О развитии противокорабельного ракетного вооружения ВС Пакистана

По данным СМИ КНР, специалисты профильных предприятий оборонно-промышленного комплекса Пакистана приступили к испытаниям отдельных компонентов новой сверхзвуковой противокорабельной ракеты (ПКР), которая позволит серьезно повысить боевую эффективность, как надводных кораблей (ракетных катеров и фрегатов), так и береговых ракетных подразделений. Подобный боеприпас необходим ВМС Пакистана, поскольку основу ракетного арсенала составляют дозвуковые ракеты серии «Бабур» – отличаются дальностью пуска – от 400до 750 км.

С высокой долей вероятности в качестве основы для разработки нового боеприпаса пакистанские специалисты используют сверхзвуковую ПКР под условным обозначением CX-1, спроектированную специалистами отдела тактического вооружения 1-ого НИИ Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации. Известно, что данная ПКР была впервые представлена вниманию узкого круга специалистов в 2014 г. на выставке в г.Чжухай.  Модификация ПКР для корабельного размещения получила обозначение СХ-1А, а модель для береговых мобильных комплексов известна как СХ-1В

Благодаря публикациям в открытых источниках известно, что китайские специалисты начали разработки ПКР СХ-1 после получения достоверной технической информации по российско-индийской разработке известной как БРАМОС. Очевидно, что заимствованная конструкторская документация обусловила внешний вид СХ-1 – китайская ПКР внешне максимально похожа на БРАМОС. Представляется возможным утверждать, что китайские конструкторы создавали данную ПКР с целью повышения боевой устойчивости надводных кораблей ВМС НОАК, которые в основном укомплектованы ракетами серии «Инцзи» с дозвуковой скоростью полета и дальностью полета не более 400 км.

В настоящее время известны некоторые ключевые тактико-технические характеристики сверхзвуковой ПКР СХ-1,  а именно:

– длина 8,85 м;

– диаметр: 0,7 м;

– размах крыльев: 1,4 м;

– стартовая масса: 3500 кг;

– масса боевой части: 260 кг;

– минимальная дальность пуска: 40 км;

– максимальная дальность пуска 290 км;

– минимальная скорость полета 2,2 МАХа;

– максимальная скорость полета 3,5 МАХа;

– минимальная высота полета: 10 м;

– максимальная высота полета: 17000 м;

– коэффициент вероятного отклонения: 20 м;

– вероятность поражения надводной цели одной ракетой: 75%.

Следует отметить, что указанная выше длина не учитывает наличие твердотопливного ускорителя, который обеспечивает вывод ракеты на максимальную высоту – 17000 м (по некоторым данным 15000 м) и придание ей скорости 3,5 МАХа, на которой она следует основную часть дистанции до цели, находясь вне досягаемости средств ПВО.

Очевидно, что основной положительный момент рассматриваемой ПКР это высокая скорость, которая не позволяет современным корабельным радиолокационным станциям принять данный боеприпас на устойчивое сопровождение, т.е. исключена возможность перехвата корабельными системами ПВО. В данном аспекте обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» отмечают, что вооружение ВМС Индии не предназначено для защиты от сверхзвуковых ПКР.

Некоторые китайские специалисты полагают, что при применении более эффективного твердого ракетного топлива ПКР СХ-1 может достигать целей на дальности 350 (некоторые источники сообщают о 600) км.  Китайские конструкторы выбрали для ПКР СХ-1 прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который обеспечивает стабильную сверхзвуковую скорость на всей протяженности полета.

В дополнение к приведенным ТТХ отметим, что небольшая масса боевой части компенсирована огневым могуществом взрывчатого вещества типа CL-20 (англ. аббревиатура China Lake-20), которое позволяет кратно увеличить разрушительную силу боеприпаса. Следует учитывать, что для рассматриваемой ПКР разработана полупроникающая БЧ, бронебойная и осколочно-фугасная БЧ, т.е. конструкторы предусмотрели вероятность применения ПКР по различным целям, хотя изначально ракету создавали из расчета необходимости потопления надводного корабля водоизмещение 5000-6000 тонн после одного попадания.

Вполне вероятно, что осколочно-фугасная БЧ оснащена дистанционным или лазерным взрывателем позволяющим создать поле осколочного поражения оптимального диаметра. Актуальность ПКР СХ-1 для ВМС Пакистана очевидна, поскольку Индия в настоящее время реализует программу серийного строительства надводных кораблей проектов Р17 и в перспективе Р17А, водоизмещение которых достигает 6000 тонн.

В отношении тактики применения известно, что после выхода из пусковой установки (транспортно-пускового контейнера) твердотопливный ускоритель обеспечивает набор высоты и скорости. После достижения 17000 м осуществляется включение системы навигации и бортового компьютера, которые начинают принимать данные от космических аппаратов  системы глобального позиционирования «Бэйдоу», обеспечивающих ориентацию ПКР в пространстве.  Следует отметить, что благодаря данным КА возможно перенацеливание ракеты на вновь появившуюся цель.

На втором этапе полета ПКР выполняет резкое снижение с одновременным торможением до скорости 2,3 МАХа, что необходимо для перехода в горизонтальную плоскость и продолжения полета к цели на высотах от 10 до 30 м над уровнем моря. Указанный диапазон высот позволяет ПКР оставаться «невидимой» для корабельных РЛС до момента достижения рубежа самообороны корабля/корабельной группы и вполне эффективно выполнять маневры уклонения. Высокий уровень секретности не позволяет определить выполнение ракетой резких маневров по высоте, которые в теории позволяют пикировать на цель.

По данным китайских источников, наведение ракеты на конечном участке полета обеспечивает активная радиолокационная головная часть.

В модификации для береговых ракетных войск ВС Пакистана применение указанных ракет обеспечат мобильные ПУ с колесной формулой 8х8. Применение такого шасси гарантирует ракетчикам высокую маневренность и, как следствие, боевую устойчивость – оперативный уход с позиции для уклонения от ответного удара.

В составе каждой батареи будут находиться следующие машины:

– мобильный командный пункт;

– три мобильных ПУ (по две ракеты на каждой);

– три транспортно-перезаряжающих машины (обеспечивают перезарядку в течение 10 минут);

– машина обеспечения.

Суммарный боекомплект батареи составляет 12 ПКР.

В дополнение к вышесказанному отметим, что пакистанские военные достаточно активно работают над формированием полноценной системы контроля деятельности артиллерийских подразделений армейского масштаба (условное обозначение GATSS), которая позволяет объединять действия подразделений реактивной артиллерии, оперативно-тактических ракетных комплексов и береговых ракетных войск, на вооружении которых находятся РСЗО А-100Е, ОТРК «Наср» и ПКР СХ-1.

Обнаружение противника в рамках данной системы обеспечивают беспилотные летательные аппараты, оснащенные радиолокационными станциями и оптико-электронными системами разведки и наведения. Вычислительные возможности системы GATSS позволяют объединить все указанные подразделения в единый управляющий контур и координировать усилия по обороне страны. В целом, указанная система, формирование которой осуществляется в Пакистане, позволяет сформировать мобильные силы  «стратегического неядерного контрудара».

62.83MB | MySQL:102 | 0,500sec