Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии — 15 лет

Хорошо известно, что ирано-израильская конфронтация стала в последние годы рутинным элементом международной жизни. К традиционным для исламского Ирана призывам «стереть Израиль с карты мира», «вырезать из тела Ближнего Востока сионистскую опухоль» его нынешний президент-неоконсерватор Махмуд Ахмадинежад добавил не так уж часто озвучиваемую ранее в этой стране идею отрицания Холокоста и провел в прошлом году в Тегеране международную конференцию отрицателей Катастрофы евреев Восточной Европы. Притчей во языцех стала и иранская политика активного неприятия любых попыток установления всеобъемлющего мира на Ближнем Востоке, финансового поощрения международного терроризма, перманентного нагнетания угрозы миру и спокойствию во взрывоопасном Ближневосточном регионе.

На таком негативном фоне трудно себе представить, что существует международная структура, на форумах которой представители Ирана и Израиля, соседствуя в списке стран-участниц, сидят рядом, на деле опровергая устоявшиеся стереотипы наших дней. Речь идет о Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), созданном в октябре 1992 г. по инициативе Казахстана. Выступая тогда на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН его президент Нурсултан Назарбаев предложил мировому сообществу продолжить попытки создания некой структуры, потенциально способной реализовать идею обеспечения безопасности на громадном и неспокойном азиатском континенте. Практически речь шла о формировании континентального механизма коллективной безопасности. Несомненную новизну представляло и то, что на этом геополитическом пространстве, наиболее богатом деструктивными коллизиями подрыва стабильности и безопасности, подобные попытки ранее не приводили к ощутимым результатам, и то, что инициативу на этот раз взяло на себя только что возникшее молодое государство, уверенно заявившее тем самым о себе как о равноправном члене мирового сообщества.

Тогда, ровно 15 лет назад, идея созыва СВМДА была позитивно воспринята ведущими государствами азиатского континента, такими авторитетными международными структурами, как ООН, Лига арабских государств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Уже на первых рабочих встречах экспертов азиатских стран была озвучена базовая идея о том, что различное понимание странами континента сущности конструктивного политического климата не должно стать непреодолимым препятствием для формирования совместных подходов к проблемам безопасности и сотрудничества. При этом предполагалось, что СВМДА будет функционировать как форум, где будет вестись диалог, проводиться консультации и на базе достигаемого консенсуса будут приниматься решения по широкому спектру проблем азиатской безопасности. Кроме государства-основателя – Республики Казахстан, сегодня в СВМДА плодотворно работают Афганистан, Азербайджан, Китай, Монголия, Египет, Индия, Иран, Израиль, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Палестинская автономия, Республика Корея, Россия, Таджикистан, Таиланд, Турция и Узбекистан, являющиеся его постоянными членами. В качестве наблюдателей в работе Совещания участвуют Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Япония, Украина и США. Таким образом, сегодня в деятельности СВМДА принимают участие страны, занимающие более 90% территории Азии и охватывающие почти половину населения земного шара.

Признанием роли Казахстана в СВМДА служит тот факт, что эта страна уже второй срок подряд является действующим председателем Совещания и именно в ее крупнейшем городе – Алматы – располагается работающий на постоянной основе международный Секретариат. В профессиональном штабе Секретариата в настоящее время работают представители таких стран, как Азербайджан, Казахстан, Россия и Турция. Руководитель Секретариата, исполнительный директор СВМДА Жандос Асанов заявил недавно в интервью прессе, что за прошедшие годы СВМДА доказало свою востребованность. Так, накануне первого саммита стран — участниц Совещания, проведенного в Алматы в 2002 г., обострились отношения между новыми членами ядерного клуба – Индией и Пакистаном. Участие их лидеров в саммите, проведенные консультации, несколько раундов изматывающих переговоров помогли снять напряженность и восстановить былое доверие.

Несомненная заслуга Совещания заключается и том, что каждые три месяца представители всех стран-членов собираются за одним столом для обсуждения злободневных проблем, принимают конкретные решения по поводу совместных действий. Наличие серьезных разногласий между теми или иными странами, участвующими в деятельности Совещания, не мешают их представителям свободно обмениваться мнениями и отстаивать свою точку зрения. В этом как раз и проявляется доверие, обеспечивающее непрерывный и плодотворный диалог между странами, задействованными в работе СВМДА.

Действительно, то, что за одним столом собираются представители целого ряда азиатских стран и при этом обсуждаются вопросы стратегии совместных действий по проблемам азиатской безопасности, является реальным перманентным диалогом, важность которого трудно переоценить. За эти годы странам-участницам СВМДА удалось придти к ощутимым результатам, главные из которых — выработка юридической базы всеобъемлющей системы азиатской безопасности. При этом определены и последовательно реализуются конкретные механизмы обеспечения региональной безопасности.

К достижениям Совещания за 15 лет его истории можно отнести и два проведеннызх саммита. На первом из них летом 2002 г. обсуждалась и была принята Декларация об устранении терроризма и диалоге между цивилизациями. Через четыре года, летом 2006 г., прошел второй саммит. На нем, кроме руководителей и высокопоставленных деятелей стран-членов СВМДА, был представлен ряд международных организаций, таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Евроазиатский экономический союз (ЕврАзЭС) и др. Итогом работы второго саммита стало принятие его Декларации, в которой нашли отражение подходы государств-членов к ключевым проблемам безопасности и сотрудничества в Азии и в мире в целом. Декларация содержала также предложения государств-членов по преодолению неразрешенных проблем. Было заявлено о необходимости практической реализации мер доверия СВМДА, вошедших в Каталог мер доверия 2004 г., и дальнейшего развития процесса. Отметим и то, что Казахстан как дежурный председатель СВМДА настоял на включении в Декларацию раздела, где отмечены совместные усилия стран Центральной Азии по созданию в регионе зоны, свободной от ядерного оружия, подчеркнута необходимость развития туризма для возрождения вековых традиций Великого Шелкового пути, который служил единению и укреплению связей между народами. Тем самым была подчеркнута роль Казахстана и других государств СНГ в создании климата доверия на азиатском континенте. К несомненным достижениям второго саммита СВМДА следует отнести создание прочной сети партнерских отношений с международными и региональными организациями — ООН, ШОС, ОБСЕ, АСЕАН, ЕврАзЭС и др. СВМДА уже заявил о себе как об авторитетной международной структуре, пытающейся активно противостоять угрозе террора, выработать свои противовесы этой глобальной опасности. С другой стороны, СВМДА динамично превращается и в организацию общего миросозидания, в рамках которой все страны — члены СВМДА получают возможность на равных участвовать в различных программах.

СВМДА оперативно отслеживает все болевые точки азиатской безопасности и активно на них реагирует. Так, государства — члены Совещания решительно и единодушно осудили проведенный фундаменталистским движением «Талибан» в июле с.г. в афганской провинции Газни захват в заложники граждан Республики Корея, предоставлявших местному населению образовательные и медицинские услуги. Участники СВМДА, исходя из целей своей организации, призвали к скорейшему освобождению всех заложников без предварительных условий, а все заинтересованные стороны оказать всяческое и эффективное содействие в разрешении вопроса. В сентябре все освобожденные заложники вернулись на родину.

В рамках СВМДА эффективно работает и Израиль, имеющий непростые отношения с рядом стран мира. Эта страна видит в деятельности СВМДА мощный потенциал сотрудничества и старается поддерживать конструктивные отношения со всеми странами — членами этой организации. Израиль принимал участие в обоих проведенных саммитах. На первом, в 2002 г., его представлял тогдашний вице-премьер Натан Щаранский. В прошлом году на втором саммите СВМДА присутствовал и выступил с речью нынешний президент страны, ветеран израильской политики Шимон Перес, которого связывают теплые личные отношения с лидером Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Перес отметил уникальность для стран Азии того пути, который прошла страна, инициировавшая такую уникальную для континента структуру, как СВМДА, и собирающая на своей земле лидеров, озабоченных судьбами азиатской безопасности. «Ваша страна, — сказал Перес, — похожа на пробуждающуюся красавицу». Удачна, по словам Переса, и сама идея СВМДА, которое представляет собой альянс миротворческого движения. Его главная объединяющая сила – добрая воля. На такой основе возникает единство точек зрения на многие международные процессы, и это делает перспективы сотрудничества Израиля со странами СВМДА оптимистичными.

С другой стороны, в Израиле с интересом анализируют потенциал членства в СВМДА такой страны, как Иран, рассматривая его как конструктивный. Это аргументируется тем, что членство в такой организации может привести к уменьшению уровня исходящих от Ирана в направлении Израиля угроз, а коллективное принятие решений в рамках СВМДА способно удержать Иран от нагнетания напряженности в регионе. Недолгая история СВМДА располагает позитивными примерами на этот счет. Так, в 1999-2002 гг. в Иране прошел громкий судебный процесс по делу группы «израильских шпионов». По надуманным обвинениям, без предварительно проведенного следствия, в нескольких городах Ирана были арестованы 13 местных евреев, из которых были выбиты признательные показания в том, что они создали шпионскую сеть, причем речь шла о событиях 20-летней давности, когда многие из «шпионов» находились еще в совсем юном возрасте. Все они были осуждены, причем некоторые из них – на длительные сроки. Профессор лингвистики Ширазского университета Ашер Задмехр, которому инкриминировали руководство этой «шпионской сетью», получил по приговору Тегеранского революционного трибунала 13 лет тюремного заключения. Другой иранский еврей, Дани Тефлин, был осужден на такой же срок за «сбор и передачу информации разведывательного характера, нанесшей значительный вред безопасности страны». Среди осужденных был и несовершеннолетний мальчик. Поданная осужденными апелляция была отклонена духовным лидером страны аятоллой Али Хаменеи. В мире поднялась широкая кампания протеста, инициированная Европейским союзом. Однако ощутимых результатов достичь не удалось. В кулуарах годичной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2000 г. министры более чем двадцати стран встречались с тогдашним главой иранского МИДа Камалем Харрази для обсуждения этого вопроса. Речь шла о смягчении приговора невинно осужденным. Ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь тогда, когда на первом саммите СВМДА в Алматы летом 2002 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился со своим тогдашним иранским коллегой Сейедом Мохаммадом Хатами. Через несколько месяцев, осенью того же года, несправедливо осужденные иранские евреи вышли на свободу.

В названии СВМДА важен каждый из компонентов — и реальное взаимодействие, и подлинное доверие. Только так, взаимодействуя и доверяя друг другу, как на любом форуме, можно достичь цели – построить действенный механизм обеспечения безопасности на азиатском континенте. Первые шаги СВМДА показывают, что эта международная структура взяла правильный курс.

47.73MB | MySQL:107 | 0,663sec