Израильские эксперты определяют основные направления стратегии национальной безопасности Израиля. Часть 3

Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy, WINEP) опубликовал доклад под названием «Рекомендации по стратегии национальной безопасности Израиля» (Guidelines for Israel’s National Security Strategy). Авторы доклада: генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с 2014 по 2019 год, в настоящее время является военным научным сотрудником WINEP; и полковник (запаса) Габи Сибони – старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, руководитель программ военного и стратегического анализа и проблем кибербезопасности, основатель и редактор журнала Cyber, Intelligence, and Security. В работе над документом, помимо других сотрудников WINEP, приняли участие: директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин; д-р Анат Курц, директор по исследованиям, старший научный сотрудник и редактор INSS Insight; полковник (запаса) Юваль Базак[i].

Учитывая, что ценности нации отражают ее характеристики на глубинном уровне, являясь своего рода фундаментальной декларацией идентичности нации, ее видения и понимания смысла существования государства, и объединяющим основанием для всех его жителей, авторы доклада определяют ценности еврейского народа.

В этом контексте они отмечают, что Государство Израиль со столицей в Иерусалиме является национальным домом еврейского народа, существование которого справедливо, исходя из исторической тысячелетней связи еврейского народа с Эрец-Исраэль (Землей Израиля). Государство Израиль является еврейским и демократическим государством, которое стремится поддерживать абсолютное равенство в правах для всех своих граждан, независимо от религии, этнического происхождения или пола. Государство Израиль стремится в своих действиях исходить из принципа свободы, справедливости и мира, согласно пророкам Израиля. Государство Израиль стремится соблюдать святость жизни и создать модель общества взаимной ответственности, при этом уважая право меньшинств как составной его части, как указано в Декларации независимости. Государство Израиль останется верным принципам Устава ООН и полноправному членству в семье наций.

Исходя из вышесказанного, жизненно важные национальные интересы Израиля заключаются в том, чтобы:

  • Подтвердить, что Государство Израиль является национальным домом еврейского народа. Государство Израиль способствует существованию, безопасности и успеху еврейского народа, и служит источником гордости для евреев во всем мире. Государство Израиль функционирует, основываясь на ценностях еврейского народа, стремиться к созданию подавляющего еврейского большинства, служит источником вдохновения для всего еврейского народа и продолжает выполнять свою историческую миссию сбора изгнанников.
  • Закрепить и расширить еврейское большинство во всех частях государства. Государство Израиль поощряет еврейскую иммиграцию и стремится оптимально интегрировать и ассимилировать новоприбывших в израильское общество, одновременно работает над тем, чтобы предотвратить эмиграцию, вернуть граждан Израиля, живущих за границей, домой; поощряет естественный прирост и еврейское поселенческое движение во всех частях страны.
  • Укрепить связи с мировым еврейством. В первые годы существования государства, Израиль нуждался в помощи еврейской диаспоры, выходцы из которой сделали возможным развитие ранних еврейских поселений и создание образовательной и медицинской инфраструктуры. В связи с улучшением экономической ситуации в Израиле и изменением отношения евреев диаспоры к государству эти роли видоизменились. Государство Израиль должно активно укреплять свои связи с еврейскими общинами по всему миру, что также означает выделение на это ресурсов.
  • Поддержать качественные преимущества Израиля. Государство Израиль должно стремиться развивать качественное превосходство своих человеческих ресурсов, также как и непревзойденное научное, технологическое и экономическое превосходство. В то же время оно должно увеличить поддержку малообеспеченных слоев населения, сделав упор на образование для всех своих граждан, и предоставить равные возможности, чтобы все его жители могли максимизировать свой человеческий потенциал.
  • Развивать человеческий капитал. При отсутствии существенных природных ресурсов, Государство Израиль должно развивать человеческий капитал как важнейший компонент своей национальной устойчивости и самый важный фактор в создании качественного преимущества государства. Это необходимо для развития и укрепления нации, защиты родины от других государств и игроков в регионе (как врагов, так и соперников), и служит основным двигателем для повышения экономической устойчивости.
  • Установить экономическую мощь и независимость, развивая торговые отношения и поддерживая экономическое и исследовательское сотрудничество с другими странами, международными организациями и институтами. Это станет основой для расширения национальной и военной мощи и научных достижений, сокращения социального разрыва, укрепления статуса Израиля в качестве ведущей страны мира и продвижения национальных интересов, в т.ч. в сфере безопасности, на международной арене.
  • Достичь прочного мира со своими соседями. Для этого Государство Израиль должно работать над нормализацией отношений с соседями, установлением союзов с умеренными государствами и игроками в регионе. Это должно происходить на основе выявления и максимизации взаимных интересов, чтобы уменьшить региональную враждебность, направленную на Израиль.
  • Усилить позиции Израиля как члена мирового сообщества. Для этого Израиль должен стремиться улучшить свое международное положение, что является ключевым компонентом его безопасности, а также его политической, экономической и социальной устойчивости. Государство Израиль также должно работать над укреплением отношений с Соединенными Штатами и развитием отношений с другими ключевыми странами (например, в Европе и Азии), а также укреплять свой авторитет и добиваться признания справедливости своего дела всеми членами мирового сообщества.
  • Содействовать социальной и национальной устойчивости. Израилю необходимо работать над укреплением сплоченности всех слоев израильского общества, сокращением социальных разрывов и устранением разногласий в обществе. Важность социальной сплоченности относится как к еврейскому населению страны, так и к отношениям между еврейским большинством и нееврейскими меньшинствами.
  • Закрепить роль систем обороны и безопасности. Эти системы, в первую очередь ЦАХАЛ, являются щитом государства, но они также выполняют национальные функции, объединяя части израильского общества, демонстрируя превосходство и профессионализм и способствуя воспитанию молодого поколения в духе национальных ценностей.

Высшими интересами безопасности Государства Израиль являются: сохранение его суверенитета, охрана важнейших активов и обеспечение безопасности жителей страны. Исходя из этого, жизненно важные интересы безопасности Израиля заключаются в том, чтобы:

  • Выстроить систему безопасности страны на основе приспособленных к обороне границ, состоящих из барьеров и территориальных очертаний, с целью обеспечения эффективной обороны от действий вражеских армий и враждебных организаций, лишения их возможности осуществить территориальные захваты и нанести ущерб жителям и имуществу любыми средствами, а также с целью предотвращения контрабанды оружия на территорию государства, будь то над или под землей.
  • Предотвратить появление не конвенциональных угроз, что означает, прежде всего, недопущение достижения военного ядерного потенциала региональными образованиями, враждебными Израилю.
  • Поддержать эффективное сдерживание любых угроз Израилю, его жителям или активам, а также появления каких-либо угроз жизненно важным интересам еврейского государства на его суверенной территории и за ее пределами.
  • Сохранить мирные договоры с Египтом и Иорданией, развивать сотрудничество и создавать альянсы с умеренными странами региона для расширения сферы влияния и способности Израиля действовать.
  • Достичь политического согласия с палестинцами, в рамках которого произойдет оптимальное разрешение национального конфликта между двумя народами или, по крайней мере, управление конфликтом будет осуществляться до тех пор, пока не станет возможным окончательное урегулирование.
  • Планировать рассредоточение населения по территории Израиля и его защита от всех типов угроз, содействовать развитию еврейских поселений для усиления окраин страны и районов со смешанным населением, особенно отдаленных районов, имеющих решающее значение для защиты границ (например, Голанские высоты, центральный горный хребет и долина реки Иордан). Эти усилия также предполагают укрепление еврейских поселений в окрестностях Негева, Галилеи и Вади Ара [населенного в основном палестинцами].
  • Поддержать развитую и защищенную национальную инфраструктуру для приложения усилий, направленных на обеспечение национальной безопасности, с помощью: дорожного строительства, позволяющего быстрое перемещение войск и населения из всех частей страны, учитывая возможные сценарии; сухопутных и морских портов, обеспечивающих связь с миром при любых обстоятельствах, независимо от угрозы; развитой жизненно важной инфраструктуры (медицинской, электроэнергетической, коммуникационной) с наличием внутреннего резерва и способностью работать без перебоев, независимо от того, является ли конкретная угроза конвенциональной или нет.
  • Укрепить ЦАХАЛ как официальную народную армию, обладающую военной мощью для выполнения миссии по защите государства путем сохранения его способности противостоять всему спектру угроз его жителям, активам и жизненно важным интересам. Израильская армия должна быть всегда готовой, в любой ситуации и во всех сферах – будь то физической (море, воздух, земля или космос), нефизической (киберпространство) или любой другой физической или виртуальной, –применить силу, необходимую для поддержания и развития национальных интересов.
  • Максимально поддержать продолжительные периоды спокойствия, чтобы обеспечить стабильность, необходимую для развития государства, обеспечения его экономического, социального и политического процветания, а также для возможности перенаправить ресурсы на образование, науку и другие гражданские сферы ради увеличения общего потенциала нации.
  • Развивать и поддерживать способности одержать победу в любой военной конфронтации против любого врага, так, чтобы быстро устранить угрозы и усилить сдерживание, необходимое для установления стабильной ситуации в области безопасности в долгосрочной перспективе.
  • Поддерживать постоянный контроль и превосходство в воздухе и на море для защиты активов и интересов государства, а также обеспечить открытость воздушных и морских маршрутов, ведущих в и из Израиля при любом развитии ситуации.
  • Защищать коммуникационную инфраструктуру, как физическую, так и виртуальную, чтобы обеспечить работу всех жизненно важных систем, необходимых системе национальной безопасности для защиты жителей и интересов нации, включая экономические, интеллектуальные и другие активы, которые базируются на инфраструктуре в киберпространстве.
  • Создавать и поддерживать внутри страны и на международном уровне легитимность, которая обеспечивала бы Израилю свободу действий, необходимую для применения военной силы для предотвращения или устранения угроз, сохраняя при этом внутреннюю устойчивость, постоянную функциональную способность и осуществляя эффективные ответные действия во время военных столкновений и террористических атак.
  • Снижать зависимость от внешних факторов для создания, поддержания и использования военной мощи при одновременном сохранении принципа самостоятельности в отношении всех критически важных возможностей, необходимых для защиты жизненно важных интересов Израиля.
  • Содействовать созданию региональных и международных альянсов и совместных предприятий при одновременном расширении сотрудничества в области безопасности с Соединенными Штатами и другими странами, с использованием значимых разведывательных возможностей, полученных в результате комплексной обороны и длительного периода сдерживания. Это, с одной стороны, ведет к сокращению масштабов и частоте конфликтов, а с другой – к победе в них, а значит, к улучшению ситуации с безопасностью в будущем.

[i] Guidelines for Israel’s National Security Strategy // WINEP. October, 2019 — https://www.washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus160-EisenkotSiboni.pdf

62.87MB | MySQL:102 | 0,554sec