Продовольственная безопасность в Южном Судане: неутешительные прогнозы на 2020 год

Недавний анализ продовольственной безопасности в Южном Судане, проведенный под эгидой Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО), дает неутешительные оценки на 2020 год.

По данным экспертов ФАО, ситуация в сфере продовольственной безопасности в стране носит ярко выраженный циклический характер – на пике посевного сезона наблюдается некоторое улучшение, вслед за которым наступает очередной цикл спада. Соответственно общее число голодающих в стране резко колеблется в течение года под воздействием этой цикличности. Так прогнозируется и на этот раз – с сентября по декабрь текущего года будет наблюдаться позитивный сдвиг и число нуждающихся в продовольственном обеспечении снизится до минимальной отметки в 4.5 млн человек (37% всего населения). Напомним, общее число голодающих достигло своего пика в августе 2019 года и составило 6.4 млн человек. При этом, посевной сезон в конце текущего года обещает быть относительно успешным, в пределах среднего пятилетнего показателя. Однако, несмотря на положительные сдвиги, c января по апрель 2020 года число голодающих резко увеличится и вновь достигнет высокой отметки в 5.5 млн человек (44% всего населения).

При этом, как отмечается экспертами ООН, в среднесрочной перспективе реальных шансов на преодоление этой цикличности при сохранении нынешних тенденций в экономической и политической сферах нет – голод в стране давно носит структурный, хронический характер и главная задача доноров на этом этапе сводится к удержанию ситуации на нынешнем уровне, чтобы не допустить массового голода и последовательного скатывания страны в гуманитарную катастрофу. Еще одной характерной особенностью является отсутствие признаков локализации голода и его распространение по всей стране – из обследованных экспертами ООН 79 провинций в 53 уровень продовольственной безопасности был зафиксирован на крайне низкой отметке, а коэффициент глобального острого недоедания колебался в пределах 16-30% (при том что показатель выше 10% уже считается выше допустимой нормы и характеризуется как чрезвычайная ситуация).

Основная проблема – продолжающаяся в стране политическая нестабильность и масштабный конфликт, которые ведут последовательно к массовым переселениям, трениям между кланами и общинами. В конечном счете это не позволяет развивать экономику и восстановить в полном масштабе производство и экспорт нефти – основного ресурса и потенциального источника национального дохода. В аграрно-продовольственной сфере главные сложности связаны с сохраняющимися высокими ценами на продовольствие, отсутствием доступа к торговым рынкам и гибель скота. Также разрушенная во время острой фазы конфликта аграрная инфраструктура и инвентарь требуют больших инвестиций для восстановления. Участившиеся наводнения также привели к гибели скота и распространению трансграничных заболеваний и животных, что в условиях отсутствия вакцинации стало причиной массовой гибели скора (животноводство составляет более 40% аграрного ВВП). Другой фактор – высокие цены на продовольствие. Например, только в столице Южного Судана Джубе цены на сорго и кукурузу в течение последних месяцев выросли на 15%, а по сравнению с летом 2015 года уровень цен в десятки раз выше.

Таким образом, кардинальное улучшение ситуации в продовольственной безопасности в Южном Судане в значительной мере зависит от политических и экономических факторов развития страны и способностей его руководства преодолеть последствия вооруженного конфликта. Также большое воздействие на продовольственную ситуацию оказывает фактор климатических катаклизм. Тем не менее в руках гуманитарных партнеров есть важные инструменты, способные по крайней мере снизить остроту продовольственного кризиса и принять важные превентивные меры для защиты уязвимых слоев населения от массового голода. В частности, необходимо оказание своевременной поддержки местным фермерам (раздача семян и удобрений, доступ к пашне) в предпосевной сезон. Также важно оказывать техническую поддержку кочевым скотоводам (вакцинация, ветеринарные услуги, доступ к питьевой воде, обучающие программы), чтобы предотвратить эпидемию различных болезней животных.

Важно, чтобы такого рода поддержка носила системный, регулярный характер и охватывала все уязвимые группы фермеров в национальном масштабе, независимо от политических предпочтений. Для этого должны сработать два ключевых фактора.

Во-первых, внутриполитическая стабилизация и прекращение межклановых и межэтнических конфликтов и противоречий. Только тогда доноры и партнеры смогут получить открытый гуманитарный доступ ко всем уязвимым местным общинам. Пока с этим действительно непросто. На политическом фронте ситуация сложная: по итогам достигнутого соглашения до ноября ожидается возвращение опального лидера оппозиции Р.Машара, который должен вновь занять пост вице-президента под руководством бессменного C.Киира, но есть опасения относительно личной безопасности Машара, что может отложить его отъезд. Еще более существенным является исполнение другого решения о слиянии правительственных войск и оппозиционных сил в единую национальную армию, что позволит существенно снизить накал внутреннего конфликта.

Во-вторых – необходимо обеспечить устойчивое финансирование гуманитарных программ в Южном Судане. На сегодняшний день, из запрошенного ООН гуманитарного бюджета для Южного Судана в размере 1.5 миллиардов долларов США, донорами выделено лишь 53%. При этом донорская база остается весьма узкой – 52% из выделенных средств обеспечили США, 14% — Великобритания, 8% — Германия, 6% — Европейская комиссия. При этом донорское финансирование также напрямую зависит от успеха внутриполитического процесса. Вашингтон как главный донор гуманитарных программ Южного Судана уже заявил, что если к ноябрю новое коалиционное правительство сформировано не будет, то ему придется вновь пересмотреть двусторонние взаимоотношения.

Если же внутриполитическая стабильность все-таки будет гарантирована, то помимо гуманитарных программ нужно будет искать дополнительное финансирование для проведения структурных реформ. В частности, международные финансовые институты должны будут взять на себя основное бремя по дизайну и реализации комплексной и долгосрочной программы устойчивого развития Южного Судана в целях обеспечения притока прямых иностранных инвестиций. В таком случае есть хороший шанс на модернизацию агробизнеса и аграрного сектора в целом, что позволит поднять национальную продовольственную безопасность на новый уровень и выйти из цикла хронического голода.

62.84MB | MySQL:102 | 0,488sec