О сходствах позиций ФРГ и Израиля по вопросу турецкой операции против курдов на севере Сирии

Сирия все больше становится точкой соприкосновения интересов Иерусалима и Берлина по нескольким причинам. С одной стороны, их роднит обеспокоенность позицией США, в которой есть два опасных момента, а именно непредсказуемость и оставление союзников в опасности. Первое мешает их собственному долгосрочному планированию, а также возможности согласовывать позиции. Второе опасно тем, что таким образом США подставляют и Израиль с Германий. Хотя в этом случае наблюдается и определенная разница между Берлином и Иерусалимом. Так, первый заинтересован в курдах поскольку они пока сдерживают возвращение в Европу боевиков группировки «Исламское государство». Вторые в целом воспринимают курдов как своих естественных союзников, параллельно примеряя на себя вероятность в будущем в критический момент оказаться без американского участия.

В четверг в заявлении, осуждающем турецкое вторжение в Сирию, глава израильского правительства предостерег от «этнических чисток», а также предложил курдам гуманитарную помощь. Об аналогичных вопросах задумываются и в Германии, причем через призму попыток турецкой стороны не просто выдворить со своей территории беженцев, а изменить таким образом демографический баланс. Так, М.Танриверди – заместитель председателя Курдской общины ФРГ привел в своем заявлении именно такие аргументы, подчеркнув, что вместо курдов на указанных территориях Турция будет пытаться расселить арабов.

В контексте германо-израильских отношений важен и вопрос о членстве Турции в НАТО. В 2012 г. на волне разногласий после инцидента с «Флотилией свободы» Турция заблокировала участие Израиля в саммите Североатлантического альянса в Чикаго. На официальном уровне тогда Берлин не вмешался в ситуацию, да и Иерусалим, если и ждал поддержки от кого-то, то только от Вашингтона. Однако уже в 2013 г. МИД ФРГ признал, что задачи, поставленные на той встрече выполнены не были по причинам, включавшим в себя неспособность Анкары «конструктивно поддерживать концепцию партнерства». При этом одним из оснований для такого рода выводов стала именно позиция относительно израильского участия во встрече.

Теперь призывы надавить на Турцию именно по линии НАТО звучат вновь, причем с курдской стороны. Так, они призывают к увязыванию продолжения операции с постановкой вопроса о членстве страны в Альянсе, что должно заставить Р.Т.Эрдогана изменить свое решение. Причем инициатором такой риторики видится курдской стороне именно Берлин. Частично это снизило бы и градус турецко-израильских разногласий, вновь проявившихся на фоне упомянутого выше заявления Б.Нетаньяху об «этнических чистках». Вот только влияние Германии в НАТО не настолько сильно для подобной постановки проблемы, а потому требуется поддержка США. Однако именно по этой линии она кажется менее вероятной, поскольку Д.Трамп явно не поддержит инициативу, выдвинутую в рамках Альянса государством-участником, которое пока не выполнило его требование о соотношении расходов на оборону к ВВП.

Гораздо более реалистичен сценарий, при котором сам Вашингтон предпримет меры, включая экономические санкции. К этому же призвал, к примеру, федерального канцлера А.Меркель и М.Танриверди. По его замыслу, хорошим ответом был бы отказ от строительства в Турции завода по производству электромобилей, который ранее анонсировал Volkswagen. Также он считает целесообразным мораторий на экспорт в Турцию вооружений. Хотя аналогичная ситуация, имевшая место на саудовско-германском треке после убийства журналиста Дж.Хашогги показала, что подобные ограничения можно, во-первых, обходить. А во-вторых, страдает от них Германия на разных направлениях тоже достаточно заметно.

В Израиле в возможность такого воздействия на Турцию, как кажется, верят мало. Во многом это объясняется изменившимся в стране представлением о санкциях как таковых, что было связано главным образом с политикой Д.Трампа. Так, бывший сотрудник управления по контролю за иностранными инвестициями министерства финансов США Д.Танненбаум отметил, что для Д.Трампа санкции – «экономическая ракета», с помощью которой он в короткие сроки получает необходимое влияние. При этом зачастую важны не столько сами меры воздействия, сколько их угроза. Х.Коэн из Еврейского университета в Иерусалиме согласен с этим, добавляя, что нынешнему американскому президенту такая активность свойственна еще и потому, что связана с меньшим количеством бюрократических барьеров. При этом большинство израильских и западных экспертов полагают, что санкции –действенный механизм только в том случае, если затрагивают различные сферы, а также принимаются не в одностороннем порядка, а в рамках группы, например ЕС. А такой сценарий пока не обсуждается.

Таким образом, между Израилем и Германией наблюдается заметное сходство интересов в связи с опасностью турецкой операции против курдов на севере Сирии. Касаются они как их собственных соображений безопасности,  так и перспектив поддержания влияния и сохранения союзов. Однако стороны различаются во взглядах на меры воздействия как таковые. А этот аспект важен не столько в контексте названной турецкой операции, а перспектив сотрудничества  в условиях, когда американский президент в целом рассматривает американское присутствие на Ближнем Востоке ошибочным.

52.19MB | MySQL:103 | 0,595sec