Израильские эксперты о решении Д.Трампа об отводе военных США из северной части Сирии. Часть 1

После телефонного разговора между президентом США Дональдом Трампом и президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом исполняющий обязанности руководителя аппарата Белого дома Мик Малвэни позвонил министру обороны США Марку Эсперу и поставил его в известность о решении Д.Трампа об отводе американских войск из зоны операции Анкары на северо-востоке Сирии. Это, согласно NBC, застало врасплох, не только курдов, но администрацию США, Пентагон и американских союзников в Европе и на Ближнем Востоке[i].

Американские военные отошли от пограничных с Турцией территорий на севере Сирии, нарушив договоренности, достигнутые с союзными им курдскими формированиями – «Силами демократической Сирии» (СДС). Дамаск не признает автономную администрацию на северо-востоке страны, контролирующую территории к востоку от реки Евфрат, и военное крыло СДС. Переговоры между сирийским режимом и курдской администрацией ни к чему не привели. Турция 9 октября с.г. приступила к началу военной операции «Источник мира», согласно заявлению турецкого президента – против запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана и «Исламского государства» (ИГ, запрещенного в РФ). Операция проводится совместно с оппозиционными Башару Асаду силами Свободной сирийской армии[ii]. Официально сирийское руководство неоднократно осуждало действия Турции на севере страны.

Стоит напомнить, что в Белом доме еще в декабре прошлого года объявили о выводе американских войск из Сирии (действующих без согласия официальных властей в Дамаске), общая численность которых оценивалась в 2 тысяч человек. Позднее в Вашингтоне заявили, что около 400 американских военных все-таки останутся в этой арабской республике. США и их союзники свое присутствие в Сирии с 2014 года оправдывают борьбой с террористами «Исламского государства»  на сирийской и иракской территории.

Передаваемая в ряде СМИ атмосфера неожиданности по следам действий Д.Трампа не соотносится с тем, что еще в 2016 году в период администрации Барака Обамы в Израиле наблюдатели отмечали, что ближневосточная политика Белого дома направлена на уход США из региона. Уже тогда, по крайней мере, в среде израильских русскоязычных аналитиков и публицистов, пусть и не входящих в «пул» авторитетной когорты израильских экспертов, признавался никем не предвиденный успех ближневосточной политики российского руководства и выстраивание по сути враждебных США и их союзникам в регионе (включая Израиль) отношений между Россией, Турцией, Ираном и Сирией. Более того, усиление Ирана причислялось к «заслугам» политики США[iii].

По мнению д-ра Йонатана Шпаера, научного сотрудника Иерусалимского института стратегии и безопасности (Jerusalem Institute for Strategy and Security) и научного сотрудника Ближневосточного форума (Middle East Forum, американской «фабрики мысли», работающей на продвижение американских интересов на Ближнем Востоке), заявление о положении в северной части Сирии, опубликованное 6 октября 2019 года пресс-секретарем Белого дома, расчистило путь для «долгожданного турецкого вторжения в Северо-Восточную Сирию». Это станет катастрофой для сирийских курдов. При этом он отмечает, что предательство США своих главных союзников в борьбе против ИГ не является чем-то совсем неожиданным. В любом случае, это решение приведет к последствиям для Израиля на тактическом и на стратегическом уровне.

На тактическом уровне, если начнется вторжение Турции в контролируемую курдами Северо-Восточную Сирию, это может привести к тому, что значительная часть этого района попадет в руки Б.Асада и его иранских союзников. Объясняется это тем, что сирийские курды, если столкнутся с выбором между Башаром Асадом или суннитскими силами джихада, которые в настоящее время сражаются под турецким флагом, выберут первое. Б.Асад и иранцы подавят стремление курдов к политической и культурной независимости, но почти наверняка они не станут проводить массовую этническую чистку курдского населения.

Турки и их суннитские исламистские союзники уже «зачистили» курдский анклав Африн от 200 000 курдов, чьи дома были разрушены в январе 2018 года. Курды на северо-востоке Сирии, по понятным причинам, подозревают, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уготовил такую же судьбу и для них. Поэтому они, вероятно, будут бороться за то, чтобы сдерживать турок на севере как можно дольше, быстро сдаваясь армии Б.Асада, чтобы позволить сирийскому режиму взять под контроль районы, расположенные в южном направлении. В результате часть Сирии к востоку от Евфрата, которая являлась американским протекторатом и барьером против Ирана и ИГ, на севере отойдет под контроль турок и исламистов, а на юге – Б.Асада и иранских сил Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Южная часть страны, таким образом, станет частью пресловутого иранского «сухопутного коридора» к Средиземному морю, Ливану и Кунейтре (на границе Сирии с Голанскими высотами).

По мнению израильского эксперта, на стратегическом уровне американский шаг подтверждает, что нынешняя администрация США не заинтересована в руководстве альянсом региональных сил против иранского экспансионизма или суннитского политического ислама, как некоторые наивно на это надеялись. Скорее, Д.Трамп, как и его предшественник, занимается управлением имперским упадком (хотя и с совершенно иной риторикой, чем у администрации Б.Обамы). Это послужит уроком, хорошо усвоенным как союзниками, так и врагами США на Ближнем Востоке[iv].

По мнению Херба Кейнона, израильского политического обозревателя и публициста, решение Д.Трампа следует рассматривать в контексте поддерживаемых Ираном атак в прошлом месяце на нефтяные объекты Саудовской Аравии и беззубой реакции со стороны США. При этом он призывает не расценивать отсутствие какой-либо официальной реакции Израиля на вывод американских войск из Северной Сирии как безразличие. На самом деле израильское военно-политическое руководство обеспокоено в чрезвычайной степени. Не потому, что это внезапно повлияет на способность Израиля действовать в Сирии, когда он захочет остановить попытки Ирана там закрепиться, хотя это действительно может незначительно затруднить израильским военным осуществление операций на сирийской территории. В Израиле обеспокоены, так как им следует рассчитывать только на себя[v].

Решение Д.Трампа о выводе американских войск из Сирии и приписываемые Ирану атаки в прошлом месяце на нефтяные объекты Саудовской Аравии при полном отсутствии реакции со стороны США показывают, что нынешняя американская администрация мало отличается от предыдущей администрации Б.Обамы в ее нежелании противостоять «негативным силам» на Ближнем Востоке. Для нынешнего израильского военно-политического руководства ситуация складывается серьезная.

Все произошедшее убеждает разработчиков стратегии безопасности Израиля в следующем: США под руководством самой дружественной и произраильской администрации будут поддерживать еврейское государство в ООН; предлагать помощь в сфере  вооружений; оказывать моральную поддержку и защищать в условиях международного прессинга, однако, когда дело дойдет до применения силы, еврейское государство должно быть готово к самообороне.

До того, как бросить курдов, Д.Трамп накануне выборов в Израиле (прошедших 17 сентября с.г.) в стремлении максимально поддержать Б.Нетаньяху, упомянул о возможности подписания американо-израильского соглашения о взаимной обороне. Ситуация вокруг курдов и их оставление «на милость» президента Турции (как выразился Эран Лерман, бывший заместитель главы Совета национальной безопасности, а ныне вице-президент Иерусалимского института стратегии и безопасности) по идее должна была переубедить уже даже самых заядлых местных апологетов американского всесилия и гарантии безопасности Израиля.

Исходя хотя бы из того, что в ближневосточном регионе решения принимаются на основе того, как действуют ключевые игроки, а не из того, что они говорят, полное фиаско потерпели те аналитики и эксперты, которые утверждали, что Израилю не нужно предпринимать каких-либо действий против иранской ядерной угрозы, потому что – в случае чего – Израиль может рассчитывать на США.

Произошедшее с Саудовской Аравией и курдами, которые наверняка обратятся к Дамаску и Тегерану, привело к тому, что сегодня уже даже в Израиле поняли, что никто «в здравом уме» не будет полагаться на американцев. Тем не менее, пока израильские обозреватели воздерживаются от того, чтобы в полный голос называть вещи своими именами, а именно – не только это последнее решение Д.Трампа, но и другие действия, в т.ч. предыдущих администраций США, привели к нынешней политике Ирана и его усилению на Ближнем Востоке. Несмотря на ряд бонусов, которые  израильскому военно-политическому руководству удалось получить в условиях проводимой США ближневосточной политики, в целом наметившаяся в результате тенденция в регионе не в пользу еврейского государства. Что касается непосредственных последствий для Израиля, то уход военных США означает упразднение в северной Сирии последнего барьера на прямом сухопутном пути поставок из Ирана через Ирак, Сирию в Ливан и порты на Средиземном море.

[i] Chaos in Syria, Washington after Trump call with Erdogan unleashed Turkish military

// NBC. 08.10.2019 — https://www.nbcnews.com/politics/national-security/chaos-syria-washington-after-trump-call-erdogan-unleashed-turkish-military-n1063516

[ii] Турция начала наземную фазу операции в Сирии // РИА Новости. 09.10.2019 -https://ria.ru/20191009/1559603888.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

[iii] США уходят с Ближнего Востока. 2016 — https://youtu.be/62cb3QEg75I

[iv] The lessons from northern Syria // Israel Hayom. 08.10.2019 — https://www.israelhayom.com/opinions/the-lessons-of-betrayal-in-northern-syria/

[v] AFTER TRUMP ABANDONS KURDS, ISRAEL KNOWS IT CAN’T RELY ON ANYONE // Jerusalem Post. 07.10.2019 — https://www.jpost.com/International/Trumps-abandonment-of-Kurds-will-reinforce-Israels-sense-it-604006

62.85MB | MySQL:102 | 0,486sec