Пакистан приближается к кризису с питьевой водой

1 августа с.г. в Стокгольме (Швеция), где расположен Институт воды, уже в 17-й раз прошла конференция по проблеме питьевой воды в мире и была проведена Всемирная неделя воды. Участники мероприятия с сожалением отмечали, что, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), более 1 млрд человек не имеют возможности пользоваться чистой водой для питья и около 2,4 млрд не обладают достаточными бытовыми и санитарно-техническими условиями. Все это послужило причиной смерти 2,2 млн человек в год, среди которых много детей. Особенно тревожная ситуация складывается в крупных городах развивающихся стран, но и развитых также[1].

По оценкам Всемирного фонда дикой природы (WWF), около половины населения Земли страдает от недостатка пресной воды, миллионам жилищ постоянно угрожают наводнения, другим, наоборот, опустынивание и засуха. Основную причину нехватки пресной воды экологи видят в деградации экосистем, в том числе водных[2]. Мир на грани острой нехватки воды: ведь ныне 1 л питьевой воды стоит столько же, сколько 1 л бензина! А к 2025 г., когда на земле будут проживать еще на 2,6 млрд людей больше, две трети из них будут жить в условиях острой нехватки воды, а треть — в полном ее отсутствии. Спрос превысит наличие на 56%[3]. Каждые 20 лет потребление воды увеличивается вдвое, в богатых странах люди не стесняют себя потреблением воды, растущие ныне отрасли промышленности (высокотехнологические) также используют много воды. Таким образом, проблема пресной воды – это проблема не только дикой природы, но и всего человечества.

А стоит ли проблема с питьевой водой в Пакистане и как она решается? Многие экологи, экономисты, бизнесмены считают, что Пакистан находится на грани кризиса с пресной водой, и если не будут приняты серьезные меры по улучшению ее качества и количества, население ощутит кризис в полной мере. Уже сейчас пример города Хайдарабада показал, что загрязненная вода лишает людей жизни: 50 умерших и 300 серьезно заболевших; в провинции Синд из-за нехватки воды высохло 5 тысяч озер, что сделало около 1 млн человек безработными и заставило 100 тысяч семей переехать в другие районы. И все это далеко не отражает действительной ситуации, создавшейся в Пакистане, а ведь природа была добра к этой стране, создав подземные источники, обильные реки пресной воды, но впоследствии это достояние было практически уничтожено[4].

Положение с пресной водой настолько обострилось, что группа неправительственных организаций и организаций гражданского общества потребовала у правительства усилить действие законов и актов, регулирующих их, чтобы установить контроль за окружающей средой и качеством воды. «Группа семи» провозгласила лозунг: «Пакистанские воды в состоянии риска» и предложила, во-первых, установить стандартизацию воды и окружающей среды под надзором правительства и возобновить действие различных парламентских актов (особенно Пакистанского акта защиты окружающей среды 1997 г.); во-вторых, все организации, отвечающие за чистоту воды, не должны допускать загрязнения вод и окружающей среды и отвечать за неисполнение соответствующих актов, и, наконец, необходимо создать комиссию гражданского общества, которая проводила бы постоянный мониторинг за качеством воды в стране.

Значение указанных мер неоспоримо, ибо из-за употребления загрязненной воды в Пакистане умирало до четверти миллиона детей[5], не говоря уже об огромном ущербе, вызываемом чисто экономическими причинами, связанными со стоимостью лекарств и лечения, а также психологическими и социальными причинами, поскольку семьи-жертвы страдают от постоянных стрессов. По правительственным данным, каждый третий пакистанец пьет некачественную воду. Это связано с тем, что, по тем же данным, 99% промышленных отходов и 92% городских сточных вод вливаются в реки и море[6].

Анализ воды, используемой в таких городах-миллионщиках, как Карачи, Лахор, Хайдарабад, Пешавар, Мултан, и других менее населенных (например, Исламабад и Абботабад), показал наличие биологически и химически вредных составляющих в воде. Обеспокоивающие данные приводятся в исследованиях Национального института здоровья: три четверти воды, используемой в федеральной столице Исламабаде, непригодно для питья, 36% жителей Синда и Пенджаба потребляют воду, в которой, по стандартам Всемирной организации здравоохранения, количество мышьяка в пять раз превышает допустимую норму. В воде в ряде районов страны наблюдаются излишки свинца и других металлов[7].

Национальный институт здоровья подвергается критике в связи с тем, что только время от времени проводит анализы химического и бактериологического состава воды по 600 рупий за каждый образец, однако не занимается изучением наличия свинца и мышьяка в питьевой воде. В пакистанской прессе приводятся примеры угрожающего состояния воды в Фейсалабаде и окружающей его местности. Сточные воды наполняют почву такими веществами, как никель, свинец, хром, кадмий, железо, и другими. Вследствие этого 30-40% пациентов, обращающихся к врачам, страдают от болезней, связанных с качеством воды[8].

Однако население страдает не только от качества воды, но и от ее нехватки, поскольку Пакистан относится к наиболее засушливым странам мира, хотя и несколько превосходит выход воды на душу населения в мире: 1250 куб. м в год в Пакистане и 1000 куб. м в среднем в мире[9].

Правительство, неправительственные общественные организации признают надвигающуюся угрозу и периодически проводят семинары и конференции с такими повестками дня, как «Питьевая вода убийца: роль государства и его ответственность», международные конференции, например, «Эксповода и вода Азии 2007».

В январе с.г. США предоставили помощь в 16,7 млн долларов на обеспечение чистой питьевой водой населения в 31 районе во всех четырех провинциях страны, включая район землетрясения и Кашмир. Это часть из проекта в 1,5 млрд долларов, выделяемых США в качестве помощи на ближайшие пять лет для улучшения экономического роста, образования, здравоохранения и системы управления[10]. Провинциальные правительства, различные правительственные органы (например, Водное и санитарное агентство) разрабатывают кратко- и долгосрочные планы по увеличению и улучшению качества питьевой воды. Так, правительство Пенджаба намерено израсходовать 10 млрд рупий на различные проекты по снабжению провинции водой. В Северо-западной пограничной провинции (СЗПП) также будут проведены работы по строительству дамб, колодцев, прокладке каналов и водопроводов. Положение с питьевой водой в этой провинции настолько обострилось, что ее правительство отказывается снабжать питьевой водой столицу Исламабад и прилегающий к нему город Равалпинди[11].

Правительство страны разрабатывает перспективные планы до 2015 г. по снабжению населения питьевой водой и улучшению санитарных условий. Оно обещает обеспечить 93% всего населения чистой питьевой водой и 90% санитарными условиями, а также намерено израсходовать 28,4 млн рупий на наведение экологического порядка в школах и колледжах и 160 млн рупий на программы увеличения человеческих ресурсов. Обширные программы по строительству больших и малых дамб, плотин, борьба с засолением и заболачиванием земель также должны улучшить снабжение населения водой. Хотелось бы верить, что эти планы осуществятся[12].

 

 


[1] РИА. Росбизнесконсалтинг, 24.08.2007.

[2] Пандatimes, май, 2007. (Приложение к газете «Коммерсант»).

[3] Defence Jourmal, July, 2004.

[4] Defence Jourmal, July, 2004.

[5] The News, 17.02.2007.

[6] The News, 10.07.2006; 17.02.2007.

[7] The News, 10.07.2006; 2.02.2007.

[8] The News, 26.02.2007; The Nation, 24.07.2007.

[9] The News, 5.07.2006.

[10] The News, 15.01.2007.

[11] Dawn, 10.11.2006; The News, 16.12.2006, 8.12.2006.

[12] Islamabad Daily, 2.07.2006; The News, 16.02.2007.

52.33MB | MySQL:103 | 0,607sec