О втором этапе военной операции Турции на севере Сирии на фоне американо-турецкого сближения

По данным ряда экспертов, второй этап наступления Вооруженных сил  Турции на северо-востоке Сирии, по-видимому, нацелено на достижение Дейр-эз-Зора в рамках размещения в этой зоне миллионовы сирийских беженцев. Это серьезное расширение зоны операции, чем первоначально предполагалось. Согласно первоначальному плану операции предполагалось, что турецкие военные создадут 20-мильную безопасную зону на севере Сирии, идущую параллельно турецко-сирийской границе  на протяжении около 300 миль. На втором этапе плана Турция теперь планирует  расширить зону своего контроля на юг, ближе к Дейр-эз-Зору, что выходит далеко за пределы предполагаемой глубины, объявленной президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом в ходе выступления на 74-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Вето США и России в четверг 10 октября на соответствующее  негативный проект резолюции  Совета Безопасности ООН о нынешней операции Турции в Сирии и очень противоречивое  осуждение со стороны ЕС продолжающегося наступления показали, что Турция, возможно, получила «зеленый свет» на такую операцию от международного сообщества  в рамках проведения первого этапа своей операции, которая уже начала менять демографию Северной Сирии. При этом на сегодня международная критика в основном направлена на  возможное военное продвижение ВС Турции в направлении Дейр-эз-Зора. Председатель Комиссии по иностранным делам парламента Турции Волкан Бозкыр, бывший министр по делам ЕС, который работал в кабинете Эрдогана, в четверг 10 октября проинформировал турецких парламентариев о военной операции во время заседания комиссии, заявив, что «как можно больше сирийцев будут поселены в регионе, который будет очищен от террористов турецким наступлением».

И в данном случае Анкара открыто шантажирует Брюссель. 10 октября  президент Турции публично повторил свою хорошо известную угрозу вновь отправить миллионы сирийских беженцев в Европу в отместку за резкую критику его военной операции на севере Сирии.  Власти ФРГ рассчитывают, что Анкара продолжит придерживаться договоренностей по беженцам с ЕС. Об этом заявила в пятницу 11 октября журналистам в Берлине заместитель официального представителя кабмина ФРГ Ульрике Деммер. «Это соглашение помогает бороться с нелегальной миграцией, — сказала она. — Важно, чтобы усилия в этом направлении продолжались». «Исходим из того, что Турция будет придерживаться соглашения с ЕС», — добавила она.    Между Европейским союзом и Турцией с 20 марта 2016 года действует соглашение, согласно которому власти в Анкаре обязаны принимать назад всех беженцев, которые нелегально переправляются с турецкого побережья в ЕС. В этой связи еще раз отметим, что все дипломатическое возмущение ЕС турецкой военной операцией на сегодня обусловлено не заботой о курдах, а о возможном новом витке новой миграционной войны. И вопрос в данном случае не в чисто  военной операции, вопрос в деньгах. Во время тайных консультаций  в августе с.г.  президент Р.Т.Эрдоган запросил у ЕС 28 млрд  евро на строительство массовых жилищных проектов, в рамках которых сирийцы будут расселяться на севере Сирии, где турецкие военные в настоящее время стремятся создать зону безопасности. Президент Эрдоган заявил в парламенте, что Турция планирует переселить 2 млн сирийцев вдоль 30-километровой безопасной зоны, которая будет создана в районе между рекой Евфрат и иракской границей, в которую входит Манбидж. 1 млн человек будет размещен в новых поселениях, а остальные (еще 1 млн) будут расселены в существующих районах. Согласно этому проекту, 1 млн человек будет проживать в 50 городах с населением 30 000 человек в каждом и в 140 деревнях с населением 5 000 человек в каждом. В каждом городе также будут больницы, футбольные поля, 6000 домов, 11 мечетей, 9 школ и другие объекты. Проект, по мнению наблюдателей, также направлен на оживление турецкой экономики с помощью вовлечения в него строительного сектора, который был двигателем предыдущего экономического роста в Турции. Эрдоган также  заявил, что эти города и деревни будут построены при поддержке международного сообщества. «Как только мы спасем регион от оккупации террористической организацией [имея в виду сирийские курдские «Силы  народной самообороны (СНС)], даст Бог, мы приступим к работе при поддержке международного сообщества. Мы должны сделать этот шаг для выживания нашей страны, для успеха нашей войны против террористических организаций и для того, чтобы наши сирийские гости вернулись в свои дома с миром», — сказал Эрдоган.

Последние по времени утечки от официальных лиц ЕС подтвердили, что сейчас идет второй раунд переговоров по соглашению о беженцах между Турцией и ЕС в рамках новых требований Анкары. И он начался сразу же после открытого турецкого шантажа. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер косвенно признал интенсивное давление со стороны Эрдогана в рамках финансирования плана президента Турции в Северной Сирии, заявив Европейскому парламенту, что «если турецкий план предполагает создание так называемой зоны безопасности, не ожидайте, что ЕС заплатит за это».  Эрдоган утверждает, что он хочет использовать эти средства для строительства массовых жилищных проектов, тем не менее, многие в ЕС подозревают, что он хочет таким образом обеспечить дополнительное вливание денежных средств в проблемную турецкую экономику. При этом в самом ЕС сейчас нет однозначной позиции по этому вопросу. Не все страны ЕС поддерживают эмбарго на военные поставки в Турцию, которое предлагает Швеция. Об этом в понедельник 14 октября в интервью Шведскому радио заявила министр иностранных дел королевства Анн Линде перед встречей с коллегами в Люксембурге. «Когда стало известно, что Швеция будет добиваться этого, несколько стран заявили: «Что мы можем сделать, нужно ли нам поддержать эмбарго на поставки оружия, нужны ли нам свои собственные правила». «Но встал вопрос о необходимости реагировать, а не только осуждать», — пояснила она. Как отмечает Шведское радио, причиной отсутствия единогласия по вопросу эмбарго стало то, что некоторые страны испугались угроз президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана открыть границу Турции с ЕС для миллионов беженцев. Глава шведского МИД считает, что она и ее коллеги все же могут договориться сделать первый маленький шаг в направлении более жестких мер против Турции. «Может быть достигнута договоренность, что ЕС создаст рабочую группу для быстрого рассмотрения возможных ограничений», — полагает Линде. Вряд ли, скорее всего своей риторикой основные страны ЕС сейчас просто пытаются поднять свои переговорные козыри в рамках дальнейших консультаций с Анкарой по вопросу миграции.

В любом случае какие-то внятные решения состоятся или нет в зависимости от итогов консультаций между Д.Трампом и Р.Т.Эрдоганом через месяц. Американское вето в Совете Безопасности ООН говорит о том, что Вашингтон взял курс на сближение с Анкарой. В этой связи отметим, что  недавнее назначение нового посла США в Анкаре Дэвида Саттерфилда возобновило разговоры о том, что президент Реджеп Тайип Эрдоган в самом скором времени назначит многолетнего руководителя турецкой разведывательной службы MIT Хакана Фидана послом Турции в Вашингтоне.  Сам Фидан несколько раз пытался добиться для себя такой миссии, но Эрдоган не позволил ему уйти. Если такое назначение состоится (а оно во многом будет связано с итогами ноябрьского саммита), то освободится вакансия главы MIT. В Анкаре на сегодня есть несколько кандидатур, которых турецкий президент рассматривает  в качестве возможных преемников Фидана. Это, прежде всего, нынешний заместитель Фидана в MIT, Явуз Челик, бывший юрисконсульт Эрдогана в офисе премьер-министра, который присоединился к разведывательному сообществу в 2013 году.  Другой кандидат — Кемаль Эскинтан, бывший полковник спецназа, который пришел в разведку в 2010 году. Эскинтан, который считается близким к Фидану и Эрдогану, является специалистом по арабскому миру и сейчас курирует в том числе и сирийское досье. Специализироваться на этой теме он начал еще  в армии с начала 2000-х годов. К тому же он считается близким к племенной верхушке влиятельного сирийского племени Шаммар. В этой связи видимо следует напомнить, что ослабление центральных правительств в Ираке и Сирии поставило племя Шаммар в центр политического внимания. Хотя это племя, самое многочисленное в регионе, всегда поддерживало президента Сирии Башара Асада, Ахмед аль-Аси аль-Джарба, сын шейха  Шаммар в Сирии,  в настоящее время создал альянс с Национальной коалицией сирийских революционных и оппозиционных сил. А именно эта коалиция сейчас полагается турками основным партнером Дамаска в рамках работы в формате Конституционного комитета. Кроме того, Шаммар держат под контролем основные логистические коридоры  из Сирии в Ирак. Так, племенная резиденция племени в небольшом пограничном городке Рабия является своеобразным центром по продаже легкого стрелкового оружия различным сирийским повстанческим группировкам.   Племя также усилило свой контроль над двумя дорогами, ведущими из Ирака в сирийские города Алеппо и Дейр-эз-Зор, фактически лишив тем самым правительство в Дамаске стратегического маршрута снабжения. В пользу кандидатуры К.Эскинтана говорит еще и факт его тесного контакта по линии спецслужб с иранскими коллегами. Ряд армейских генералов также склоняются к замене Х.Фидана на К.Эскинтана. В том числе специалист по антикурдским контрразведывательным операциям Левент Эргун, начальник связи Вооруженных сил Мустафа Огуз и нынешний командующий силами специального назначения Ахмет Эрджан Корбачи. Такое назначение, по их  оценке, означало бы начало возвращения  MIT под контроль военных.

В свое время в качестве главы MIT Х.Фидан глубоко изменил спецслужбу, особенно после попытки государственного переворота против Эрдогана в 2016 году, что привело к обширной кадровой чистке: было уволено порядка 150 оперативников. У MIT в период руководства Х.Фидана  также было несколько провалов в рамках проведения  операций. Это прежде всего  похищение двух  офицеров в Иракском Курдистане в 2017 году и совсем недавно, в июле этого года, убийство одного из  агентов средь бела дня в Эрбиле. Но об этом эпизоде есть смысл поговорить отдельно, поскольку он очень примечателен с точки зрения перспектив будущего турецко-иранского противостояния.  При Фидане служба также выиграла с точки зрения  увеличения бюджетов и стала более компетентной с точки зрения получения от армии станций технических  перехватов. По оценкам экспертов, сегодня она способна проводить целенаправленные беспилотные атаки против лидеров курдской РПК в Сирии и Иракском Курдистане, используя технологии, которые являются передовыми в регионе. Эти дроны в том числе очень серьезно осложнили жизнь военным ЛНА Х.Хафтара в Ливии.  Спецназовцы MIT также стали более   обстрелянными,  благодаря многочисленным рейдам против целей РПК в Сирии и Ираке, где, турецким спецназовцам помогает «Асаиш» — иракская курдская разведывательная служба.

В общем и целом, такое возможное назначение, как и  назначение Саттерфилда послом в Анкаре, должность которого оставалась вакантной в течение трех лет, является признаком возможной разрядки отношений с США. В последнее время между двумя странами существует ряд трений по таким вопросам, как закупка турецкой армией российских противоракетных комплексов С-400, отказ США от поставок заказанных F-35 и поддержка США СНС, сирийского отделения РПК. В последнем случае все сложности видимо уже надо полагать преодоленными. Что же касается первых двух моментов, то, скорее всего, по их поводу стороны скоро найдут компромисс. Совершенное очевидно, что Вашингтон взял курс на стратегическое сближение с Анкарой с точки зрения  ее сохранения в качестве своего ключевого союзника в регионе.

52.21MB | MySQL:103 | 0,578sec