщения, появившиеся на ливанском канале Al-Mayadeen в связи с данным событием. В частности, там отмечалось, что причиной, по которой открытие пограничных переходов откладывалось, были израильские атаки.

Более общий материал по российско-сирийской проблематике подготовило издание Yedioth Ahronoth. Его автором выступила бывший депутат Кнессета К.Светлова, ныне являющаяся экспертом Института политики и стратегии Междисциплинарного центра в Герцлии[ii]. В статье она отмечает, что по сирийской проблеме у Израиля есть только один союзник, на которого можно положиться. И это США. Россию списывать со счетов, как полагает эксперт, разумеется, не стоит, однако, Израиль она в случае необходимости не спасет. При этом Москва обладает важным конкурентным преимуществом на фоне США, которое заключается в наличие долгосрочной стратегии, а повышает свое влияние в регионе Москва в том числе и за счет экспорта вооружений. Примечательно при этом, что, приходя к выводу о том, что Россия не будет ограничивать ИРИ, автор избегает упоминания названных выше совместных учений.

Таким образом, израильские оценки итогов и современного состояния российской операции в Сирии не утешительны с точки зрения стратегических интересов Иерусалима. Касается это, прежде всего, того, что воздействия на Тегеран Москва оказывать не собирается. При этом остается вопросом, почему именно так происходит. С одной стороны, можно продолжать верить в то, что ИРИ и РФ имеют единые цели  в процессе урегулирования конфликта в Сирии, хотя в Израиле давно в это не верят. С другой стороны, не исключено, что здесь применяется та же логика, что и в случаях, когда против израильских атак на сирийской территории российские ЗРК не используются из опасений, что они могут не справиться с поставленной задачей, продемонстрировав неэффективность и подорвав экспортный потенциал ВПК. Так и с Ираном, не имея возможности давить на него, Россия вынуждена поддерживать совместную работу, поскольку иначе приобретенному за счет сирийской войны авторитету будет нанесен  заметный урон.

Вопрос о союзниках Израиля. На него, как кажется, однозначного ответа также нет. И в том, что касается США, проблема заключается как раз в названном выше отсутствии стратегии. Точнее сказать, она есть и сводится к тому, чтобы сократить собственное американское присутствие в регионе, возложив практические задачи на самих местных игроков, а также европейцев. Учитывая это, Израиль в долгосрочной перспективе не может рассчитывать на США, а также тех, кого Вашингтон хотел бы оставить после себя. А при таком раскладе Израиль может рассчитывать только на себя, в то время как любые союзнические отношения в случае эскалации будут определяться по принципу ситуационного реагирования и общности тактических целей. Наконец, обращает на себя внимание то, что в израильских оценках большое значение уделяется личностям, а именно В.В.Путину, Б.Асаду или Д.Трампу. Именно на основе типичного для них паттерна поведения и строятся прогнозы, вместе с тем с течением времени по объективным причинам начнется их сменяемость, что может поставить Израиль в иную реальность.

[i]
Russian, Iranian and Syrian special forces in a joint military maneuver in the Deir az-Zor region of Eastern Syria. Russia began to transfer military equipment through Abu-Kamal crossing. (in Heb.) // Debka. 03.10.2019. URL: https://www.debka.co.il/וסוריים-אירניים-רוסיים-מיוחדים-כוחות/

[ii]              Svetlova K. Now it’s clear that Putin will not save us (In Heb.) // Yedioth Arronoth. 02.10.2019. URL: www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-5601133,00.html

62.86MB | MySQL:102 | 0,546sec