Военно-политическая обстановка в Ираке (август 2007 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в августе 2007 года в целом продолжала характеризоваться сложностью и нестабильностью. Положение дел в сфере безопасности сохранялось напряженным, хотя здесь можно отметить ряд позитивных изменений. Некоторые подвижки в направлении размораживания политического процесса и произошли во внутриполитической ситуации, хотя преждевременно говорить об этом как о поступательно развивающейся тенденции. В прошедшем месяце иракское руководство заметно активизировало свою внешнеполитическую деятельность, особенно в отношениях с соседними государствами.

По оценке зарубежных экспертов, нынешний конфликт в Ираке представляет собой «мозаику», «составленную из многих частей», т. к. различные иракские группировки «борются за разные цели» и по «самым различным причинам», а в результате в стране одновременно идет «много войн, бушующих на суннитских, шиитских и курдских территориях».

В августе был опубликован очередной доклад американских разведслужб по Ираку. В разработке этого документа участвовали 16 спецслужб, включая ЦРУ, разведуправление МО и разведслужбы видов ВС США. Характерен заголовок рассекреченной части доклада: «Перспективы достижения стабильности в Ираке: некоторый прогресс, но национальное примирение труднодостижимо». В документе подчеркивается, что с января 2007 г. в Ираке в сфере безопасности достигнуты «ощутимые, хотя и неровные перемены к лучшему». Вместе с тем, общий уровень насилия в Ираке остается высоким. Особо отмечается, что «вражда между группировками, созданными по религиозному признаку, не преодолена». Указывается на неспособность иракских политических лидеров «эффективно управлять» собственной страной. В целом, по оценке спецслужб США, в ближайшие 6-12 месяцев процесс нормализации обстановки в Ираке будет идти «скромными» темпами при сохранении высокого уровня насилия. Со своей стороны, вашингтонская администрация считает, что «ключевые выводы», содержащиеся в представленном докладе, «ясно демонстрируют», что избранная Белым домом стратегия борьбы с боевиками «стала замедлять быстро росшее в Ираке насилие», а это «является предпосылкой» к боле крупным позитивным переменам в этой стране. Президент США Дж. Буш также говорил о «хороших результатах», которые, по его мнению, принесла новая стратегия его администрации в Ираке. Президент особо подчеркнул успехи в борьбе с террористами из «Аль-Каиды», но в то же время признал, что политические процессы в Ираке идут медленно.

Вместе с тем, министр обороны США Р. Гейтс был вынужден признать, что вашингтонская администрация, видимо, недооценила сложность проведения в Ираке политических реформ, степень недоверия, которое испытывают друг к другу различные иракские политические силы. Гейтс также выразил разочарование отсутствием «политического прогресса» в стране, подчеркнув, что «политическая система Ирака не способствует национальному примирению», а последние события здесь «не вызывают оптимизма». Еще более резко высказался о ситуации в стране американский посол в Багдаде Р. Крокер, заявивший, что говорить о каком-либо прогрессе на иракской политической сцене в настоящее время не приходится.

Отдельно упомянем о письме в газету «Интернэшнл геральд трибьюн» группы американских военнослужащих, проходящих службу в Ираке в составе 82-й воздушно-десантной дивизии. В нем они подчеркивают, что представления в Вашингтоне о возможности выиграть проводимые сейчас в этой стране операции по наведению порядка «далеки от действительности». Авторы письма скептически относятся «к репортажам, рисующим иракскую ситуацию как все более управляемую», заявляя, что в СМИ «игнорируются растущие социальные и политические беспорядки» в Ираке, свидетелями которых ежедневно становятся американские солдаты и офицеры. Также подчеркивается, что вооруженным силам США в Ираке приходится иметь дело «с решительными врагами и сомнительными союзниками». Утверждается, что в стране произошла замена режима «тирании партии Баас на тиранию исламистов и криминального насилия». Целью же публикации письма авторы видят не в пораженческих настроениях, а в стремлении «предостеречь от продолжения неадекватной политики».

В августе положение дел в сфере безопасности в Ираке в целом сохранялось трудным, а в ряде регионов страны продолжало характеризоваться повышенной напряженностью. Вместе с тем, в развитии ситуации происходили изменения в сторону снижения эскалации насилия. Так, американским войскам при участии иракской армии и сил безопасности, а также усиливающейся поддержке со стороны вождей племен и части бывших суннитских повстанцев удалось ограничить возможности боевиков экстремистской группировки «Аль-Каида в Ираке» совершать террористические и боевые акции в ряде районов страны. Вместе с тем, происходит рост насилия в южных районах Ирака. Число погибших иракцев возросло с 1690 чел. в июле до 1809 чел. в августе.

ВС США при участии иракской правительственной армии в августе продолжали проводить в различных регионах страны несколько крупных войсковых операций против боевиков-сторонников «Аль-Каиды», шиитских и суннитских вооруженных формирований. Большая часть этих операций осуществлялась в районах, прилегающих к Багдаду, и в провинции Дияла к северо-востоку от столицы. Особо отметим активизацию вооруженного противостояния американских войск с боевиками «Армии Махди», подчиняющейся М. ас-Садру, что имело место главным образом в Багдаде и некоторых районах иракского юга. В проводимых боевых мероприятиях американцы активно задействовали большое количество различной бронетехники, аэромобильные подразделения, боевую и военно-транспортную авиацию.

В августе 2007 г. в центре, на севере и западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Эль-Хадита, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Эль-Халис, Балад, Хувейджа, Туз-Хурмату, Эт-Тармия, Эд-Дуджайль Джурф эс-Сахр, Эль-Каим, Эт-Таджи, Синджар, Кахатания и в ряде других мест. Наиболее сложная и нестабильная ситуация продолжала сохраняться в Багдаде и прилегающих к столице районах. Сложной оставалась обстановка в провинциях Дияла (административный центр г. Баакуба), Таамим (Киркук), Салах-эд-Дин (Тикрит), Найнава (Мосул) и Анбар (Рамади).

Несмотря на все усилия, прилагаемые американским командованием и иракскими властями, Багдад продолжает оставаться главным источником нестабильности в стране. Именно в столице и прилегающих к ней районах происходит большая часть терактов, вооруженных нападений, других насильственных действий. Не удается даже пресечь обстрелы боевиками «зеленой зоны» города, где размещены основные иракские государственные учреждения, командование ВС США в Ираке и многие иностранные посольства. Вместе с тем, число крупных терактов в столице значительно сократилось. Отмечается и снижение доли Багдада в статистике потерь иракского гражданского населения и личного состава армии и сил безопасности — с 76 проц в январе до 52 проц в июле.

Американские войска при содействии иракской армии и полиции в прошедшем месяце провели крупную войсковую операцию «Призрачный удар» против различных вооруженных группировок, действующих в столице и прилегающих к ней районах, и их инфраструктуры. При этом основные усилия были направлены против боевиков и террористов, сотрудничающих с «Аль-Каидой».

В целом командованию ВС США и иракским правительственным силам удалось добиться в столице и ее окрестностях лишь ограниченных успехов, установив более или менее надежный контроль над рядом районов города и «багдадского пояса».

В августе американские войска и иракские правительственные силы практически постоянно проводили операции против боевиков и террористов в провинции Дияла. Так, в наиболее крупной из них участвовали 16 тыс. американских и иракских военнослужащих, действия которых активно поддерживала авиация. К настоящему времени военные США смогли установить контроль над ключевыми районами провинции, особенно в долине реки Дияла (приток Тигра), где отмечалась наиболее высокая активность боевиков — сторонников «Аль-Каиды», и тем самым предотвратить превращение этого региона в один из главных оплотов экстремистов в стране. И все же обстановка в провинции Дияла остается очень сложной и здесь речь пока не идет о полном разгроме сил противника.

Ситуация в сфере безопасности в западной провинции Анбар постепенно улучшается. Здесь из числа местных суннитов в последние месяцы набраны 13 тыс. полицейских, часть из которых несет службу в приграничных с Сирией районах, а также участвует в борьбе с боевиками и террористами из «Аль-Каиды». Стабилизируется обстановка в центре провинции г. Рамади, однако обеспечение безопасности в городе требует наличия крупных сил — 4,7 тыс. военнослужащих и 7,4 тыс. полицейских. В целом же говорить о полной нормализации обстановки в провинции Анбар еще не приходится.

В северных, центральных и западных районах Ирака все более характерным явлением становятся нападения боевиков и теракты в небольших населенных пунктах. Так, 15 августа вблизи г. Синджар на севере Ирака, где проживают курды-езиды, произошла серия крупнейших терактов, в результате которых погибли свыше 400 человек.

Потенциальным районом крупного межэтнического конфликта (курды, арабы, туркоманы) на севере страны является г. Киркук, где сохраняется напряженная обстановка и регулярно происходят вооруженные нападения, теракты и т. п. Да и в целом иракский север представляет собой зону серьезны межэтнических трений. Для обеспечения безопасности здесь сосредоточены крупные правительственные силы. Только в провинции Найнава размещено ок. 10 тыс. военнослужащих и 19 тыс. полицейских.

На высоком уровне оставалась в июне интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Эль-Махмудийя, Эль-Мусайиб, Сальман-Пак, Эль-Латифийя, Эль-Искандерия. В августе вблизи г. Сальман Пак и районе Араб Джабур американцы провели крупную войсковую операцию с участием 4 тыс. военнослужащих с целью ликвидации различных групп боевиков («Аль-Каиды», шиитских, суннитских) и их баз.

Все более осложняется обстановка на юге Ирака. Значительные территории этого региона находятся под контролем различных шиитских группировок, зачастую имеющих очень слабые связи с крупными политическими партиями, а тем более с центральным правительством. По оценке американского и британского командования, расширяются зоны иранского влияния, особенно в приграничных районах на юго-востоке Ирака. Повсеместно проявляет себя организованная преступность.

Американцы во многом возлагают ответственность за ухудшение обстановки на юге Ирака на британское командование, которое, по их мнению, не уделяло в последнее время должного внимания этой проблеме и потеряло контроль над ситуацией. К тому же британцы изначально (с 2003 г.) не располагали в Ираке крупными людскими ресурсами для надежного контроля над вверенными им территориями. Командование ВС США сообщило о готовности ввести дополнительные силы в южные районы Ирака после ухода оттуда британских войск. В частности, это относится к крупнейшему городу региона — Басре.

На юге страны в августе теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эль-Кут, Эд-Дивания, Хилла, Амара, Кербела, Эс-Самава, Эн-Наджаф, Эс-Сувейра, Эль-Куфа, Эль-Курна, Эн-Нуумания и в некоторых других местах.

В августе в результате терактов (подрыва взрывных устройств на автодороге) погибли губернаторы провинций Мутанна и Кадисия (оба состояли в крупнейшей шиитской партии Высший исламский совет Ирака — ВИСИ).

В Басре не прекращается борьба местных и общеиракских шиитских партий и группировок за контроль над городом и одноименной провинцией, которая сопровождается убийствами и похищениями людей. Здесь активно действуют мафиозные кланы. В то же время местная полиция, многие сотрудники которой тесно связаны с незаконными вооруженными формированиями, участвуют в религиозных чистках, различных видах насилия, других преступных действиях, сама представляет серьезную проблему, решение которой вряд ли возможно в ближайшем будущем. В Басре также усилились нападения на места дислокации британских войск. Только за последние три месяца они 450 раз подвергались ракетным и минометным обстрелам. Считается, что большинство из них совершили боевики «Армии Махди». В итоге британское командование приняло решение о выводе своих подразделений из города в район аэропорта, что и было осуществлено в начале сентября.

28 августа в священном для шиитов г. Кербела во время религиозных торжеств с участием большого числа паломников произошли крупные беспорядки, в ходе которых погибли 55 и получили ранения до 300 чел. Считается, что причиной беспорядков стало противостояние между боевиками «Армии Махди» и силами ВИСИ. Паломники были срочно эвакуированы из города, а торжества прекращены. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики, недовольный действиями полиции в Кербеле, снял с должности начальника Центра полицейских операции и лично возглавил эту структуру. Также были уволены со службы ок. 1500 сотрудников полиции.

В Иракском Курдистане в августе обстановка в целом сохранялась стабильной.

Продолжается противостояние между арабами-суннитами и шиитами, хотя его острота несколько снизилась. Тем не менее, не прекращаются убийства и похищения политических и религиозных деятелей обеих общин, ежедневно в различных городах страны находят тела убитых суннитов и шиитов. Нападениям подвергаются суннитские и шиитские мечети, продолжаются убийства бывших активистов партии Баас (преимущественно суннитов).

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, суннитские повстанцы и шиитские боевики совершают нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные (преимущественно американские) войска, в т. ч. переводчиков, представителей иракской интеллигенции, особенно профессоров и преподавателей ВУЗов, иностранцев, работающих в Ираке, предпринимателей. Частым нападениям подвергаются иракские журналисты. Продолжаются нападения на женщин и детей. Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. Одним из наиболее широко применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих автомашины, начиненные взрывчаткой, в местах большого скопления людей или около различных объектов.

Одной из характерных особенностей современного Ирака стало широкое участие детей и подростков в подготовке и осуществлении боевых и террористических акций, похищении людей, убийствах. Частично это объясняется тем, что иракская «Аль-Каида», испытывая трудности в вербовке новых боевиков, стала шире привлекать в свои ряды несовершеннолетних. Очень часто это происходит из-за желания родителей заработать на участии своих детей в оказании содействия боевикам и террористам. Так, за закладку ребенком одного взрывного устройства боевики платят от 200 до 300 долл., а на такие деньги семья может прожить два-три месяца. Оценочно, 85 проц детей, привлекаемых к подобного рода «деятельности» — сунниты из северных и западных районов страны. Отмечено также неоднократное участие детей в силовых акциях «Армии Махди».

Боевики, повстанцы и террористы совершают нападения на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы, представительства и здания СМИ. В различных районах Ирака систематически происходят подрывы мостов.

Продолжаются активные действия повстанцев и боевиков на автодорогах страны, что существенно затрудняет снабжение американских войск, создает препятствия на пути нормализации экономической жизни Ирака. Для обеспечения безопасности передвижения конвоев на автодорогах американское командование по-прежнему вынуждено привлекать крупные силы, включая авиацию.

В числе важных целей диверсий и терактов остаются объекты нефтяной отрасли в различных районах страны. Нападениям боевиков подвергаются линии электропередач и связи.

Тактика действий боевиков, повстанцев и террористов продолжает совершенствоваться и отличается гибкостью, умелым приспособлением к меняющейся обстановке. Все чаще ими совершаются т. н. «комплексные нападения», представляющие собой скоординированные действия нескольких боевых групп с использованием различных тактических приемов, взрывных устройств, метания гранат, огня из стрелкового оружия и гранатометов. Отмечается использование боевиками все более сложных взрывных устройств, что затрудняет борьбу с ними. По-прежнему проявляют активность снайперы.

Финансирование деятельности боевиков, повстанцев и террористов зачастую происходит за счет денег, выделяемых США на восстановление и реконструкцию различных иракских объектов. Это делается путем оплаты компаниями и фирмами «невмешательства» боевиков и повстанцев в строительные и ремонтные работы и т. п.

Иракская «Аль-Каида», даже после понесенных серьезных потерь в результате проведенных в последние месяцы операций ВС США и иракских правительственных сил, сохраняет значительный потенциал. По американским оценкам, 45 проц иностранных террористов и боевиков, действующих в Ираке, являются подданными саудовского королевства, 15 проц — гражданами Сирии и Ливана, 10 проц — выходцами из стран Северной Африки. При этом до 50 проц террористов-смертников — саудовцы.

Несмотря на некоторое снижение активности, суннитские повстанцы продолжают действовать в Багдаде, центральных, северных и западных районах Ирака. При этом главной мотивацией для продолжения ими вооруженной борьбы остается усиление шиитского доминирования в политике и во властных структурах и стремление восстановить суннитские позиции в политике и экономике. Также суннитские повстанцы выступают против иностранного (американского) военного присутствия в Ираке.

Командование ВС США и региональные иракские власти продолжают практику сотрудничества с местными племенами (преимущественно суннитскими) и бывшими суннитскими повстанцами в интересах борьбы против иностранных боевиков и террористов из числа сторонников »Аль-Каиды» и других аналогичных группировок. Подобного рода сотрудничество налажено в Багдаде, провинциях Анбар и Дияла, в ряде других мест. Опыт по налаживанию сотрудничества с суннитскими племенами и бывшими повстанцами американское командование пытается перенести на провинции Салах-эд-Дин и Найнава. В то же время многие видные шиитские политики с опасением относятся к созданию под американским патронажем суннитских вооруженных формирований, видя в них потенциальную силу, которая при определенных обстоятельствах может быть использована против шиитов. Однако формально премьер-министр Н. аль-Малики не высказывает своего недовольства оп этому поводу.

Концентрируя в последние месяцы усилия на борьбе с иракской «Аль-Каидой», командование ВС США значительно меньше внимания уделяло шиитским вооруженным группировкам, что привело к усилению их боевой и террористической активности, в т. ч. и против американских и британских войск (в июле 73 проц боевых потерь ВС США и Великобритании приходится на действия шиитов). В настоящее время шиитские боевики совершают до половины всех вооруженных нападений, терактов и других насильственных действий в стране (в январе — ок. 30 проц). По информации американского командования, значительную помощь шиитским вооруженным формированиям оказывает Иран, который поставляет им оружие, боеприпасы, оказывает содействие в подготовке кадров.

Вместе с тем, ситуация может измениться. В конце августа сразу же после кровавых вооруженных столкновений, произошедших в Кербелле, лидер «Армия Махди» имам М. ас-Садр призвал своих сторонников приостановить на шесть месяцев ее деятельность, в т. ч. вооруженные акции. Руководством исламистов объявлено, что это решение принято для реорганизации группировки и ее приведение в соответствие с базовыми принципами, «на основе которых она была создана». Вместе с тем, помощник ас-Садра шейх А. аш-Шаабан позднее объявил, что сторонники радикального имама воздержатся от нападений на иракские правительственные силы, но не собираются прекращать акций против американских войск. Противоречивая информация о намерениях радикальных исламистов расцениваются экспертами как свидетельство острой внутренней борьбы в руководстве организации. Не исключено, что решение о приостановке ее деятельности связано с намеченным визитом в Ирак президента Ирана М. Ахмадинежада. Правительство Ирака и командование ВС США в этой стране положительно оценили решение лидера «Армии Махди» приостановить активность возглавляемой им организации.

Сложная обстановка сохраняется на границах Ирака с соседними государствами. Иракские пограничники ежемесячно задерживают 15-20 предполагаемых боевиков. Но это лишь малая часть тех, кто пытается проникнуть на территорию страны для участия в вооруженной борьбе против иностранных войск и багдадского режима. В августе имели место вооруженные инциденты на границах Ирака с Турцией и Ираном, которые были связаны с деятельностью находящихся на иракской территории курдских сепаратистских группировок.

8-9 августа в Дамаске прошло заседание международной рабочей группы по вопросам пограничного контроля в Ираке. В нем участвовали представители стран, граничащих с Ираком, Великобритании, США и Ирака. Саудовская Аравия во встрече не участвовала. По итогам заседания приняты рекомендации по усилению противодействия проникновению боевиков и пресечению контрабанды оружия на иракскую территорию.

Одним из серьезных факторов, влияющих на ситуацию в сфере безопасности в Ираке, остается наличие в стране, в т. ч. на руках у населения, огромного количества различного оружия и боеприпасов. По информации СМИ, у иракского населения, в т. ч. у боевиков вооруженных группировок имеется свыше 7 млн единиц различного оружия. Как показывает практика, в местных силовых структурах нет надлежащего учета и контроля за движением оружия. Так, начавшаяся в силовых структурах замена автоматов Калашникова на американские М-16 и М-4, привела к появлению на «черном рынке» большого числа автоматов АК. Много оружия иракские военнослужащие и полицейские просто теряют. Очень существенные недостатки в данной области имеются и у американцев. В итоге большое количество оружия пропадает, попадает в руки повстанцев, боевиков или криминальных элементов. В частности, американские власти не знают о местонахождении 190 тыс. единиц стрелкового оружия, которое было поставлено в Ирак с июня 2004 по сентябрь 2005 г. Речь идет о 100 тыс. автоматах Калашникова и 80 тыс. пистолетов. Также пропали 135 тыс. бронежилетов и 115 тыс. касок. Крупные партии оружия контрабандным путем вывозятся из Ирака. В частности, турецкие власти обнаружили, что американское оружие, поставлявшееся в Ирак, оказалось у курдских сепаратистов.

В августе иракские власти опубликовали новый список разыскиваемых деятелей саддамовского режима. Его возглавляет бывший заместитель С. Хусейна И. Ибрагим ад-Дури, на втором месте — М. Юнис аль-Ахмед, который считается главным финансистом суннитского сопротивления и возглавляет партию Баас в изгнании. На третьем месте Т. ат-Тикрити — бывший начальник военной разведки, который в настоящее время активно участвует в финансировании повстанцев.

В условиях не стихающего в стране насилия и произвола число иракцев, вынужденных покинуть места своего постоянного проживания, увеличилось с начала 2007 г. на 1,14 млн чел и достигло 4,2 млн чел. Число иракцев, ежемесячно покидающих страну, возросло в этом году с 50 до 60 тыс. чел. Созданные в ряде районов Ирака лагеря беженцев переполнены, испытывают большие трудности в обеспечении людей продовольствием, медикаментами и др.

По состоянию на 1 сентября 2007 г. списочная численность личного состава силовых структур Ирака не претерпела изменений и составляла 353,1 тыс. чел.: вооруженные силы — 158,9 тыс. чел. (сухопутные войска — 156,9 тыс., ВВС — 0,9 тыс., ВМС — 1,1 тыс. чел.); формирования МВД — 194,2 тыс. чел., в т. ч. полиция — 161,3 тыс. чел. Подготовкой иракских военнослужащих занимаются ок. 4 тыс. американских советников и инструкторов, а сотрудников МВД — 2 тыс. чел.

Слабыми сторонами иракских силовых структур остаются плохое качество управления, отсутствие инициативы у большинства военнослужащих и полицейских, в целом их вялое отношение к службе, постоянное отсутствие на службе выше трети личного состава, разделенность военных и сотрудников МВД по конфессиональному признаку. Многие военнослужащие и полицейские проявляют больше лояльности различным политико-религиозным группировкам, чем государственной власти. Повсеместно распространена коррупция, особенно в МВД. Кроме того, местная полиция в значительной степени поражена региональным сепаратизмом.

По оценке американских разведслужб, при совместных действиях с войсками коалиции (США) иракские армия и полиция проявляли себя «адекватно», а отдельные подразделения демонстрировали «растущую компетентность». В то же время вооруженные силы и МВД Ирака все еще не в состоянии «проводить крупные операции независимо от коалиции на долговременной основе и одновременно в нескольких районах» страны. Именно поэтому, по признанию заместителя командующего ВС США в Ираке генерала Р. Одьерно, американские войска не могут уже «завтра взять и передать дела силам безопасности Ирака» и «должны делать это медленно, в течение длительного времени, чтобы не потерять достигнутое в области безопасности».

Со времени создания в октябре 2004 г. натовской Координационной группы по обучению и оснащению, европейские страны Североатлантического альянса поставили в Ирак оружия, боеприпасов, снаряжения и транспортных средств на сумму 149 млн долл. В 2004-2006 гг. силами НАТО подготовлено свыше 4000 иракских офицеров.

Ирак и Иордания согласовали вопросы обмена разведывательной информацией в интересах борьбы с «Аль-Каидой» и другими вооруженными группировками в регионе. При этом иракцам пришлось «выслушать от иорданцев опасения насчет того, что в иракские силы безопасности смогли проникнуть лица, поддерживаемые шиитскими милициями и Ираном».

Независимая американская комиссия, созданная по решению Конгресса США, призывает администрацию Буша полностью расформировать Национальную полицию Ирака (НПИ) и создать вместо нее новую правоохранительную службу. Соответствующая рекомендация содержится в докладе означенного органа, возглавляемого бывшим командующим ОВС НАТО в Европе генералом Дж. Джонсом. По заключению комиссии, НПИ в ее нынешнем виде настолько коррумпирована и включает так много представителей шиитских военизированных формирований, причастных к внесудебным расправам, что пытаться реформировать ее не имеет смысла. Это признали и официальные лица МО США. В связи с этим эксперты настаивают на расформировании полиции и создании новой элитной правоохранительной структуры, которая по размеру будет гораздо меньше предшественницы.

Справка. Национальная полиция Ирака — специальное формирование в составе МВД в чем то схожее по своим функциям с внутренними войсками. В настоящее время насчитывает 26,3 тыс. чел. и состоит из 28 батальонов («коммандос», механизированных, обеспечения общественной безопасности). НПИ укомплектована в основном шиитами.

По состоянию на 1 сентября 2007 г. группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала 162 тыс. чел. в составе 20 боевых бригад.

Командующий ВС США в Ираке генерал Д. Петрэус сообщил, что наращивание американской группировки в этой стране может быть продолжено до начала 2008 г. Одновременно генерал предупредил, что быстрого и крупного сокращения войск в Ираке ожидать не следует, т. к. «в противном случае это поставит под угрозу все, чего удалось добиться « в этой стране, хотя в 2008 г. Петрэус не исключил некоторое уменьшение численности ВС США в Ираке.

Вместе с тем, усталость американских войск, действующих в Ираке, достигла такого уровня, что поставлена под вопрос сама возможность дальнейшего ведения ими военных действий. Измотанность личного состава выражается, в частности, увеличением втрое числа дезертиров и ростом психических расстройств у солдат и офицеров. Происходит массовый отток из армии офицеров и квалифицированных кадров. Также увеличивается количество выходящего из строя вооружения и техники, которые ускоренно изнашиваются в трудных природно-климатических условиях Ирака.

Потери личного состава ВС США в Ираке в августе 2007 г. составили убитыми 87 чел. (в июле 86 чел.) и ранеными ок. 600 чел. Таким образом, общие потери вооруженных сил США со времени начала иракской компании в марте 2003 г. по 31 августа 2007 г. достигли, по уточненным данным, убитыми 3982 чел. и ранеными ок. 27750 чел. Кроме того, четыре американских военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в августе 2007 г. убитыми 4 (Великобритания) и ранеными 8 чел. (Австралия, Великобритания, Польша).

Отмечается возрастание роли авиации в военных действиях в Ираке. Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, F/А-18, А-10, GR-4 «Торнадо», вертолеты армейской авиации) в августе продолжали оказывать постоянную поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, наносили удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов повстанцев и боевиков, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника. Особое внимание в прошедшем месяце уделялось контролю над дорогами, ведущими к Багдаду с тем, чтобы не допустить подвоз в столицу оружия и взрывчатых веществ. Ежедневно в августе авиация союзников совершала от 57 до 95 боевых вылетов (без учета вертолетов).

Наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригородах), Баакуба, Самарра, Басра, Балад, Эль-Махмудийя, Сальман-Пак, Эд-Дивания, Байджи, Эль-Кут, Эль-Мукдадийя, Кербела, Эль-Мусайб, Мосул, Таль-Афар, Киркук, Амара, Тикрит, Эт-Тармия, Хилла, Эн-Нуумания, Эль-Фаллуджа, Эль-Искандерийя, Эт-Таджи, Эль-Курна и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-12, GBU-31 и GBU-38, GBU-51, ракеты «воздух-земля» «Мейверик», другие авиационные боеприпасы. В июле и августе авиация ВМС США впервые применила в Ираке управляемые бомбы GBU-126/В, с «низким побочным разрушающим действием» (Low Collateral Damage Bombs), которые были разработаны по заявке Объединенного центрального командования американских ВС с целью снижения урона, наносимого гражданскому населению. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование активно использует в Ираке беспилотные летательные аппараты, особенно WQ-1 «Предатор», которые поражали противника ПТУРами. Кроме того, бомбардировщики В-1В и другие самолеты неоднократно совершали полеты над неспокойными районами страны с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе осуществляли американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

В августе в различных районах Ирака продолжали иметь место случаи ошибочного применения американскими войсками огневого воздействия, что приводило к жертвам среди гражданского населения.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (25) составляла на 1 сентября 2007 г. ок. 11,5тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (5,5 тыс. чел.), Южная Корея (2,0 тыс. чел.) и Грузия (ок. 2 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Высокопоставленные британские военные предупредили премьер-министра страны Г. Брауна, что затягивание вывода войск из Ирака приведет к увеличению потерь среди британских военнослужащих. В то же время Вашингтон оказывает давление на Лондон с целью не допустить быстрого вывода войск из Ирака. Президент Дж. Буш высказала намерение, чтобы войска США и Великобритании покинули эту страну одновременно. Со своей стороны, Г. Браун заявил об отказе от установления графика окончательного вывод британского контингента из Ирака.

Литва в августе вывела из Ирака подразделение своих ВС (50 чел.).

В целом наметившаяся в Ираке в последнее время тенденция на улучшение ситуации в сфере безопасности пока не приобрела устойчивого характера и положение дел в этой области все еще отличается напряженностью.

В августе 2007 г. в Ираке продолжался острый внутриполитический кризис, вызванный усиливавшимися разногласиями между ведущими политическими силами страны.

1 августа шесть министров из суннитского Исламского фронта согласия (ИФС) заявили о своем выходе из правительства. 6 августа четыре министра, представляющие «Иракский список», возглавляемый бывшим премьер-министром страны А. Алауи, также объявили о выходе из правительства. Ранее это сделал еще один министр этой группировки. Сторонники Алауи обвиняют нынешнего главу кабинета министров Н. аль-Малики в игнорировании требований «возвращения к программе национального примирения». 24 августа «Иракский список» подтвердил, что представляющие его министры окончательно покидают правительство. Всего, по состоянию на конец августа, 17 из 37 министров правительства Н. аль-Малики вышли из его состава или бойкотировали работу кабинета.

11 августа об отзыве своих депутатов (30) из парламента, «прекращении поддержки законодательной и исполнительной власти» и «всех политических процессов в стране» заявил официальный представитель радикального шиитского лидера М. ас-Садра (по информации командования ВС США, сам ас-Садр вновь покинул Ирак и находится в Иране).

Чего же добиваются иракские политические лидеры и руководимые ими партии и организации?

Курды не скрывают своих намерений добиться независимости и создания собственного государства, хотя и заявляют, что время для этого еще не наступило. Также курды стремятся расширить подвластные им территории, в первую очередь установить окончательный контроль над Киркуком и прилегающими к городу районами.

Шииты из Высшего исламского совета Ирака во главе с А. А. аль-Хакимом стремятся к созданию обладающего широкими полномочиями автономного региона на юге Ирака. А. Алауи намерен вернуться во власть, установить в стране светское правление (нынешний режим он считает исламистским) и добиться примирения между шиитами и суннитами. Ряд политических наблюдателей считают, что Алауи хочет стать «сильным человеком Америки» в Ираке. Нынешний премьер-министр Н. аль-Малики и его сторонники, поставленные на свои посты во многом благодаря американской «протекции» и компромиссу внутри шиитского сообщества, всячески пытаются сохраниться во власти, опираясь на всех возможных партнеров. Так, аль-Малики заявляет, что они с ас-Садром «из одной школы», а радикальный имам «не представляет угрозы Ираку». Сама же Партия исламского призыва, которую возглавляет аль-Малики, является «самой маленькой и наименее сильной в иракском шиитском альянсе». М. ас-Садр позиционирует себя в качестве общенационального лидера и стремится превратить подчиненную ему «Армию Махди» в такую же мощную и боеспособную силу, как ливанская «Хизбалла». При этом ас-Садр обвиняет аль-Малики в «близких отношениях» с США. В целом можно говорить об усилении, ожесточении противоречий и борьбы между различными шиитскими силами и группировками, что ставит под угрозу сохранение шиитского альянса, имеющего большинство в иракском парламенте и правительстве.

Суннитские политики ведут борьбу за восстановление позиций и влияния своей общины в политической жизни страны, обвиняя шиитов в развязывании массовых религиозных чисток и стремлении «восстановить Персидскую империю».

Представители четырех политических партий, составляющих основу правящей шиитско-курдской коалиции — ВИСИ, Партии исламского призывa, Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана — подписали 16 августа соглашение о создании т. н. альянса умеренных сил. По заявлению Н. аль-Малики, новый альянс «открыт для всех иракских партий и фракций, желающих созидать, а не разрушать, выступающих за мир, безопасность, единство и процветание Ирака». Вместе с тем, в альянс не вошли ИФС и «Иракский список».

26 августа было объявлено, что премьер-министр Н. аль-Малики, президент Ирака Дж. Талабани, вице-президенты Т. аль-Хашеми и А. А. Махди, глава курдской автономии М. Барзани договорились о ряде мер, направленных на преодоление политического кризиса и достижение национального согласия в стране. В частности, сообщается о намерении восстановить в праве на трудоустройство членов бывшей правящей партии Баас, провести выборы в провинциальные и местные органы власти, а также объявить частичную амнистию политзаключенным. Вместе с тем Т. аль-Хашеми сообщил, что хотя ИФС и поддержал совместно намеченные меры по преодолению кризиса, однако эта партия не вернется в правительство до тех пор, пока Н. аль-Малики не начнет проводить настоящие, конкретные реформы.

Действующая в подполье и за рубежом партия Баас заявила о своем отказе от сотрудничества с нынешней властью, пока в стране остаются иностранные войска. При этом правительство аль-Малики было названо «ставленником оккупантов», а инициативы по примирению — «ловушкой».

На иракском юге отмечается неуклонный рост сепаратистских настроений. В провинции Наджаф в начале августа состоялось совещание вождей племен провинций Басра, Ди-Кар, Кадисия, Наджаф, Мутанна и Майсан, на котором было подписано соглашение о создании «самоуправляемого правительства иракского юга», избран его глава и планируется формирование совещательного органа в составе 130 лидеров племен и представителей местной элиты. Эксперты считают, что образование этого «самоуправляемого» органа представляет собой противовес плану ВИСИ по созданию региональной автономии к югу от Багдада.

Очень трудная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. По оценке правительства страны, для ее восстановления необходимо, как минимум, 100-150 млрд долларов.

Значительные трудности сохраняются в снабжении населения и различных объектов электроэнергией, водой, топливом. Продолжаются регулярные отключения электричества и воды. Более того, южные провинции Басра, Кадисия, Ди-Кар и Бабиль отключают свои региональные электросети от центрально. Аналогично поступают и в северных провинциях, включая курдские. Все это приводит к серьезным перебоям в энергоснабжении Багдада. Порой дело доходило даже до того, что из 17 линий электропередач, ведущих к столице, работало лишь две.

Уровень добычи нефти в Ираке так и не достиг довоенного, чему препятствуют неадекватный учет производимой продукции, коррупция, саботаж и, конечно же, изношенность значительной части оборудования отрасли. Перспективы финансирования нефтяного сектора все еще неясны, а до принятия закона об углеводородах и начала его практической реализации трудно говорить о привлечении крупных иностранных инвестиций в отрасль.

Находившийся в августе с визитом в Москве министр нефти Ирака Х. аш-Шахрастани заявил, что условия участия иностранных компаний в разработке нефтяных месторождений страны будут жесткими. В частности, на месторождения сохраняются национальный суверенитет и контроль, добываемые нефть и газ остаются собственностью Ирака. Компании обязаны использовать в своей работе местные кадры и участвовать в их обучении, а также применять в Ираке самую современную технику и технологии.

Ирак и Иран договорились о строительстве нефтепровода для поставки иракской нефти из Басры в Абадан.

Правительство курдской автономии 7 августа утвердило региональный закон о нефти, сделав это, не дожидаясь принятия аналогичного общеиракского закона. Документ открывает путь для иностранных инвестиций в углеводородную отрасль трех провинций — Эрбиль, Сулеймания и Дакук, а также на «спорных территориях» в районе Киркука.

Развивается торговля курдской автономии с Турцией. В 2006 г. ее объем составил 3 млрд долл., а в 2007 г. стоимость товарооборота намечено довести до 5 млрд долл.

Консорциум из 23 южнокорейских компаний договорился с правительством курдской автономии о строительстве на ее территории большого числа инфраструктурных объектов. Речь идет о сооружении плотин, дорог и различных зданий.

Уровень безработицы в стране составляет 50 проц от численности трудоспособного населения, четыре миллиона иракцев недоедают.

Иракская система здравоохранения близка к коллапсу. Страна испытывает громадный дефицит врачей и других медицинских работников. Даже в Багдаде большинство больниц укомплектовано медперсоналом не более чем на 20 проц. До 90 проц иракских больниц не имеют необходимого медицинского оборудования.

В Ираке сохраняется очень сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка. На севере, в провинциях Сулеймания и Киркук в августе произошла вспышка холеры — заболевание было диагностировано у 124 человек, но медики говорят о 4 тыс. человек с симптомами заболевания. Причиной вспышки холеры и ее распространения стало заражение питьевой воды на одном из водоочистительных заводов, снабжающих питьевой водой г. Сулеймания.

Недоедание среди иракских детей возросло с 19 проц в довоенный период до 28 проц в настоящее время. 11 проц детей рождаются с недостаточным весом.

В августе было объявлено о начале реализации правительством масштабного проекта социально-экономического развития Ирака, стоимость которого оценивается в 11 млрд долл. Проект затрагивает 15 из 18 провинций (кроме курдской автономии, на развитие которой деньги идут отдельно) и ставит своей целью оживление экономики, искоренение безработицы, восстановление инфраструктуры. В частности, намечено строительство новых больниц, школ, мостов и дорог.

Таким образом, внутриполитическая обстановка в Ираке остается сложной. Вместе с тем, в конце августа появились признаки готовности части политических лидеров, представляющих различные этнические и конфессиональные общины, к поиску компромиссных выходов из сложившейся в стране кризисной ситуации. И все же пока еще рано говорить о том, что эта тенденция набирает силу, а тем более становится определяющей в иракской политической жизни.

В августе 2007 года иракское руководство заметно активизировало свою внешнеполитическую деятельность, особенно в отношениях с соседними государствами. И здесь хочется отметить один важный момент. Как видится, посещая иностранные государства, принимая зарубежных политиков в Багдаде, иракские лидеры всячески пытаются использовать это для упрочения своих позиций внутри страны, повысить собственный авторитет, продемонстрировать независимость своего политического курса.

Вашингтон на различных уровнях продолжал оказывать постоянное давление на правительство Ирака, премьер-министра Н. аль-Малики с целью заставить иракское руководство действовать более решительно в направлении политического урегулирования в стране. Президент США Дж. Буш неоднократно подчеркивал, что «иракский народ, как и американский, хочет видеть действия, а не только слова, причем действия эти должны производиться на политическом фронте». Буш постоянно отмечал, что иракское правительство не достигло своих политических целей: до настоящего времени не приняты законы о дебаасификации, о выборах в местные органы власти и углеводородах. При этом президент подчеркивал, что на региональном уровне очевиден «политический прогресс», особо выделив при этом западную провинцию Анбар. Вместе с тем, Буш заявлял об американской поддержке аль-Малики. Подобные «зигзаги» президента США свидетельствуют как о понимании Вашингтоном слабости, неэффективности кабинета аль-Малики, так и о том, что реальной замены ему у американцев пока не имеется.

Много внимания политики и СМИ уделяют предстоящему в середине сентября совместному докладу командующего иракской группировкой ВС США генерала Д. Петрэуса и американского посла в Багдаде Р. Крокера о степени эффективности нынешней стратегии США в Ираке. Вместе с тем, нет особых оснований полагать, что публикация этого документа приведет к существенным изменениям иракской политики Вашингтона. Так, Дж. Буш считает, что США «все еще находятся на раннем этапе новых операций» в этой стране, а достигнутые «в последние пару месяцев» успехи демонстрируют, что обстановка в Ираке «может меняться, и она меняется», но желаемые результаты не могут быть достигнуты «в одночасье», поэтому вашингтонской администрации требуется больше времени для реализации плана по стабилизации обстановки в Ираке.

Арабские партнеры США проводят в отношении Ирака т. н. «среднюю линию»: на словах они выражают поддержку багдадскому правительству, но на деле не спешат помогать ему. В Каире, Эр-Рияде и многих других арабских столицах не верят в способность правительства Н. аль-Малики обуздать насилие в стране, считают это правительство «частью самой проблемы, а не частью ее решения». Шиитское большинство иракского руководства арабы рассматривают как проводника иранского влияния и настаивают на усилении «суннитского элемента» в правительстве. В целом большинство арабских лидеров не испытывают доверия к правительству Н. аль-Малики.

6 августа в Багдаде прошла вторая встреча делегаций США и Ирана по проблемам безопасности в Ираке. По официальной информации состоялся «откровенный и серьезный» разговор, однако последующие события показали, что позиции Тегерана и Вашингтона по-прежнему далеки друг от друга.

По мнению президент Франции Н. Саркози, «решение иракского кризиса может быть только политическим, оно предполагает изоляцию экстремистов и осуществление подлинного национального примирения» при условии гарантированного доступа всех граждан Ирака к институтам власти и ресурсам страны. В августе состоялся первый после 2003 г. визит в Ирак министра иностранных дел Франции.

В течение прошедшего месяца в адрес премьер-министра Ирака Н. аль-Малики неоднократно раздавались критические высказывания (причем зачастую довольно резкие) со стороны некоторых американских и французских политиков. В частности, его обвиняли в некомпетентности, слабости, отсутствии политической воли и т. п. Это вызвало сильное раздражение у иракского лидера, который попросил зарубежных деятелей «уважать элементарный этикет в межгосударственных отношениях», а от главы французского МИДа Б. Кушнера потребовал извинений за его слова о том, что аль-Малики «работает неэффективно», а также за совет Кушнера госсекретарю США К. Райс о желательности замены главы иракского правительства.

Премьер-министр Н. аль-Малики в августе совершил визиты в Турцию, Иран и Сирию. В Анкаре был подписан «Меморандум о намерениях», направленный на нейтрализацию угрозы со стороны антитурецкой сепаратистской Рабочей партии Курдистана. В то же время Ирак не пошел на подписание полноценного соглашения о борьбе с терроризмом, на чем настаивала Турция.

В Тегеране Н. аль-Малики обсуждал главным образом вопросы, связанные с безопасностью в Ираке. При этом он утверждал: «Тегеран играет конструктивную роль в решении иракских проблем, в т. ч. в борьбе с терроризмом и установлением безопасности в Ираке». Эти слова аль-Малики вызвали недовольство в Вашингтоне. Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил, что политическая власть оккупационных войск во главе с США в Ираке «исчезает», а Тегеран готов заполнить образовавшийся вакуум «с помощью наших соседей, друзей в регионе, Саудовской Аравии, иракского народа». Со своей стороны, президент США Дж. Буш обвинил Тегеран в дестабилизации обстановки в Ираке, предупредив, что досрочный вывод американских войск из этой страны может «придать храбрости Ирану». Он также предостерег иранцев, что их вмешательство во внутренние дела Ирака «не останется без последствий».

В Дамаске Н. аль-Малики заверили в готовности «сделать все необходимое» для улучшения обстановки в Ираке, а президент САР Б. Асад осудил действия террористов в соседней стране. Руководители Ирака и Сирии заявили об обоюдной заинтересованности в налаживании политического диалога и развитии полномасштабного сотрудничества между двумя государствами. В то же время США скептически оценивают возможность радикального улучшения сирийско-иракских отношений, хотя в уже упомянутом докладе американских разведслужб отмечается, что Сирия «принимает меры против суннитских экстремистских группировок» (иракских, — авт.) в связи с угрозой, которую они представляют для правящего в Дамаске режима.

Король Иордании Абдалла II заявил о поддержке усилий иракских властей в вопросах достижения стабильности и безопасности в соседней стране.

Совет Безопасности ООН 10 августа принял резолюцию о продлении еще на один год мандата ооновской миссии в Ираке. Документ расширяет возможности миссии, в частности, в вопросах оказания содействия процессу национального примирения в стране, решении проблем беженцев и перемещенных лиц, продвижении экономических реформ и др.

Таким образом, в военно-политической обстановке в Ираке в августе 2007 года произошли некоторые изменения в направлении улучшения ситуации в сфере безопасности и возобновления политического процесса по национальному примирению. Однако их значение не следует преувеличивать, т. к. обозначившаяся тенденция еще очень слаба, не устойчива, да и в целом положение дел в Ираке остается очень сложным, со значительными элементами напряженности.

52.49MB | MySQL:103 | 0,474sec