Израильские эксперты определяют основные направления стратегии национальной безопасности Израиля. Часть 9

Вашингтонский институт ближневосточной политики (The Washington Institute for Near East Policy, WINEP) опубликовал доклад под названием «Рекомендации по стратегии национальной безопасности Израиля» (Guidelines for Israel’s National Security Strategy). Авторы доклада: генерал-лейтенант (в отставке) Гади Айзенкот, бывший начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) с 2014 по 2019 год, в настоящее время является военным научным сотрудником WINEP; и полковник (запаса) Габи Сибони – старший научный сотрудник Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) Тель-Авивского университета, руководитель программ военного и стратегического анализа и проблем кибербезопасности, основатель и редактор журнала Cyber, Intelligence, and Security. В работе над документом, помимо других сотрудников WINEP, приняли участие: директор INSS генерал-майор (в отставке) Амос Ядлин; д-р Анат Курц, директор по исследованиям, старший научный сотрудник и редактор INSS Insight; полковник (запаса) Юваль Базак[i].

Анализируя причины войны, израильские эксперты отмечают, что любая военная кампания должна быть частью политических усилий и преследовать политические цели, которые определяются политическим руководством страны. На войне Государство Израиль должно стремиться к результату, который заключается в неспособности или отсутствии желания противника действовать. Более серьезная цель в достижении победы состоит в том, чтобы усилить потенциал сдерживания Израиля и изменить стратегическую ситуацию в долгосрочной перспективе. Это должно проявиться в отсутствии у противника возможности возобновить наращивание сил и в длительных периодах затишья между эскалациями напряженности. Главной характеристикой эффективного применения силы является быстрая и мощная военная операция с целью устранения угрозы и защиты нации при одновременном уменьшении ущерба Израилю.

Кампания, нацеленная на победу, может быть реализована в нескольких сценариях, некоторые из которых инициированы Израилем, а другие – стали использованием возможностей, возникших в условиях агрессии противника, для полного изменения стратегической ситуации. В этом контексте авторы доклада выделяют четыре сценария:

  • Оборонительный ответный удар на серьезную, недопустимую атаку противника – оборонительная кампания, направленная на то, чтобы остановить серьезное наступление противника. Серьезность определяется степенью угрозы и возможностью нанести Израилю непоправимый вред.
  • Превентивная атака Израиля – кампания, нацеленная на победу и, возможно, решительную победу посредством превентивной войны, направленной на пресечение намерения и способности врага атаковать Израиль (в случае полной в этом уверенности и заблаговременного предупреждения); наносится ущерб подготовке и наращиванию сил противника. Такая превентивная атака может быть использована для того, чтобы одержать победу и изменить стратегическое положение государства в долгосрочной перспективе.
  • Превентивное пресечение наращивания сил противника. Израиль может инициировать действия по срыву наращивания сил противника как в ходе «кампании между войнами», так и в рамках более широкой кампании, направленной на подрыв стратегических возможностей противника.
  • Сдерживающие ответные удары – кампания, призванная отомстить врагу за осуществленную им атаку, или создать силы и средства сдерживания, чтобы противник отказался от участия в подобных операциях в будущем.

В контексте ограниченной кампании мета-задача Израиля заключается в том, чтобы поддерживать необходимый уровень безопасности и позволить нации развивать все сектора (образование, экономику, здравоохранение, туризм). Режим безопасности поддерживается с помощью: оборонительных мер на границах, в воздушном пространстве страны и в других сферах; стратегических мер по сведению угроз до уровня ниже порога войны и достижению полной победы в случае начала войны; действий в рамках «кампании между войнами». Ограниченная кампания должна быть последним вариантом после того, как дипломатические и другие попытки были исчерпаны, и должна иметь четкую политическую цель.

Прежде чем начинать ограниченную кампанию, необходимо провести тщательный анализ рисков, чтобы установить баланс между физическим ущербом пострадавшему району по сравнению с другими областями, находящимися под угрозой с момента создания государства; между чувством безопасности жителей и общей ситуацией. Необходимо также ответить на вопрос – оправданы ли расходы на ограниченную кампанию, поскольку речь идет об израильской экономике и обществе.

Прежде чем начинать ограниченную кампанию, должны быть проанализированы политические цели, а также связанные с этим затраты и выгоды. Военная операция имеет две возможные цели. Во-первых, разрушить правление врага (например, ХАМАС в секторе Газа), в результате чего Израилю придется взять на себя долгосрочное бремя уничтожения террористической инфраструктуры. Это серьезная ответственность как с экономической точки зрения, которая вынудит Израиль удовлетворять потребности местного населения, так и с политической, поскольку Израилю будет трудно, а то и вовсе невозможно, найти какую-либо внешнюю сторону, способную взять на себя роль обеспечения безопасности.

Второй возможной политической целью ограниченной кампании может быть восстановление сил и средств сдерживания. В таком случае общие экономические издержки, исчисленные в значительном ущербе структуре общества, должны оцениваться с учетом общественной безопасности и способности государства сдерживать массовый терроризм. Начало ограниченной кампании, как уже отмечалось, должно быть самым последним вариантом, и руководству страны необходимо сыграть решающую роль в создании запаса прочности и стабильности, чтобы не вступать в войну после каждой атаки или серии атак врага.

Что касается обеспечения национальной безопасности Израиля с помощью политических средств, то авторы данного доклада настаивают на том, что краеугольным камнем являются особые политико-стратегические отношения Израиля с Соединенными Штатами. Для этого необходимо задействовать дополнительные политические инструменты, в том числе достижение договоренностей, создание альянсов и налаживание сотрудничества с региональными государствами, а также развитие отношений и заключение соглашений со странами во всем мире. Эти задачи включают в себя:

  • Укрепление и модернизацию дипломатической системы, работающей на продвижение интересов национальной безопасности Израиля по всему миру, включая усиление легитимности еврейского государства и его позиции на международной арене.
  • Проведение кампании в правовой сфере по сокращению возможностей для террористических групп и государств, а также негосударственных субъектов, действующих против интересов национальной безопасности Израиля.
  • Управление национальной кампанией по продвижению стратегических целей Израиля на международной арене, борьба с делегитимизацией еврейского государства и достижение необходимой свободы действий для использования военной мощи.

Что касается борьбы с усилиями по делегитимизации Израиля, авторы доклада отмечают, что в отсутствии значительных успехов в нанесении ущерба Израилю с помощью военных средств были разработаны идеологические методы борьбы для того, чтобы добиться отрицания легитимности существования Израиля как национального государства еврейского народа.

Этими усилиями руководят гражданские группы, неофициально собравшиеся под эгидой движения, выступающего за бойкот, изоляцию и введение санкций против Израиля. Это движение направлено на развитие и продвижение идей в научных кругах и СМИ, которые лишают Израиль права на существование, и на определение сионизма как колониального проекта, чуждого региону.

Призывая к бойкоту и санкциям против Израиля, движение представляет угрозу, т.к. поощряет изоляцию государства в экономической, культурной и академической сфере. Как отмечают авторы доклада, продвижение кампании бойкотов часто основано на лжи и полуправде, но использование экономических, культурных и академических каналов может в долгосрочной перспективе нанести ущерб политическим возможностям Израиля и свободе его действий, а также возможности государства добиваться законности своих действий и даже уменьшить его способность противодействовать своим врагам.

В основе этих усилий лежит палестинская проблема. Движение за делегитимизацию Израиля присваивает приоритет палестинскому делу за счет сионизма, проводя параллели между палестинской проблемой и освободительной борьбой национальных меньшинств и коренных народов во всем мире, чтобы вызвать симпатию, создать чувство общности судеб и заручиться поддержкой. Израиль уже принял меры против антиизраильской кампании, но в этом направлении необходимо активизировать усилия. Израиль должен разработать всеобъемлющую стратегию противостояния движению и задействовать для этого все свои национальные возможности, различные силы в международном сообществе и еврейской диаспоре. Ответные меры должны основываться на нескольких фундаментальных принципах:

  • Сотрудничество с гражданскими организациями, которые уже действуют от имени Израиля, в т.ч. в противодействии антиизраильскому движению, оказывая им соответствующую поддержку по мере необходимости, включая предоставление разведывательных данных.
  • Активное взаимодействие государственных учреждений с гражданскими, экономическими, культурными и академическими организациями, а также их развитие. Такие отношения имеют решающее значение на межличностном и межорганизационном уровне в создании каналов связи и укреплении отношений для противодействия антиизраильским действиям и идеям.
  • Противодействие финансированию организаций, продвигающих бойкот Израиля, путем разоблачения их источников и осуществления политических действий.

Относительно обеспечения национальной безопасности с помощью экономических средств, то, как отмечают авторы доклада, экономическая составляющая национальной безопасности направлена на развитие

общества, образования и культуры для усиления государства, социальной сплоченности и солидарного общества. В свою очередь, такие усилия направлены на поддержку государства всеобщего благосостояния, что соответствует потребностям всего населения.

Израиль выиграет от позиционирования себя в качестве двигателя экономического роста, который благодаря технологическим инновациям способствует человеческому развитию в целом, используя это для создания взаимных интересов и партнерских отношений с соответствующими сторонами в международном сообществе.

С позиции обеспечения национальной безопасности Израиль должен адаптировать развитие экономических инфраструктур таким образом, чтобы они могли использоваться для нужд национальной безопасности и для поддержки военных действий (имеются в виду материальные средства усиления, функциональная непрерывность, источники энергии, модернизация промышленных предприятий для возможности военного производства).

Кроме того, экономика Израиля должна обеспечить бюджеты национальной безопасности с целью создания и развития сил безопасности и всех их военных и гражданских компонентов, а также для обеспечения запасами сырья, оборудования и различных продуктов, которые Израиль должен закупать за границей для использования в военное время.

Создание, поддержание и развитие инфраструктуры для разработки и производства систем вооружений, боеприпасов и боевой техники имеет решающее значение для способности Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) выполнять свою роль вне зависимости от внешних источников. Точно такое же значение имеет инвестирование в военные исследования и разработки, задействование научного потенциала страны в обеспечении технологического преимущества ЦАХАЛа и конкурентного преимущества оборонной промышленности.

Кроме того, Израиль должен использовать свои оборонно-экспортные и научно-исследовательские возможности для укрепления связей в области безопасности и политики, усиления экономики и инфраструктуры промышленной безопасности. Эти меры помогают критически важной экономической инфраструктуре бесперебойно функционировать в военное время, перенаправляя экономические ресурсы на нужды ЦАХАЛа (например, наземные, воздушные и морские транспортные системы, производство и услуги).

Наконец, должна быть создана система поддержки бизнеса в процессе подготовки к войне, удовлетворения различных военных  потребностей и в последующем восстановлении. Кроме того, для этого необходима межведомственная организационная система, которая поможет поддерживать необходимую экономическую активность на протяжении всего военного периода.

[i]                      Guidelines for Israel’s National Security Strategy // WINEP. October, 2019 — https://www.washingtoninstitute.org/uploads/Documents/pubs/PolicyFocus160-EisenkotSiboni.pdf

47.41MB | MySQL:109 | 0,812sec