Немецкие оценки ситуации в Афганистане и положения депортированных беженцев

По оценкам федерального правительства Германии, октябрь стал месяцем, связанным с самым большим количеством инцидентов в сфере безопасности в Афганистане. Более того, по представленным в середине недели оценкам ООН, за 9 месяцев текущего года в стране численность жертв среди местного населения превысила 2500 человек. Только во взрыве в мечети в провинции Нангархар в пятницу погиб 61 человек. В результате в ряде немецких СМИ афганский конфликт называется сейчас наиболее опасным среди всех международных. При этом в данных оценках отводится особое внимание тому, что под угрозой находятся военнослужащие Бундесвера, а особые риски связаны с возможностью проникновения талибов в расположение германских военных.

Первые тревожные сообщения появились на страницах ежемесячного журнала Ассоциации резервистов вооруженных сил Германии Das Loyal, где содержались упоминания о том, что в лагере Бундесвера «Мармаль» в Мазари-Шарифе, где, по свидетельствам находящихся там военных, проводятся брифинги по безопасности, свидетельствующие о возросшей опасности. Специальный уполномоченный Бундестага по вооруженным силам Х.-П.Бартельс, недавно посетивший Мазари-Шариф также отметил, что применяются усиленные меры для защиты военнослужащих. При этом он полагает, что сами по себе представители Бундесвера не являются целью талибов. Речь идет главным образом об их стремлении укрепить свои позиции, что важно с учетом переговоров с США, которые планируется возобновить. Важно, что представители «Талибана» настаивают, что террористическая угроза возросла именно из-за прекращения диалога. Также они ссылаются на то, что после подписания соглашения с американцами пойдут на контакт с Кабулом, который также будет гораздо выгоднее вести с позиции силы.

Безопасность немецких военнослужащих накладывает большой отпечаток и на работу миссии, целью которой являются обучение и консультирование. За последние месяцы в немецких СМИ вышло несколько репортажей из лагеря «Мармаль», где работу военных сравнивают с «импровизацией» и считают неэффективной. При этом к последнему выводу приходят сами представители Бундесвера. В частности, они отмечают, что обучение было бы более продуктивным, если бы велось не на закрытой территории расположения немецких военных, а в реальных условиях. Однако позволить себе этого Берлин не может, поскольку опасается жертв со своей стороны. Также утверждается, что существенным препятствием становится отсутствие реальной цели миссии, над достижением которой необходимо работать, а также мониторить конкретные шаги по ее достижению.

Большая озабоченность безопасностью немецких военных в Афганистане, где, по данным СМИ, последняя боевая потеря была в 2013 г., заметно контрастирует с подходом к депортации афганцев из ФРГ, очередной этап которой также прошел в октябре.

 

По этому поводу социолог Ф. Штальманн подготовила обзор, статистика из которого была размещена на сайте крупнейшей в стране организации, оказывающей поддержку мигрантам, Pro Asyl[i]. В нем приводится пугающая, с точки зрения правозащитников, статистика. Так, порядка 90% опрошенных, которые были высланы из Германии в период с декабря 2016 г. по апрель 2019 г., подверглись по возвращении насилию. При этом в половине случаев одним из оснований для проявленной в их адрес агрессии было длительное пребывание в Европе. Неутешительными выглядят и данные о социально-экономической поддержке. Для 85% участников опроса, основным ресурсом, позволившим остаться на плаву, были средства, пересылаемы из-за рубежа родственниками, в то время как только 7 из 47 получили помощь по программе Европейской сети возвращения и реинтеграции (ERRIN).

Вместе с тем у федерального правительства есть свой ответ на обвинения в отказе учитывать условия в стране, куда направляются депортированные. Так, по информации министерства внутренних дел ФРГ из 44 человек, высланных из страны в октябре, 28 были правонарушителями, в отношении которых в Германии были вынесены обвинительные приговоры. Кроме того, с точки зрения методологии упомянутое исследование может показаться не достаточно репрезентативным, поскольку в нем приняли участие лишь не более 10 % тех, кто был депортирован в указанный период. Также не все из них ответили на все вопросы. Впрочем, данный факт не скрывается ни автором, ни правозащитниками, а такую по численности выборку они объясняют большими сложностями в поиске контактов с высланными из Германии афганцами, что также косвенно указывает на их трудное положение после возвращения на родину.

Таким образом, ситуация с безопасностью в Афганистане вызывает большую озабоченность в ФРГ, однако, на практике меры предпринимаются только в отношении граждан самой Германии, находящихся там в рамках миссии Бундесвера. В целом с разных сторон, включая самих военнослужащих, звучит точка зрения о нецелесообразности миссии, что ставит вопрос о пересмотре ее задач или прекращении. Однако сделать это будет возможно только при координации с США.  На подход к решению миграционных проблем страны положение дел в Афганистане не влияет, несмотря на статистику правозащитников. Более того, афганцы это, пожалуй, одна из тех категорий мигрантов, в отношении которых применяется жесткий подход к лицам, нарушившим законодательство страны, в то время как в других случаях немцы зачастую жалуются, что правительство пытается скрыть статистику совершенных мигрантами преступлений.

[i] Studie zur Situation abgeschobener Afghanen: Bedrohungen, Gewalt, Chancenlosigkeit // Pro Asyl. URL: https://www.proasyl.de/news/studie-zur-situation-abgeschobener-afghanen-bedrohungen-gewalt-chancenlosigkeit/

52.21MB | MySQL:103 | 0,397sec