Израильские эксперты определяют основные направления стратегии национальной безопасности Израиля. Часть 6

Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy, WINEP) опубликовал доклад под названием «Рекомендации по стратегии национальной безопасности Израиля» (Guidelines for Israel’s National Security Strategy). Авторы доклада: генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с 2014 по 2019 год, в настоящее время является военным научным сотрудником WINEP; и полковник (запаса) Габи Сибони – старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, руководитель программ военного и стратегического анализа и проблем кибербезопасности, основатель и редактор журнала Cyber, Intelligence, and Security. В работе над документом, помимо других сотрудников WINEP, приняли участие: директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин; д-р Анат Курц, директор по исследованиям, старший научный сотрудник и редактор INSS Insight; полковник (запаса) Юваль Базак[i].

По мнению авторов доклада в основе национальной безопасности Израиля заложен ряд принципов, которые с течением времени выдержали испытание различными обстоятельствами и могут служить ориентирами для тех, кто занимается ее разработкой.

Что касается принципов военной безопасности, то в целом Израиль должен действовать, основываясь на оборонительной стратегии, направленной на обеспечение существования государства. В рамках этой стратегии принципы национальной безопасности Израиля заключаются в следующем:

Проактивные военные и политические усилия. В мирное время это означает ведение «кампании между войнами»; во время войны – поддержание высокого уровня готовности к достижению полной победы.

Предотвращение войны и отдаление конфронтации. Это основополагающий принцип национальной безопасности, демонстрирующий стремление Израиля не вступать в сражение и максимально избегать конфликтов.

Приоритет качества над количеством. С точки зрения материальных и человеческих ресурсов, Израиль находится в невыгодном положении по сравнению со своими врагами. Поэтому он должен компенсировать это качественным превосходством.

Перемещение поля боя на вражескую территорию. Отсутствие глубины, близость стратегических объектов и жизненно важной инфраструктуры к границе, а также их доступность вражеским обстрелам в связи с их концентрацией вдоль береговой линии, требуют быстрого переноса боевых действий на вражескую территорию.

Минимизация продолжительности боя и достижение боевых целей в кратчайшие сроки.

Обороняемые границы. Израильская карта угроз свидетельствует о важности территории для защиты своей страны. В данном контексте основополагающим требованием является полный и независимый контроль Израилем ситуации в сфере безопасности, в том числе в долине реки Иордан.

— Воспитание боевого духа. Боевой дух нации и вера в справедливость ее дела являются основным компонентом национальной стратегии безопасности. Его необходимо воспитывать всеми возможными способами.

Авторы доклада рассматривают роль израильского общества в национальной безопасности и выделяют следующие основные принципы.

Народная армия. Военные, и не в меньшей степени резервисты, являются своего рода израильским «плавильным котлом», пропитанным духом воюющей нации. В этой модели армия набирает свою ударную силу из гражданского населения, т.е., из резерва. Государство максимизирует национальный кадровый потенциал для целей армии. Суть Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) как официальной народной армии является высшей ценностью, потому что ЦАХАЛ аккумулирует интеллектуальные и физические возможности всего израильского общества. В настоящее время задача состоит в том, чтобы перейти к армии более профессиональной, разносторонней и хорошо оплачиваемой. Если служба не рассматривается в качестве фундаментальной израильской ценности, готовность служить будет подорвана.

Всеобщая воинская служба. Три основных фактора помогут успеху модели народной армии: 1) чувство партнерства и солидарности всех частей общества в содействии государству (а также полное равноправие); 2) чувство благодарности тем, кто несет службу, особенно строевым солдатам; и 3) включение большей части граждан страны в личный состав.

Наряду с этим выделяется два принципа: 1) у ЦАХАЛа есть первоочередное право отбирать тех, кто будет зачислен в воинские ряды, исходя из потребностей армии; 2) другие группы в обществе, в том числе освобожденные от воинской службы (т.е. ультраортодоксы и арабы), должны нести гражданскую службу. Такая гражданская служба может проводиться в полиции, пожарных частях, в «Маген Давид Адом» (израильской версии Красного Креста), школах, больницах, домах престарелых, молодежных движениях и во всех других организациях, которые вносят вклад в развитие общества в целом. Те, кто служит в Армии обороны Израиля, особенно солдаты, участвующие в боевых операциях и боевом обеспечении, должны получать более высокое вознаграждение, чем другие. Не умаляя функции любого израильского солдата, должно быть существенное, видимое различие между теми, кто задействован в национальной/гражданской службе или военном тылу, и теми, кто выполняет боевые или вспомогательные функции.

Национальные резервы. Все граждане, имеющие право служить в израильской армии, включая тех, кто отслужил положенный срок по призыву и тех, кто вообще не служил, должны считаться национальным резервом. Необходимо создать механизм призыва этого резерва для выполнения специальных резервных обязанностей. Они будут задействованы только в чрезвычайных ситуациях при проведении небольшой соответствующей подготовки и поддержании боевой готовности.

Авторы доклада отмечают необходимость поддержания пределов безопасности. Связь между национальной безопасностью, народом и государством, а также фундаментальное понимание того, что нация может пережить поражение только один раз, в обозримом будущем вынудят Израиль расставить приоритеты по соображениям национальной безопасности, а не по каким-либо другим.

Региональная нестабильность и неопределенность требуют, чтобы стратегия национальной безопасности Израиля основывалась на наиболее разумных сценариях и поддерживала достаточный запас прочности в сфере безопасности по отношению к угрозам и рискам для обеспечения национальной обороны даже в самых сложных обстоятельствах.

Этот запас безопасности должен рассматриваться с точки зрения не только угрозы войны, но и шансов на мир. С этой целью подлинные взаимоотношения и соглашения с соседними государствами могут расширить границы безопасности Израиля в условиях региональных и международных угроз. Просчитать риски – значит обеспечить достаточный запас прочности в качестве основы для выхода из различных непредвиденных обстоятельств. Это также требует создания альтернативных путей, если политический процесс будет нарушен или даже провалится, разрушая пределы безопасности.

Анализируя политическую и военную свободу действий Израиля, авторы доклада отмечают, что различные стратегические условия, с которыми сталкивается еврейское государство, со всеми связанными с ними проблемами, одновременно создают как ограничения, так и возможности для политических лидеров страны в их стремлении достичь целей национальной безопасности.

Для политических и военных эшелонов власти принцип достижения и сохранения свободы деятельности имеет решающее значение для успешного противостояния вызовам и решения поставленных задач. Этот принцип тесно связан с необходимостью гибкого применения силовых инструментов и их осознанного использования.

Проблема легитимности Израиля, которая непосредственно влияет на его свободу действий, также требует использования и видоизменения мягкой силы (например, политической, правовой, экономической, психологической) вместе с кинетической военной силой.

Принцип самостоятельности жизненно важен для свободы действий, отражает постоянное желание увеличить мощь Израиля во всех сферах, особенно в области безопасности, для обеспечения способности государства защищать свои жизненно важные интересы без помощи иностранных войск или согласия иностранных государств. Здесь необходимо отличать зависимость от иностранных сил в осуществлении военных операций и другие формы сотрудничества, такие как: обмен разведданными, поставки оружия, политическая поддержка и экономический кредит.

[i] Guidelines for Israel’s National Security Strategy // WINEP. October, 2019 — https://www.washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus160-EisenkotSiboni.pdf

52.2MB | MySQL:103 | 0,514sec