Оценки израильских экспертов ситуации вокруг решения Д.Трампа вывести войска из северной части Сирии

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 18 октября с.г. поблагодарил госсекретаря США Майка Помпео и президента США Дональда Трампа за их «постоянную поддержку Израиля» и приветствовал укрепление американо-израильских отношений. М.Помпео прибыл в Израиль, поскольку изменения в политике Вашингтона в отношении Сирии вызвали обеспокоенность израильского руководства, сообщает The Times of Israel. Этот визит проходит на фоне угрозы длительному (беспрерывному с 2009 года) пребыванию Б.Нетаньяху у власти по результатам парламентских выборов, прошедших 17 сентября этого года. Действующему премьер-министру до сих пор не удалось сформировать правительство национального  единства со своим главным оппонентом, бывшим начальником Генштаба Армии обороны Израиля Бени Ганцем, к тому же в предстоящие недели он может быть обвинен в коррупции.

Комментируя договоренность США и Турции о прекращении огня на фоне наступления турецкой армии в Сирии против курдских сил, израильский премьер-министр осторожно отметил, что он надеется на то, что «все будет к лучшему»[i].

После встречи с Б.Нетаньяху в его официальной резиденции в Иерусалиме М.Помпео написал: «Мы с Нетаньяху провели продуктивную встречу, посвященную усилиям по противодействию пагубному влиянию иранского режима, а также региональным событиям и другим вопросам, связанным с безопасностью Израиля». В заявлении для журналистов он также отметил, что американо-израильские отношения остаются «такими же прочными, как они были всегда».

По его словам, он и Б.Нетаньяху обсудили «совместные усилия, направленные на то, чтобы отбросить угрозу не только Израилю, но и всему региону и миру со стороны Исламской Республики Иран». М.Помпео добавил: «Мы поделились нашими идеями о том, как мы вместе можем обеспечить стабильность на Ближнем Востоке, и как мы будем продолжать наши усилия в совместной борьбе со всеми вызовами, с которыми мир сталкивается здесь, на Ближнем Востоке».

По словам Б.Нетаньяху, на встрече обсуждались «различные проблемы, с которыми мы [Израиль и США] сталкиваемся» в регионе, и усилия по укреплению американо-израильских связей. «Ближний Восток – это море неприятностей и турбулентности», – сказал премьер-министр Израиля, добавив, – «но вот что выделяется, так это стабильность и прочность американо-израильского альянса».

Ранее М.Помпео призвал Совет Безопасности ООН возобновить эмбарго на поставки оружия Ирану после того как оно истечет в следующем году. «Из-за некорректной сделки с Ираном эмбарго ООН на поставки оружия Ирану истекает через год. Такие страны, как Россия и Китай, смогут продавать Ирану самое современное оружие», – написал М.Помпео в Twitter перед встречей с Б.Нетаньяху. «Иранский режим сможет свободно продавать оружие кому угодно. Это вызовет новую гонку вооружений на Ближнем Востоке», – отметил он. «Если вы сейчас обеспокоены поведением Ирана, представьте, что Иран будет делать с передовыми ракетами, беспилотниками, танками и самолетами. Совет Безопасности должен продлить эмбарго на поставки оружия», – добавил госсекретарь США.

Глава Моссада Йоси Коэн, директор Совета национальной безопасности Меир Бен-Шаббат, посол США в Израиле Дэвид Фридман и представитель госсекретаря на Ближнем Востоке Джим Джеффри также присутствовали на встрече, сообщили в канцелярии Б.Нетаньяху.

Позднее М.Помпео встретился с сотрудниками Центра Симона Визенталя, который борется с антисемитизмом во всем мире. В Центре заявили, что его представители поделились с М.Помпео «опасениями миллионов американцев о тяжелом положении курдского меньшинства в Сирии». По их словам, госсекретарь их заверил в том, что Соединенные Штаты не покидают Ближний Восток.

По факту, М.Помпео прибыл в Израиль после того, как он и вице-президент США Майк Пенс заключили соглашение, призванное заставить Турцию приостановить наступление в Сирии, что стало возможным после вызвавшего критику отказа США от своих курдских союзников.

Как отмечает The Times of Israel, в Израиле внимательно следят за решениями Д.Трампа по Сирии, и обеспокоены тем, что «самый важный союзник» также и их может оставить в любой момент. Кроме того, у Израиля есть давние опасения по поводу того, что его враг Иран начнет заполнять вакуум в соседней Сирии, где Тегеран поддерживает президента Башара Асада в восьмилетней гражданской войне.

У Б.Нетаньяху напряженные отношения с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом, который активно выступает на стороне палестинцев. После объявления о временном прекращении огня Д.Трамп похвалил Эрдогана, назвав его «чертовским лидером». Б.Нетаньяху в свою очередь проявил осторожность, чтобы его не уличили в критике Д.Трампа, ключевого союзника, и на прошлой неделе выступил с заявлением, в котором Израиль решительно осудил «вторжение Турции в курдские районы Сирии». Он также выступил с предупреждением по поводу «этнической чистки курдов Турцией и подконтрольными ей силами».

Наступление Турции на курдов началось после того, как Д.Трамп принял решение о выводе американских войск из северо-восточной части Сирии, что сильно беспокоит военно-политическое руководство Израиля. По словам президента США, он позволил турецким и курдским силам столкнуться в смертельной схватке, потому что обе стороны «как дети, которым нужно подраться друг с другом». «То, что я сделал, было нетрадиционным. Я сказал, что им нужно немного подраться», – заявил он на съезде своих сторонников, подчеркнув, что при этом «ни одна капля американской крови» не пролилась[ii].

Тем временем соглашение Турции и США о прекращении военного наступления Анкары на курдские силы в Северо-Восточной Сирии на следующий день (18 октября с.г.) было нарушено турецкими авиаударами. Это соглашение должно было обеспечить паузу для эвакуации курдских сил из пограничного города Рас-эль-Айн и других районов вдоль турецкой границы с Сирией, которые Турция планирует взять под свой контроль.

По словам политического обозревателя The Times of Israel Рафаэля Арена, в складывающейся ситуации Россия становится доминирующей мировой державой, присутствующей в регионе в военном отношении[iii].

На этой неделе российские войска прибыли на военные базы на севере Сирии, которые американская армия поспешно покинула несколькими днями ранее, что можно рассматривать как передачу региональной гегемонии. В Иерусалиме многие обеспокоены тем, что решение американцев о постепенном выходе из этой части мира, который начался при бывшем президенте США Бараке Обаме, может ободрить врагов Израиля: Иран, его союзников и подконтрольных ему сил в Ливане, Сирии, секторе Газа и других местах.

Ряд израильских аналитиков серьезно опасаются того, что Москва может использовать ракеты класса «земля-воздух» против израильских самолетов, атакующих иранские объекты в Сирии, что фактически положит конец кампании Израиля, направленной против военного закрепления Тегерана возле израильской границы. Другие видят в новой руководящей роли России возможность для установления ирано-израильского способа сосуществования, который предотвратит эскалацию скрытой войны между двумя странами.

Чтобы проанализировать последствия нового статус-кво для Израиля, прежде всего, было бы полезно понять, почему вообще Москва взялась за Ближний Восток, но даже по этому вопросу эксперты расходятся во мнении.

Амос Ядлин, глава Института исследований национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, называет восемь основных причин, которые «побудили президента России Владимира Путина к действиям на Ближнем Востоке»:

  1. Сделать Россию снова великой.
  2. Вновь стать влиятельной державой после того, как США не подпустили Москву к Египту (1973 г.), Ираку (2003 г.), Ливии (2011 г.) и израильско-палестинскому мирному процессу.
  3. Уменьшить влияние США.
  4. Разыграть ближневосточные карты в конфликте с Украиной.
  5. Контролировать порты и авиабазы, о чем мечтал еще царь.
  6. Опробовать оружие, разработанное Россией в последнее десятилетие.
  7. Спасти сирийского президента Б.Асада и показать миру, что русские не бросают своих союзников под автобус.
  8. Воевать с джихадистами в Сирии, а не на Кавказе.

По мнению А.Ядлина, хотя Россия не обязательно намерена выступать в роли «честного посредника» между враждующими сторонами на Ближнем Востоке, но она стремится к хорошим отношениям со всеми. По его словам, «все пары врагов на Ближнем Востоке имеют достаточно хорошие связи с Россией: Саудовская Аравия и Иран, Израиль и палестинцы, курды и турки, Израиль и Иран, Египет и Турция и так далее». А.Ядлин, бывший глава военной разведки Израиля, подчеркнул при этом, что Россию не следует рассматривать как регионального гегемона. Скорее, этот титул должны разделить Турция, Израиль, Саудовская Аравия и Египет. Даже у американцев по-прежнему больше сил на Ближнем Востоке, чем у русских.

«Да, русские управляют Сирией в значительной степени, но при всем уважении Сирия не является страной высшего порядка», – сказал израильский эксперт. По его словам, «у американцев больше сил [на Ближнем Востоке], но меньше желания их использовать. Успех России проистекает из способности использовать незначительные силы с решимостью и правилами взаимодействия, которые только они [русские] могут себе позволить, с правом вето в Совете Безопасности ООН и патриотически настроенной публикой у себя дома».

Профессор истории Еврейского университета Йонатан Декель-Чен, эксперт по России, сказал, что основным мотивом действий В.Путина на Ближнем Востоке является необходимость стабилизации режима Б.Асада, чтобы Москва могла сохранить свое ограниченное военное присутствие в Сирии. «Это не изменится [теперь, когда американцы выходят из Сирии]. Изменились условия вокруг этого», – сказал он. Пока что действия России после ухода США показывают, что В.Путин по-прежнему в основном сосредоточен на своей цели номер один: обеспечить выживание Б.Асада. Следовательно, Москва недовольна выходом на арену амбициозной региональной державы – Турции – и будет также пытаться предотвратить потенциальное возрождение Исламского государства (ИГ, запрещенное в России). «Это, конечно, влияет на Израиль, но только косвенно», – сказал Й.Декель-Чен. По его мнению, «Израиль никогда не был приоритетом для действий России в Сирии. Это просто не так. Конечно, есть побочные эффекты для Израиля от российской политики и действий в Сирии».

Израиль должен смириться с тем фактом, что соотношение сил на Ближнем Востоке коренным образом изменилось, и у него больше нет «союзника в сапогах на земле» в непосредственной близости, предупредил бывший посол Израиля в США Майкл Орен. «Я обеспокоен. Последние 45 лет мы полагались на Pax Americana, который больше не существует. Я не говорю, что США не придут нам на помощь [в случае войны], но мы больше не можем быть в этом уверены», – сказал он. «Мы должны усвоить, что сложилась такая ситуация». «Соединенные Штаты являются союзником; Россия – нет», – подчеркнул М.Орен. По его словам, «нам бесполезно делать вид, что Россия станет союзником, но мы не должны делать их врагами. Мы можем установить с ними modus vivendi».

Уроженка Москвы и бывший депутат Кнессета Ксения Светлова, старший научный сотрудник Института политики и стратегии (IPS, в Герцлии) и израильского Института региональной внешней политики «Митвим», считает, что новая лидирующая позиция России в регионе может иметь «очень серьезные» последствия для Израиля. «У нас уже есть российские системы противовоздушной обороны С-300, которые охватывают сирийское и ливанское побережье. Как только русские сочтут, что для них разумно использовать эти системы и остановить израильские атаки, Израиль больше не сможет справиться с расширением иранского присутствия в этих странах», – предсказала она. «Израильским ВВС также не позволят наносить удары по ракетным заводам или поставкам оружия в Сирию или куда-либо еще», – сказала К.Светлова.

Премьер-министр Б.Нетаньяху, возможно, и установил хорошие рабочие отношения с В.Путиным, но, по ее мнению, это не означает, что Кремль будет продолжать терпеть авиаудары Израиля по иранским целям в Сирии. «Русские определенно заинтересованы в реструктуризации и перестройке сирийской армии, а это значит, что под крылом сирийской армии будут собраны различные вооруженные группировки. И всякое нападение [на иранские цели в Сирии] будет считаться нападением на Б.Асада, и россияне этого не примут». И речь идет не только о Сирии. К.Светлова отметила, что Иран также является стратегическим союзником России. «И вряд ли Москва сделает что-либо, чтобы обуздать иранское влияние в Сирии и Ливане».

По мнению К.Светловой, заявление Д.Трампа о том, что США никогда не должны были вмешиваться в дела на Ближнем Востоке, таким образом, «потенциально представляет большую опасность для Израиля и меняет мировой американский порядок на Ближнем Востоке, и не совсем понятно, как все будет развиваться».

Офер Зальцберг, старший аналитик Международной кризисной группы в Иерусалиме, рассматривает последние события на севере Сирии менее драматично и даже обнаружил возможности для укрепления мира в регионе. «Я бы сказал, что на этой неделе Россия, по большей части, стала единственной мировой державой, желающей фактически использовать военную мощь на Ближнем Востоке, и что это может измениться, когда президент Трамп покинет свой пост», – сказал он The Times of Israel. «Более того, Россия не может и не будет экономически вытеснять США с Ближнего Востока в течение длительного времени: ее номинальный ВВП составляет всего 10% от ВВП США».

Вывод США из Сирии скорее покончит с «желанием Израиля думать, что США решат все проблемы военным путем», а это может стать хорошей новостью для всех, считает О.Зальцберг. По его словам, «перед Израилем стоит своего рода двоичный выбор между рискованным, самостоятельным, в основном милитаристским преследованием своих текущих максималистских целей». Это включает в себя требование того, что Ирану не дозволено обогащать уран, и он должен полностью прекратить военные действия в Сирии. По его мнению, уход Америки и новая руководящая роль России могут побудить Израиль пересмотреть свои цели, чтобы сделать их более достижимыми с помощью дипломатии. Связи России с Ираном и подконтрольными ему силами могут помочь в достижении «некоторого временного распределения власти» между Тегераном и Иерусалимом, а не полной победы одной из сторон. По его словам, «Израиль может тщательно изучить вопрос о том, может ли Россия помочь в установлении израильско-иранского modus vivendi в отношении Сирии и Ливана. Контроль Москвы над сирийским воздушным пространством делает ее наиболее важным потенциальным посредником». В силу того, что у России налажены отношения, как с Ираном, так и с «Хизбаллой», появляется возможность для попытки заключения соглашения о ненападении между Израилем и «Хизбаллой».

Некоторые отличия в модальности и разброс в оценках израильских экспертов складывающейся ситуации в регионе на фоне решений президента США может быть объяснен политической ангажированностью, а не попытками объективного анализа фактов и их последствий для Израиля. Но даже при этом в целом отсутствуют апокалиптические настроения, что не вызывает удивления, т.к. тенденция ухода американцев из ближневосточного региона проявилась и анализировалась уже при Бараке Обаме.

[i] Hosting Pompeo amid concerns about policy in Syria, PM hails US-Israel alliance // The Times of Israel. 18.10.2019 — https://www.timesofisrael.com/pompeo-meets-netanyahu-amid-israeli-concerns-about-us-policy-in-syria/

[ii] Trump says Turkey and Kurds needed to fight ‘like two kids’// The Times of Israel. 18.10.2019 — https://www.timesofisrael.com/trump-says-turkey-and-kurds-needed-to-fight-like-two-kids/

[iii] As US withdraws, Jerusalem spooked by Moscow’s growing control over Middle East// The Times of Israel. 18.10.2019 — https://www.timesofisrael.com/as-us-withdraws-jerusalem-spooked-by-moscows-growing-control-over-middle-east/

62.87MB | MySQL:102 | 0,538sec